Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как меняет человека война?

  • Текст: В.Богомолов. День выдался отменный...

    День выдался отменный. Солнце сияло и грело, но не пекло нещадно, как всю последнюю неделю. От земли, от высокой сочной луговой травы поднимался свежий и крепкий аромат медвяных цветов и росы; в тишине мерно и весело, с завидной слаженностью трещали кузнечики.

    Голубые, с перламутровым отливом стрекозы висели над самым зеркалом воды и над берегом; я было попытался поймать одну, чтобы рассмотреть хорошенько, но не сумел.

    С удовольствием вдыхая чудесный душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг.

    Как может перемениться жизнь человека! Просто даже не верилось, что еще недавно я, изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике на высоте 114 (я стрелял лучше других и в бою, когда мог, всегда брался за пулемет) и короткими отрывистыми очередями косил рослых, как на подбор, немцев из танковой гренадерской дивизии СС "Фельдхернхалле", перебегавших и упрямо ползших вверх по склону.

    Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь, катался по земле с дюжим эсэсовцем, старавшимся - и довольно успешно - меня задушить, а затем, когда его прикончили, зарубил немца-огнеметчика чьей-то саперной лопаткой.

    Все это было позавчера, но оттого, что я сутки спал и только проснулся, оттого, что это были самые сильные впечатления последних дней, мне казалось, что бой происходил всего несколько часов тому назад.

    Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным. На небольшом песчаном пляжике я скинул сапоги, быстро разделся и дважды старательно выстирал грязные, пропитанные потом, пылью, ружейным маслом и чьей-то кровью гимнастерку и шаровары, ставшие буквально черными портянки и пилотку. Затем, крепко отжав, развесил все сушиться на ветках орешника, спустился в воду и, простирнув самодельные плавки, начал мыться сам. Я намылился и со сладостным ожесточением принялся скрести ногтями голову и долго скоблил и тер все тело песком, пока кожа не покраснела и не покрылась кое-где царапинками. Последний раз я мылся по-настоящему недели три назад, и вода около меня, как и при стирке, сразу сделалась мутновато-темной.

    Потом я плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки; самые из них интересные и красивые я отобрал, решив, пока мы будем здесь находиться, составить небольшую коллекцию. Дома, в Подмосковье, у меня хранился в сенцах целый сундук всяких необычных камешков и раковин - собирать их я пристрастился еще в раннем детстве.

    Немного погодя я вышел на берег, ощущая бодрость и приятную легкость во всем теле и чувствуя себя точно обновленным. Перевернув на ветках орешника быстро сохнувшие гимнастерку и шаровары, я со спокойной душой взял наконец книжку.

    Я любил и при каждой возможности читал стихи, но Есенина открыл для себя недавно, когда в начале наступления, в развалинах на окраине Могилева, нашел этот однотомник; стихи поразили и очаровали меня.

    На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям; многие четверостишия я знал уже наизусть и декламировал их (чаще всего про себя) к месту и не к месту. Но отдаться стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке мне еще не доводилось.

    Я начал читать, то заглядывая в книжку, то по памяти; начал с ранних, юношеских стихотворений:

    ...Ах, поля мои, борозды милые,

    Хороши вы в печали своей!

    Я люблю эти хижины хилые

    С поджиданьем седых матерей.

    ...Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

    Лишь к тебе я любовь берегу.

    Весела твоя радость короткая

    С громкой песней весной на лугу.

    Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю, к раздолью полей и лугов, к русской природе и человеку.

    (По В. О. Богомолову*)

    *Владимир Осипович Богомолов (1924 – 2003) – русский советский писатель.

