ЦЕ
Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.
ЦИ
Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.
ЦЫ
В чём заключается главная задача культурного человека?
-
Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)
— (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:
— Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.
(5) Я почувствовал раздражение.
— (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.
— (8) Да?
— (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.
(11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:
— Что же нужно? (12) Пейзажи?
— (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.
(15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:
— На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.
— (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.
(20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:
Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.
(22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.
— (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.
— (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.
(30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».
— (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.
— (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.
(По А. П. Чехову)
Размышляя над проблемой, автор ведет повествование от лица рассказчика. Он спорит с Лидой о постройке медицинского пункта в Малозёмове. Рассказчик считает, что «медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению» и что на жизнь людей влияет условия жизни, потому что они «с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони». Этот пример показывает, как люди были лишены свободы и возможности выбора своего жизненного пути.
Далее Лида приводит частный случай из жизни: умерла при родах Анна, потому что не было больницы вблизи. Теперь Лида старается что-то предпринять, чтобы подобных случаев не было, поэтому она хочет открыть медицинский пункт в Малозёмове. Она обеспокоена и считает, что «нельзя сидеть сложа руки». Этим примером писатель доносит до читателя мысль о том, что есть люди, которые неравнодушны к проблемам людей и они стараются улучшить жизнь.
Приведенные примеры противопоставлены друг другу. Они дают понять, что некоторые люди считают важным заботу об окружающих, а другие предпочитают бездействовать и оставаться в стороне.
Авторская позиция мне понятна: Главная задача культурного человека заключается в деятельном служении ближним.
Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что культурные люди стремятся делать добро окружающим и защищать их права. В подтверждение этих слов вспоминаю произведение Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», в котором автор в последнем письме говорит о доброте и совершении добрых поступков ближним. Именно такие люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго.
Прочитав текст, я сделала вывод о том, что для культурного человека важно благополучие окружающих его людей.
Здравствуйте, Валерия!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Рекомендация: цитаты сокращайте.
Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
Стоит "развести" примеры: показать, КАК ИМЕННО происходит противопоставление, что делает каждый из примеров.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
Авторская позиция мне понятна |
Рассказы Чехова- примеры особенно сложно выделяемой ПА.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Ошибки: повторы
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки:
Авторская позиция мне понятна: Главная задача культурного человека заключается в деятельном служении ближним |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Ошибки:
...есть люди, которые неравнодушны к проблемам людей и они стараются улучшить жизнь. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
поступков ближним |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Размышляя над проблемой, автор ведет повествование от лица рассказчика. Он спорит с Лидой о постройке медицинского пункта в Малозёмове. |
Неверное употребление личного местоимения.
Рассказчик считает, что «медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению» и что на жизнь людей влияет условия жизни, потому что они «с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони». Этот пример показывает, как люди были лишены свободы и возможности выбора своего жизненного пути. Далее Лида приводит частный случай из жизни: умерла при родах Анна, потому что не было больницы вблизи. Теперь Лида старается что-то предпринять, чтобы подобных случаев не было, поэтому она хочет открыть медицинский пункт в Малозёмове. |
выбора своего жизненного пути |
Лишнее слово
Далее Лида приводит частный случай из жизни: умерла при родах Анна, потому что не было больницы вблизи. Теперь Лида старается что-то предпринять, чтобы подобных случаев не было, поэтому она хочет открыть медицинский пункт в Малозёмове. Она обеспокоена и считает, что «нельзя сидеть сложа руки». |
культурные люди стремятся делать добро окружающим и защищать их права. В подтверждение этих слов вспоминаю произведение Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», в котором автор в последнем письме говорит о доброте и совершении добрых поступков ближним. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Примечание:
...автор ведет повествование от лица рассказчика |
Общие рекомендации: следует усилить работу над речью.
Успеха на ЕГЭ!