Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема ощущения людьми с ограниченными возможностями жизненного счастья

  • Текст: В. Астафьев. Ягодка

    (1)Куда только не занесут охотника ноги!

    (2)Меня затащили они в скалистый распадок, где вдруг увидел я во мшистых камнях, среди горной репы и колючек, землянику в цвету. (3)Октябрь месяц, глухая осень, лист почти весь упал, иней и утренник звонкий не один уж выдавался, а земляника цветет!

    (4)Я наклонился к ней. (5)На тощеньком стебельке в багровых листьях жил и растерянно глядел на осенний мир беленький цветок. (6)Холодом подпалило округлые лепестки его. (7)Ягодка, только еще зародившаяся, черной точкой светилась в цветке, и умерла уже ягодка, цветку оставалось жить день, от силы два...

    (8)И тут в моей памяти неожиданно всплыла сцена, увиденная на станции Комарихинская.

    (9)Толпа рыбаков и пассажиров, ждущая поезд, как по команде повернула головы в одну сторону.

    (10)От пакгауза двигалась безногая девушка. (11)Она опиралась взятыми в руки деревянными колодками и бросала вперед свое коротенькое тело в кожаной корзине. (12)И была она не в тряпье, не грязная и не пьяная. (13)Непривычная она была, и оттого все смолкли и загляделись на нее: в зеленом ярком берете, из-под которого выбивались льняные кудряшки, голубоглазая, в модной блузке.

    (14)Рядом с девушкой шла пожилая женщина, должно быть, мать. (15)Они о чем-то разговаривали, и нарядная девушка делала вид, что не замечает оторопелых лиц и очень она занята разговором.

    (16)Так они миновали перрон, людей, и такой бы она и осталась, независимой, гордой, но перрон кончился, и нужно было девушке с женщиной переходить пути.

    (17)Она перебросила легкое тело через один рельс, через другой, и внезапно корзинкою задела за третий. (18)Корзинка легко отделилась от девушки, выпало из нее короткое тело.

    (19)Девушка упала на бок. (20)Берет зеленый тоже упал, и кудряшки рассыпались, завалили щеку и глаза девушки.

    (21)И кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи, и кто-то уже облаял загоготавшего…

    (22)Женщина подняла девушку, усадила в корзинку, отряхнула берет, надела на голову девушки, да еще и поправила его, чтобы сидел на кудрях ладом. (23)И они последовали дальше.

    (24)Но перед тем как перебросить свое тело через рельс, девушка обернулась, глянула на нас и...

    (25)И с тех пор я ношу тот взгляд в себе. (26)Он пробил меня до самого сердца.

    (27)Он был презрителен, надменен, этот взгляд, и будь у девушки глаза взрослые, так бы оно и осталось — презрение и надменность. (28)Но голубые детские глаза читаются. (29)За вызовом и надменностью глубоко-глубоко билась растерянная беспомощность: «Что я вам сделала плохого?..»

    (30)И знаю ведь, ничего банальнее нет, чем сравнение этой девушки с земляникой, не к месту и не ко времени расцветшей на речном скалистом обрыве. (31)Но ничего не поделаешь — так они и живут в памяти рядом: цветок, что никогда не станет ягодой, и девушка, которой не видеть счастья… 

    (По В. Астафьеву)

06.04.2021 13:11:26
Автор: Лиза Мецгер

        Могут ли люди с ограниченными возможностями быть по-настоящему счастливыми, в полной мере наслаждаться жизнью? Над этой проблемой размышляет В. Астафьев в предложенном для анализа тексте.
    В центре внимания автора представлен рассказ главного героя о его осенней прогулке, а также его воспоминания о девушке-инвалиде, которая повстречалась ему на железнодорожной станции и навсегда оставила след в его памяти.
    Забредя в «скалистый распадок», окруженный увядающими горными травами и мхами, главный герой неожиданно находит одинокую цветущую землянику. Он понимает, что нежный белый цветок обречен на погибель, ведь погода стоит холодная и по-настоящему осенняя: «Октябрь месяц, глухая осень, лист почти весь упал, иней и утренник звонкий не один уж выдавался, а земляника цветет! На тощеньком…растерянно глядел на осенний мир беленький цветок…и умерла уже ягодка, цветку оставалось жить день, от силы два...» Увядающий цветок земляники напоминает рассказчику о повстречавшейся ему когда-то безногой девушке, он осознает что невольно сравнивает судьбу погибающего среди холода растения с той несчастной девушкой, обреченной на пожизненные мучения. Этим примером автор показывает, что человеку с ограниченными возможностями не суждено прожить по-настоящему счастливую жизнь.
    Развивая сюжетную линию, писатель описывает историю о безногой девушке, которую вспоминает главный герой. Однажды на станции он видит, как она на своей инвалидной коляске пытается перебраться через железнодорожные пути, за чем с интересом наблюдает толпа людей. Внезапно, зацепившись колесом за рельсы, она падает, что вызывает у окружающих настоящую бурю эмоций: «Она перебросила легкое тело через один рельс, через другой, и внезапно корзинкою задела за третий. Корзинка легко отделилась от девушки, выпало из нее короткое тело. Девушка упала на бок…И кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи, и кто-то уже облаял загоготавшего…» Несчастная девушка, услышав смех, кинула в толпу взгляд, полный презрения и глубокой обиды, который навсегда врезался в память главного героя. Этим примером писатель показывает, что порой люди не способны понять ту боль, лишения и тяжесть жизни, которую терпят люди с ограниченными возможностями, а смех и непонимание толпы может приносить инвалидам чувство стыда, неполноценности и обиды.
    Приведенные мной выше примеры дополняют друг друга. С помощью них писатель показывает, как тяжело приходится людям с физиологическими недостатками и проблемами и на какую ужасную, несчастливую жизнь они обречены.
    В. Астафьев считает, что инвалидам, к сожалению, не суждено в полной мере наслаждаться жизнью, быть по-настоящему счастливыми.
    Я не могу согласиться с автором, так как считаю, что ощущение человеком полноты жизни зависит лишь от его личных установок и мировоззрения. Порой человек, обладающий всеми роскошами, просто не способен чувствовать себя счастливым, а инвалид, обреченный на пожизненные мучения и страдания, ощущает себя не обделенным и оскорбленным жизнью, а напротив, полностью довольным ей и действительно счастливым. В качестве примера приведу свою знакомую, которая в раннем детстве попала в тяжелейшую автомобильную аварию, вследствие чего потеряла возможность самостоятельно передвигаться. Теперь она не покидает инвалидного кресла, однако это ничуть её не расстраивает и не пугает. Она никогда не обращает внимания на косые взгляды толпы и живет, ни в чем себя не ограничивая. Она объездила множество стран, работает на любимой работе и имеет большую дружную семью. Так, я твердо уверена, что даже человек с ограниченными возможностями имеет право на настоящее счастье и способен ощутить его в полной мере.
    В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна В. Астафьеву за возможность задуматься о проблеме ощущения счастья и полноты жизни людьми с физиологическими проблемами и недостатками.
Количество слов - 536

Добрый день, Лиза. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста +1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.

К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста +3 балла
Пример 1 указан, пояснён, но при пояснении допущена логическая ошибка, поэтому пояснение не засчитывается:
«Октябрь месяц, глухая осень, лист почти весь упал, иней и утренник звонкий не один уж выдавался, а земляника цветет! На тощеньком…растерянно глядел на осенний мир беленький цветок…и умерла уже ягодка, цветку оставалось жить день, от силы два...» Увядающий цветок земляники напоминает рассказчику о повстречавшейся ему когда-то безногой девушке, он осознает что невольно сравнивает судьбу погибающего среди холода растения с той несчастной девушкой, обреченной на пожизненные мучения. Этим примером автор показывает, что человеку с ограниченными возможностями не суждено прожить по-настоящему счастливую жизнь.
Вы привели пример с цветущей земляникой, которая не станет ягодой, так как её побило морозом, а потом говорите, что ЭТИМ ПРИМЕРОМ АВТОР ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЧЕЛОВЕКУ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НЕ СУЖДЕНО ПРОЖИТЬ СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ. На самом деле автор показывает, ЧТО И ЦВЕТОЧЕК НЕ МОЖЕТ СТАТЬ ПОЛНОЦЕННОЙ ЯГОДКОЙ, ЕСЛИ ЧТО - ТО  СЛОЖИЛОСЬ НЕ ТАК, и ИМЕННО ЭТОТ СЛУЧАЙ ВЫЗВАЛ ВОСПОМИНАНИЯ ГЕРОЯ - РАССКАЗЧИКА( он ещё не рассказал о девушке-инвалиде, а вы уже выводы сделали  :  ЭТИМ ПРИМЕРОМ...