07.04.2021 22:02:33
Автор: Грачёв Анатолий

     Как меняет человека война? Именно над этим вопросом размышляет автор текста Богомолов.
     Повествование ведется от лица главного героя, который несколько дней назад участвовал в боевых действиях. Гуляя по берегу, герой делится своими мыслями и чувствами: "Просто даже не верится, что еще недавно я ,изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике... дрался в рукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь… зарубил немцаогнеметчика чьей-то саперской лопатой".Этот пример иллюстрирует нам тяжесть и жестокость войны. А потом мы читаем об ощущениях героя от мирной жизни: "С удовольствием вдыхая чудесный и душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг. Как может перемениться жизнь человека! " Этими словами автор заостряет внимание на том, что после войны у главного героя появился новый взгляд на жизнь и обыденные вещи стали восприниматься по-новому. Примеры противопоставлены друг другу, что показывает читателю, какие новые ценности открывает для себя солдат в послевоенной жизни.
     Автор считает, что человек, принявший участие в самых ожесточенных боях, становится новым человеком. Он любит, ценит свою жизнь и свободу.
     Я согласен с мнением писателя. Ведь действительно, человек, который прошёл все ужасы войны, начинает ценить каждый момент своей жизни.
      В подтверждение этой точки зрения я приведу пример из романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого ,"Война и мир".Андрей Болконский, участвуя в Аустерлицком сражении, получает ранение. Глядя на высокое небо, герой пропитывается его синевой. После этого у Андрея изменяется взгляд на жизнь. Он осознает, что война жестока и стремление к славе бессмысленно.
Война, трагические судьбы и события, связанные с ней, меняют мировоззрение и учат ценить жизнь.
Количество слов - 260

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Анатолий!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 (ощущения героя после боя, его переживания, мысли) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 не указан, не пояснен.

Взаимосвязь между примерами и анализ в данном случае не оцениваются.

К сожалению, большая часть текста Вами проигнорирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена не совсем корректно (речевой недочёт).

Автор считает, что человек, принявший участие в самых ожесточенных боях, становится новым человеком. Он любит, ценит свою жизнь и свободу.
Что значит "становится новым человеком"? Какой смысл Вы вкладываете в эти слова?

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Гуляя по берегу, герой делится своими мыслями и чувствами: "Просто даже не верится, что еще недавно я ,изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике... дрался в рукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь… зарубил немца огнеметчика чьей-то саперской лопатой".
Предложение звучит двусмысленно. С кем герой делится мыслями и чувствами? Повествование ведётся от 1 лица. Автор передаёт внутренние переживания героя, его мысли, чувства.
Нарушено абзацное членение (обоснование тезиса вынесено в отдельный абзац).

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Гуляя по берегу, герой делится своими мыслями и чувствами: "Просто даже не верится, что еще недавно я ,изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике... дрался в рукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь… зарубил немцаогнеметчика чьей-то саперской лопатой".
Нужно писать через дефис (немца-огнемётчика).

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

Гуляя по берегу, герой делится своими мыслями и чувствами: "Просто даже не верится, что еще недавно я ,изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике... дрался в рукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь… зарубил немцаогнеметчика чьей-то саперской лопатой".… зарубил немцаогнеметчика чьей-то саперской лопатой".

Ошибки в цитировании. Вы "вырываете" цитаты из разных фрагментов текста и оформляете всё в одном предложении. Так как пропущен фрагмент текста, нужно было поставить такой знак <...>

Гуляя по берегу, герой делится своими мыслями и чувствами: "Просто даже не верИЛОСЬ, что еще недавно я ,изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике <...> дрался в рукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь… зарубил немца огнеметчика чьей-то саперской лопатой".

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

А потом мы читаем об ощущениях героя от мирной жизни: "С удовольствием вдыхая чудесный и душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг. Как может перемениться жизнь человека! "
Нарушение управления.
А потом мы читаем об ощущениях героя от мирной жизни: "С удовольствием вдыхая чудесный и душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг. Как может перемениться жизнь человека! "
Могут быть впечатления от мирной жизни, но не ощущения от мирной жизни.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Повествование ведется от лица главного героя, который несколько дней назад участвовал в боевых действиях. Гуляя по берегу, герой делится своими мыслями и чувствами...
Неоправданные повторы.
Этот пример иллюстрирует нам тяжесть и жестокость войны.
Неуместное использование местоимения.
Автор считает, что человек, принявший участие в самых ожесточенных боях, становится новым человеком.
Неоправданные повторы.
Глядя на высокое небо, герой пропитывается его синевой.
Лексическая несочетаемость.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Ошибки:

Гуляя по берегу, герой делится своими мыслями и чувствами: "Просто даже не верится, что еще недавно я ,изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике... дрался в рукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь… зарубил немцаогнеметчика чьей-то саперской лопатой".

Неточно приводите цитаты (у автора в прош. времени "просто не верилось" - у Вас в настоящем.

Этими словами автор заостряет внимание на том, что после войны у главного героя появился новый взгляд на жизнь и обыденные вещи стали восприниматься по-новому.
Примеры противопоставлены друг другу, что показывает читателю, какие новые ценности открывает для себя солдат в послевоенной жизни.
Фактическая неточность: события в тексте происходят не после войны. Точнее выражайте мысль.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, речевым оформлением.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 14

Возврат к списку