Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лжи

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

10.04.2021 21:13:46
Автор: Анна Байбородова

Всегда ли ложь сопровождается душевными терзаниями? Над этой проблемой размышляет А.П.Чехов в предложенном для анализа тексте.
Комментируя эту проблему, автор рассказывает историю о том, как учитель военной прогимназии   Лев Пустяков одолжил у поручика Леденцова орден Станислава для обеда у Спичкина, который «страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице». Но, придя на обед и увидев за столом своего товарища по службе, Лев Пустяков стал прятать орден. Этот пример показывает, что учитель хотел понравиться купцу, но Трамблян помешал, поэтому автор стал переживать, так как показать орден своему товарищу «значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...».
Однако после того, как он узнал, что у его товарища тоже чужой орден на груди. «Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился...». «После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден». Он говорил, что если бы знал это, то Владимира нацепил. «Только эта одна мысль и помучивала его. В остальном же он был совершенно счастлив». Читатель понимает, что у Льва Пустякова стала на душе спокойно и легко. Для него важно было только похвастаться перед другими своим орденом.
Примеры противопоставлены друг другу. Они помогают более полно раскрыть проблему, поднятую в тексте, показывая разные состояния героя, зависящие от ситуации.
Автор считает, что иногда люди не переживает из-за своей лжи, потому что они думают, что раз «оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…».
Я согласна с позицией автора в том, что не всегда вранье вызывает у человека переживания. Например, моя подруга не ходила на дополнительные занятия в школе, но маме говорила, что она регулярно их посещала. И её совершенно не мучала совесть.
Таким образом, мы пришли к выводу, что люди готовы солгать, чтобы произвести впечатление на других.
Количество слов - 296

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Анна!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.
Что Вы хотите услышать в ответ на проблемный вопрос? Да или нет?

Почему ложь не вызывает душевных терзаний?

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, не пояснен (Вы цитируете, давая ещё один пример). Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально.


Примеры противопоставлены+ друг другу. Они помогают более полно (Как именно? Что делает каждый пример?) раскрыть проблему, поднятую в тексте, показывая разные (назовите) состояния героя, зависящие от ситуации (назовите).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Комментируя эту проблему, автор рассказывает историю о том, как учитель военной прогимназии   Лев Пустяков одолжил у поручика Леденцова орден Станислава для обеда у Спичкина, который «страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице». Но, придя на обед и увидев за столом своего товарища по службе, Лев Пустяков стал прятать орден. Этот пример показывает, что учитель хотел понравиться купцу, но Трамблян помешал, поэтому автор стал переживать, так как показать орден своему товарищу «значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...».
Кто такой Трамблян?
Если Льва Пустякова Вы ввели в сочинение, то этого героя нет.
Нужно назвать его по имени и фамилии сначала, только потом использовать контекстные синонимы.
И её совершенно не мучала совесть. Нет микровывода, поэтому МЫ НЕ ПРИШЛИ К ВЫВОДУ, К ОБОБЩЕНИЮ.
Таким образом, мы пришли к выводу,

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Ошибки: повторы

Автор считает, что иногда люди не переживает из-за своей лжи, потому что они думают, что раз «оба грешны одним грехом
Однотипные синтаксические конструкции

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Этот пример показывает, что учитель хотел понравиться купцу, но Трамблян помешал, поэтому автор стал переживать, так как показать орден своему товарищу «значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...».
Точка- лишний знак
Он говорил, что если бы знал это, то Владимира нацепил.
Это авторские слова- их нужно взять в кавычки.
«оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…».
Лишний знак

K9 - Соблюдение грамматических норм: +1 балл.

Ошибки:

Комментируя эту проблему, автор рассказывает историю о том, как учитель военной прогимназии   Лев Пустяков одолжил у поручика Леденцова орден Станислава для обеда у Спичкина, который «страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице». Но, придя на обед и увидев за столом своего товарища по службе, Лев Пустяков стал прятать орден. Этот пример показывает, что учитель хотел понравиться купцу, но Трамблян помешал, поэтому автор стал переживать, так как показать орден своему товарищу «значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...».
Нанизывание придаточных предложений- смысл затуманивается.
мучала
мучИла

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Над этой проблемой размышляет А.П.Чехов в предложенном для анализа тексте.
Комментируя эту проблему, автор рассказывает
повтор


Комментируя эту проблему, автор рассказывает историю о том, как учитель военной прогимназии   Лев Пустяков одолжил у поручика Леденцова орден Станислава для обеда у Спичкина, который «страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице». Но, придя на обед и увидев за столом своего товарища по службе, Лев Пустяков стал прятать орден. Этот пример показывает, что учитель хотел понравиться купцу, но Трамблян помешал, поэтому автор стал переживать, так как показать орден своему товарищу «значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...».
1) повтор слова ОРДЕН
2) повтор ЛЕВ ПУСТЯКОВ
3) повтор слова ОБЕД
4) КОТОРОЙ- кого Вы имеете в виду? Обед? Спичкин? Леденцов? Пустяков?
Неверное употребление личного местоимения
Этот пример показывает, что учитель хотел понравиться купцу, но Трамблян помешал, поэтому автор стал переживать, так как показать орден своему товарищу «значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...».
Однако после того, как он узнал, что у его товарища тоже чужой орден на груди. «Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился...». «После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден». Он говорил, что если бы знал это, то Владимира нацепил.
1) ОН- о ком именно Вы говорите?
Неверное употребление личных местоимений
2) Повтор ПУСТЯКОВ
3) НАЦЕПИЛ- разговорное слово- нарушение стиля.
вранье
Стиль!
Ложь, неправда

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Ошибки:

Комментируя эту проблему, автор рассказывает историю о том, как учитель военной прогимназии   Лев Пустяков одолжил у поручика Леденцова орден Станислава для обеда у Спичкина, который «страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице». Но, придя на обед и увидев за столом своего товарища по службе, Лев Пустяков стал прятать орден. Этот пример показывает, что учитель хотел понравиться купцу, но Трамблян помешал, поэтому автор стал переживать, так как показать орден своему товарищу «значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...»
Историю рассказывает автор.
Но разве автор переживает о том, что на нём чужой орден?

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием. Обратите внимание на  речь: много повторов, неверное употребление местоимений.


 Успеха на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 14

Возврат к списку