Пример 2 указан, пояснён. Взаимосвязь между примерами определена неверно:
Приведенные мной выше примеры дополняют друг друга.
Советую не писать ДОПОЛНЯЮТ, если это не так, сейчас проверяющие эксперты часто не засчитывают этот вид связи между примерами. Что значит дополнить? Вот в БСП ставится двоеточие между двумя простыми предложениями, если ВТОРОЕ ДОПОЛНЯЕТ ПО СМЫСЛУ ПЕРВОЕ. Пример: Он открыл глаза и увидел: торжественно и царственно стояла ночь.  Примеры в тексте тоже могут дополнять друг друга, но в вашем случае-это сравнение: писатель сравнил судьбу земляники с судьбой девушки-инвалида, он сам об этом пишет:
(30)И знаю ведь, ничего банальнее нет, чем сравнение этой девушки с земляникой, не к месту и не ко времени расцветшей на речном скалистом обрыве. (31)Но ничего не поделаешь — так они и живут в памяти рядом: цветок, что никогда не станет ягодой, и девушка, которой не видеть счастья…
Взаимосвязь определена неверно, значит, и анализ связи не засчитывается.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста +1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста +1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие( в данном случае несогласие), тезис и обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +0 баллов
Допущено более одной логической ошибки( о первой сказано выше, в К2-при пояснении  1  примера);
Вторая логическая ошибка:
инвалид, обреченный на пожизненные мучения и страдания, ощущает себя не обделенным и оскорбленным жизнью, а напротив, полностью довольным ей и действительно счастливым.
Утверждение нелогичное: он ОБРЕЧЁН на МУЧЕНИЯ И СТРАДАНИЯ, при этом ОН ДОВОЛЬНЫЙ И СЧАСТЛИВЫЙ.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Есть нарушения точности выражения мысли.

K7 - Соблюдение орфографических норм +3 балла
Ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм +2 балла
, он осознает что невольно сравнивает судьбу погибающего среди холода растения с той несчастной девушкой, обреченной на пожизненные мучения.
Перед союзом ЧТО нужна запятая.
а инвалид, обреченный на пожизненные мучения и страдания, ощущает себя не обделенным и оскорбленным жизнью, а напротив, полностью довольным ей и действительно счастливым.
Перед вводным словом НАПРОТИВ нужна запятая, так как  союз А в данном случае не входит в его состав(попробуйте убрать слово НАПРОТИВ, союз А легко соединяется с оставшейся частью предложения.


K9 - Соблюдение грамматических норм + 0 баллов
 В центре внимания автора представлен рассказ главного героя о его осенней прогулке, а также его воспоминания о девушке-инвалиде, которая повстречалась ему на железнодорожной станции и навсегда оставила след в его па
В центре внимания автора НЕ МОЖЕТ быть  ПРЕДСТАВЛЕН рассказ. В центре ПОВЕСТВОВАНИЯ-рассказ героя о его осенней прогулке...

  Забредя в «скалистый распадок», окруженный увядающими горными травами и мхами, главный герой неожиданно находит одинокую цветущую землянику.
НАШЁЛ (нужен глагол прошедшего времени).
цветок обречен на погибель
  лучше обречён на гибель( нейтр. слово; погибель- разговорное,сниженное ).
На тощеньком…растерянно глядел на осенний мир беленький цветок…и умерла уже ягодка, цветку оставалось жить день, от силы два...»
На тощеньком СТЕБЕЛЬКЕ (пропуск НУЖНОГО СЛОВА В ЦИТАТЕ).
Увядающий цветок земляники напоминает рассказчику о повстречавшейся ему когда-то безногой девушке, он осознает что невольно сравнивает судьбу погибающего среди холода растения с той несчастной девушкой, обреченной на пожизненные мучения.
...цветок напоминает рассказчику о девушке (это неправильно: получилось так, что цветок говорит рассказчику-а ты помнишь девушку?) Правильный вариант: Цветок напомнил рассказчику повстречавшуюся ему когда-то безногую девушку; местоимение ОН надо заменить на ГЕРОЙ, так как сейчас ОН относится к слову ЦВЕТОК; погибающего ОТ ХОЛОДА ( у вас неправильное употребление существительного с предлогом).
 Развивая сюжетную линию, писатель описывает историю о безногой девушке,
описывать можно девушку, дом и т.д., но описывать историю  О КОМ - ТО   нельзя,  можно РАССКАЗАТЬ ИСТОРИЮ О ДЕВУШКЕ (или рассказать историю девушки).
Развивая сюжетную линию, писатель описывает историю о безногой девушке, которую вспоминает главный герой.
...РАССКАЗЧИК ПОВЕДАЛ ИСТОРИЮ О БЕЗНОГОЙ ДЕВУШКЕ, КОТОРУЮ ОН ВСПОМНИЛ (в тексте один рассказчик, он говорит от первого лица, то есть вспоминает всё, что было с ним, а не с каким-то героем).
Считаю, что выделенный деепричастный оборот здесь не нужен (это не ошибка-использование оборота, но его отсутствие тоже не явилось бы ошибкой).
Однажды на станции он видит, как она на своей инвалидной коляске пытается перебраться через железнодорожные пути,
ВИДИТ-глагол несовершенного вида  настоящего времени, указывающий на длительное действие, с ним нельзя употреблять наречие ОДНАЖДЫ (ОН УВИДЕЛ-правильно); в этом предложении есть фактическая ошибка.
люди не способны понять ту боль, лишения и тяжесть жизни, которую терпят люди с ограниченными возможностями, а смех и непонимание толпы может приносить инвалидам чувство стыда, неполноценности и обиды.
Однородных членов много, а союзное слово в единственном числе-которую(это ошибка), указательное местоимение ТУ-лишнее: ...не способны понять БОЛЬ, ЛИШЕНИЯ И ТЯГОТЫ ЖИЗНИ, КОТОРЫЕ ТЕРПЯТ(тяжесть надо заменить на тяготы)...;

смех и непонимание-однородные подлежащие, значит, МОГУТ ПРИНОСИТЬ, но слово ПРИНОСИТЬ-неправильное, лучше сказать МОГУТ ВЫЗЫВАТЬ ...
Приведенные мной выше примеры дополняют друг друга. С помощью них писатель показывает, как тяжело приходится людям с физиологическими недостатками и проблемами и на какую ужасную, несчастливую жизнь они обречены.
Выделенные слова лишние;  С ИХ ПОМОЩЬЮ; физиологический-вы неправильно выбрали слово, надо С ФИЗИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ (смешение паронимов); ужасную, несчастливую жизнь(контекстные синонимы, слово УЖАСНУЮ надо убрать как лишнее слово).
 В. Астафьев считает, что инвалидам, к сожалению, не суждено в полной мере наслаждаться жизнью, быть по-настоящему счастливыми.
Выделенная часть лишняя, вы довольно часто дублируете высказываемые мысли, не следует этого делать. Прочитайте оставшуюся часть предложения - мысль понятна и правильна.
Порой человек, обладающий всеми роскошами, просто не способен чувствовать себя счастливым, а инвалид, обреченный на пожизненные мучения и страдания, ощущает себя не обделенным и оскорбленным жизнью, а напротив, полностью довольным ей и действительно счастливым.
всеми роскошами? роскошь-существительное женского рода, употребляется только в единственном числе, вместо этого слова надо употребить : обладающий богатствами; довольным ЕЮ (здесь нужен такой вариант творительного падежа от местоимения ОНА(жизнь).
Так, я твердо уверена, что даже человек с ограниченными возможностями имеет право на настоящее счастье и способен ощутить его в полной мере.
Уберите все выделенные слова, они абсолютно не нужны(ни по смыслу, ни грамматически), без них предложение звучит гораздо лучше.
  В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна В. Астафьеву за возможность задуматься о проблеме ощущения счастья и полноты жизни людьми с физиологическими проблемами и недостатками.
хочется сказать( без сослагательного наклонения); физиологические проблемы-ошибка в словоупотреблении(см.выше)



K10 - Соблюдение речевых норм +0 баллов
  В центре внимания автора представлен рассказ главного героя о его осенней прогулке, а также его воспоминания о девушке-инвалиде, которая повстречалась ему на железнодорожной станции и навсегда оставила след в его памяти.
Повтор слов (второе ЕГО надо убрать). Замечания о выделенной части предложения см в К9.

