Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема женщины на войне.

  • Текст: П. Ерашов. Женщина на войне

    (1)Это был первый настоящий бой Кати. (2)Артиллерийская подготовка началась перед рассветом, под её прикрытием заняли исходные позиции.

    (3)Накануне вечером писали письма. (4)Только Кате писать было некуда: все родные погибли. (5)Так что терять в бою ей, по сути, было нечего — кроме собственной жизни. (6)Но её она, молодая девчонка, после перенесённых страданий, к сожалению, уже мало ценила.

    (7)И вот он, бой. (8)Танк, в котором они находились, мотало из стороны в сторону, трясло так, что Катя едва удерживалась на сиденье. (9)«Если так будет дальше, как же стрелять?» — думала она. (10)Хотя её дело было не наводить пушку, а подавать снаряды. (11)Тужливо рыча, машины настырно карабкались вверх, от моторов, пущенных на полные обороты, жара стояла несусветная, ещё пахло соляркой, забивало отработанными газами, свежим воздухом тянуло только через технические зазоры и смотровую щель.

    (12) Тут по раскалённой от боя броне танка что-то застрекотало, однако Катя не сразу осознала, что их обстреливают. (13)Всё дальнейшее слилось для неё в сплошной грохот, дым, крики в переговорном устройстве. (14)Лупили то подкалиберными, то бронебойно-зажигательными, то осколочными снарядами. (15)Катя не понимала, что происходит снаружи, не могла ещё по видам снарядов, подаваемых ею, определить обстановку. (16)Она только слышала грохот; её, такую хрупкую и маленькую девушку, дёргало вместе с огромной машиной. (17)Страха, как ни странно, Катя вовсе не испытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды и выполняла их. (18)Бой шёл как бы сам по себе, а она была сама по себе.

    (19) И тут вдруг случилось нечто неожиданное и дикое: машина как бы провалилась, после чего Катю подкинуло, ударило больно сверху, внутренность танка наполнило теперь вовсе нестерпимым жаром и тяжёлыми угарными запахами, а после в один миг погасли плафоны освещения.

    (20) Командир открыл крышку башенного люка, Катя протиснулась вслед за ним.

    (21)Оказалось, танк ухнулся в бомбовую воронку, без посторонней помощи было не выбраться. (22)Катя вспомнила, сколько раз им напоминали, твердили, требовали повторять вслух железный закон: если танк подбит, но не горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца. (23)И Катя приготовилась биться до конца, ведь это был её воинский долг. (24)В этот момент она видела немцев: они были так близко, как никогда, почти рядом, бежали, строчили из шмайсеров. (25)«Всё, — подумала Катя, — сейчас конец».

    (26) Но, как ни странно, даже сейчас она страха не ощутила: слишком невероятно было всё происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни...

    (27) Катя дёрнула цепочку револьверной заглушки, высунула в отверстие рыльце автомата и начала лупить, не видя немцев, наугад, и ждала: сейчас, вот-вот... (28)Она почему-то увидела: часы на щитке приборов остановились — было девять часов двадцать минут.

    (29) Они с командиром отбились-таки и сохранили танк, вот только механик Генка погиб. (30)В сентябре сорок четвёртого сержант Екатерина Мушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. (31)Не женой, не матерью, не хранительницей семейного очага — командиром танка.

     

    (по В.П. Ерашову*)

     

    *Валентин Петрович Ерашов (1927-1999) — русский писатель, автор многочисленных произведений о войне.


03.04.2021 18:25:15
Автор: Мария Лукашева

Мы привыкли считать роль женщины на войне незначительной. Вклад девушек часто остается невидимым. Имеет ли место быть на войне женский героизм? Именно эту проблему освещает П. Ерашов в предложенном тексте.
Мы читаем про историю первого боя молодой девушки. У нее не было семьи, писать письма оказалось некому. Начался обстрел. Танк, в котором находилась Катя, провалился в бомбовую воронку. Чтобы привлечь внимание читателя, автор обращается к воспоминаниям главной героини о железном законе, который им напоминали множество раз. "...если танк подбит, но не горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца"- именно этими словами руководствуется девушка. Она преодолевает страх, инстинкт самосохранения. Катя вместе с товарищами храбро остается защищать танк, проявляя истинный героизм.
Автор несколько раз  подчеркивает, что Катя не чувствует страха. Из подбитого танка, почти вслепую экипаж отбивался от немцев. На первом месте стояла защита не собственной жизни, а боевой техники. Ведь это дефицит на войне. Совсем юная, неопытная Катя показывает неожиданное  бесстрашие.
Приведенные два примера дополняют друг друга как причина и следствие. Катя вспоминает слова, которые ей твердил как мантру, остается защищать танк, несмотря ни на что. Проявляет настоящий героизм женщины на войне.
Позиция автора ясна. Героиня рассказа проявила героизм, будучи совсем юной девушкой.
Я согласна с мнением автора. Ведь действительно, Катя могла стать прекрасной матерью, а получилось стать командиром танка. Она проявила героизм, подобный тому, что проявляют мужчины. Для подтверждение этого мнения обратимся к произведению "А зори здесь тихие" Б. Л. Васильева. История 5 девушек, погибших в разных обстоятельствах, но преследовавших одну цель. Они все хотели защитить родину. Каждая из них проявила своеобразный героизм. Женскую храбрость.
Слова храбрость и героизм не имеют пола. Роль женщины на войне велика и часто недооценена. Давайте же не забывать об этом!
Количество слов - 276

Рецензент: Ольга Орехво

Здравствуйте, Мария!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблему засчитываю, но обратите внимание на то, что проблема -- сложный нравственный вопрос, который не имеет однозначного ответа. На ваш вопрос можно ответить однозначно - да. Если вы будете формулировать проблему подобным образом, то вам могут не засчитать проблему или вам будет сложно подобрать примеры под эту проблему и прокомментировать их (так и получилось в этом сочинении).