Этим примером автор показывает, что человеку с ограниченными возможностями не суждено прожить по-настоящему счастливую жизнь.
Не пишите так: этим примером... Автор не показывает примеров, это  мы, читатели, должны находить в тексте примеры-доказательства того, что речь идёт именно о той проблеме, которую мы выявили. Вариант: Этот эпизод подводит нас к мысли о том, что.... (о нарушении логики по этому поводу см. выше: цитируете пример с земляникой, а вывод делаете о людях с ограниченными возможностями, хотя о них, инвалидах, рассказчик вспомнил только после того, как увидел замёрзшую землянику).
Этим примером писатель показывает, что порой люди не способны понять ту боль, лишения и тяжесть жизни,
Такая же ошибка.
ощущает себя не обделенным и оскорбленным жизнью,
Нарушение лексической сочетаемости, надо: ...и обиженным судьбой
В качестве примера приведу свою знакомую,
В качестве примера приведу ИСТОРИЮ ЖИЗНИ СВОЕЙ ЗНАКОМОЙ(это правильный вариант).
работает на любимой работе
Тавтология( надо: у неё есть любимая работа).
Порой человек, обладающий всеми роскошами, просто не способен чувствовать себя счастливым,
просто-лишнее слово; не способен чувствовать заменим на НЕ ЧУВСТВУЕТ.
которая в раннем детстве попала в тяжелейшую автомобильную аварию, вследствие чего потеряла возможность самостоятельно передвигаться. Теперь она не покидает инвалидного кресла, однако это ничуть её не расстраивает и не пугает. Она никогда не обращает внимания на косые взгляды толпы и живет, ни в чем себя не ограничивая. Она объездила множество стран, работает на любимой работе и имеет большую дружную семью.
Ваш оптимистический настрой по поводу счастья знакомой женщины, прикованной к коляске, не совсем уместен. Вы так уверенно перечисляете все составляющие её счастья, словно она стала счастливой именно из-за инвалидности. В таких случаях обычно пишут, что ей тяжело, конечно, но она не отчаивается, смогла преодолеть все трудности и вопреки судьбе стала счастливой женой и матерью (это замечание не по речевым ошибкам, а рекомендация).
о проблеме ощущения счастья и полноты жизни людьми с физиологическими проблемами и недостатками.
о проблеме ВОЗМОЖНОСТИ ОЩУЩЕНИЯ СЧАСТЬЯ  И ПОЛНОТЫ ЖИЗНИ (пропуск слова).


K11 - Соблюдение этических норм +1 балл
Этические ошибки в работе отсутствуют.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 0 баллов
Допущены фактические ошибки в фоновом материале:
Однажды на станции он видит, как она на своей инвалидной коляске пытается перебраться через железнодорожные пути, за чем с интересом наблюдает толпа людей. Внезапно, зацепившись колесом за рельсы, она падает, что вызывает у окружающих настоящую бурю эмоций: «Она перебросила легкое тело через один рельс, через другой, и внезапно корзинкою задела за третий. Корзинка легко отделилась от девушки, выпало из нее короткое тело.
В этом фрагменте вы допустили сразу две фактические ошибки: девушка была не в коляске, а в корзинке( из корзинки выпало её короткое тело); она упала, и это вызвало БУРЮ ЭМОЦИЙ-это не соответствует истине(кто-то загоготал, и кто-то облаял  ЗАГОГОТАВШЕГО(в единственном числе).

Общие рекомендации: Вы неплохо пишете сочинения, но надо принять к сведению замечания по работе, вам нужно проработать раздел "грамматические ошибки", их у вас много, как и речевых. На этом вы теряете баллы. Отработайте К2: как выбирать примеры-иллюстрации, как их пояснять, как найти взаимосвязь между ними и проанализировать эту связь. Успехов вам!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 13

Возврат к списку