Какие формулировки можно было бы написать? Например, При каких обстоятельствах  человек может перестать испытывать страх? Совместимы ли женщина и война? Как война может изменить жизнь человека?

Имеет ли место быть на войне женский героизм?
K2 - Комментарий + 1 балл

Пример 1 в сочинении указан, но не пояснен.

Пример 2 не указан, не пояснен. Один пример искусственно разбит на два. От этого он не становится вторым примером.

Взаимосвязь между примерами определена неверно, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. В позиции автора мы не пишем о героине. ПА относится к каждому человеку, а не к кому-то конкретно. Следует ответить на вопрос "Имеет ли место на войне женский героизм?" Вы на этот вопрос не ответили.

Позиция автора ясна. Героиня рассказа проявила героизм, будучи совсем юной девушкой.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0  баллов

Отношение к позиции автора по проблеме  засчитать нельзя, т.к. ПА определена некорректно.  

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0 баллов.

Ошибки:

Мы привыкли считать роль женщины на войне незначительной.
Это спорное утверждение. Не все считают так. Будьте аккуратнее в таких формулировках.

Сначала вы пишете: "Она преодолевает страх, инстинкт самосохранения".  А  дальше пишете: "Автор несколько раз  подчеркивает, что Катя не чувствует страха".
Это логическая ошибка, противоречие. Катя страха не чувствовала. В тексте автор объясняет почему.
Приведенные два примера дополняют друг друга как причина и следствие.
Примеры либо дополняют друг друга, либо между ними причинно-следственная связь. Одно исключает другое.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки:

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки:

Слова храбрость и героизм не имеют пола.  
Это не ошибка, но лучше слова "храбрость" и "героизм" заключить в кавычки.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

"...если танк подбит, но не горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца"- именно этими словами руководствуется девушка.
Начало предложения пишем с большой буквы, даже если это не начало цитаты. За ошибку не засчитываю, но обратите на это внимание.
После прямой речи перед словами автора необходимо ставить запятую. "П", -- а. Это негрубая ошибка (пропуск одного из сочетающихся знаков препинания)
Из подбитого танка, почти вслепую экипаж отбивался от немцев.
Нет условий для постановки запятой.

K9 - Соблюдение грамматических норм: 0 баллов.

Ошибки:

Имеет ли место быть на войне женский героизм?
В русском языке нет выражения "имеет место быть", есть "имеет место". Но лучше это выражение не использовать. Оно характерно для официально-делового стиля (канцеляризм).
На первом месте стояла защита не собственной жизни, а боевой техники. Ведь это дефицит на войне.
Нельзя отрывать от главной части придаточную часть в СПП. Ведь - подчинительный союз. Вы нарушили границы предложения.
Катя вспоминает слова, которые ей твердил как мантру, остается защищать танк, несмотря ни на что. Проявляет настоящий героизм женщины на войне.
Нарушение границ предложения. Нет оснований разбивать его на два предложения
Катя вспоминает слова, которые ей твердили как мантру
Глагол "твердили" следует употребить в форме мн.ч.
Для подтверждение этого мнения
В Р. п. существительное "подтверждение" имеет окончание -я (для подтверждения)
Каждая из них проявила своеобразный героизм. Женскую храбрость.
Нарушение границ предложения. Нет оснований разбивать его на два предложения
Танк, в котором находилась Катя, провалился в бомбовую воронку. /.../ именно этими словами руководствуется девушка. Она преодолевает страх, инстинкт самосохранения. Катя вместе с товарищами храбро остается защищать танк, проявляя истинный героизм.
На первом месте стояла защита не собственной жизни, а боевой техники. Ведь это дефицит на войне. Совсем юная, неопытная Катя показывает неожиданное  бесстрашие.
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм. Глаголы нужно употреблять в прошедшем времени.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:  

Чтобы привлечь внимание читателя, автор обращается к...
Речевая недостаточность. Чтобы привлечь внимание к чему?
История 5 девушек, погибших в разных обстоятельствах, но преследовавших одну цель.
Речевая недостаточность. Неясен смысл высказывания из-за того, что у предложения нет продолжения.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации:

1. Следует усилить работу над формулировкой проблемы. Признаки проблемы - моральный аспект (используем слова можно, нужно, должен и т.д.), отнесённость к каждому человеку, а не к кому-то конкретно, возможность существования иной позиции (не должно быть однозначного ответа).

2. У вас много грамматических ошибок. Обратите внимание на то, что глаголы в примерах должны употребляться  в одном времени и виде. Также не стоит разбивать одно предложение на два, если это сложноподчинённое предложение или простое предложение с однородными членами. Таких ошибок у вас несколько.

3.У вас есть логические ошибки. Внимательно читайте и проверяйте своё сочинение, чтобы их избежать.

Желаю вам высокого балла на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 1
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку