Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема сохранения человечности во время войны

  • Текст: В.Богомолов. День выдался отменный...

    День выдался отменный. Солнце сияло и грело, но не пекло нещадно, как всю последнюю неделю. От земли, от высокой сочной луговой травы поднимался свежий и крепкий аромат медвяных цветов и росы; в тишине мерно и весело, с завидной слаженностью трещали кузнечики.

    Голубые, с перламутровым отливом стрекозы висели над самым зеркалом воды и над берегом; я было попытался поймать одну, чтобы рассмотреть хорошенько, но не сумел.

    С удовольствием вдыхая чудесный душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг.

    Как может перемениться жизнь человека! Просто даже не верилось, что еще недавно я, изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике на высоте 114 (я стрелял лучше других и в бою, когда мог, всегда брался за пулемет) и короткими отрывистыми очередями косил рослых, как на подбор, немцев из танковой гренадерской дивизии СС "Фельдхернхалле", перебегавших и упрямо ползших вверх по склону.

    Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь, катался по земле с дюжим эсэсовцем, старавшимся - и довольно успешно - меня задушить, а затем, когда его прикончили, зарубил немца-огнеметчика чьей-то саперной лопаткой.

    Все это было позавчера, но оттого, что я сутки спал и только проснулся, оттого, что это были самые сильные впечатления последних дней, мне казалось, что бой происходил всего несколько часов тому назад.

    Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным. На небольшом песчаном пляжике я скинул сапоги, быстро разделся и дважды старательно выстирал грязные, пропитанные потом, пылью, ружейным маслом и чьей-то кровью гимнастерку и шаровары, ставшие буквально черными портянки и пилотку. Затем, крепко отжав, развесил все сушиться на ветках орешника, спустился в воду и, простирнув самодельные плавки, начал мыться сам. Я намылился и со сладостным ожесточением принялся скрести ногтями голову и долго скоблил и тер все тело песком, пока кожа не покраснела и не покрылась кое-где царапинками. Последний раз я мылся по-настоящему недели три назад, и вода около меня, как и при стирке, сразу сделалась мутновато-темной.

    Потом я плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки; самые из них интересные и красивые я отобрал, решив, пока мы будем здесь находиться, составить небольшую коллекцию. Дома, в Подмосковье, у меня хранился в сенцах целый сундук всяких необычных камешков и раковин - собирать их я пристрастился еще в раннем детстве.

    Немного погодя я вышел на берег, ощущая бодрость и приятную легкость во всем теле и чувствуя себя точно обновленным. Перевернув на ветках орешника быстро сохнувшие гимнастерку и шаровары, я со спокойной душой взял наконец книжку.

    Я любил и при каждой возможности читал стихи, но Есенина открыл для себя недавно, когда в начале наступления, в развалинах на окраине Могилева, нашел этот однотомник; стихи поразили и очаровали меня.

    На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям; многие четверостишия я знал уже наизусть и декламировал их (чаще всего про себя) к месту и не к месту. Но отдаться стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке мне еще не доводилось.

    Я начал читать, то заглядывая в книжку, то по памяти; начал с ранних, юношеских стихотворений:

    ...Ах, поля мои, борозды милые,

    Хороши вы в печали своей!

    Я люблю эти хижины хилые

    С поджиданьем седых матерей.

    ...Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

    Лишь к тебе я любовь берегу.

    Весела твоя радость короткая

    С громкой песней весной на лугу.

    Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю, к раздолью полей и лугов, к русской природе и человеку.

    (По В. О. Богомолову*)

    *Владимир Осипович Богомолов (1924 – 2003) – русский советский писатель.

01.04.2021 00:03:35

Как сохранить человеческое начало во время войны? Этот проблемный вопрос находится в центре внимания В.О.Богомолова.
Размышляя над проблемой, автор приводит описание боя, во время которого главному герою пришлось врукопашную драться с немцем, убить огнемётчика саперной лопаткой. Этим примером В.О.Богомолов показывает, на какие зверства война вынуждает пойти людей.
Далее автор рассказывает о времени после страшного сражения. Главный герой, после того как постирал вещи и поплавал в реке, начал читать стихи Есенина, вспоминать о детстве и о деревне, где родилась его мать и где он рос. Светлые чувства, вызванные лирическими произведениями, резко контрастировали с жестокостью и беспощадностью войны. В.О.Богомолов неслучайно обращает на это внимание, убеждая читателя в том, что стихи действительно помогли главному герою сохранить человечность, способность ощущать любовь к природе и людям.
Примеры, противопоставленные друг другу, показывают, что чтение литературных произведений может пробудить в человеке светлые и приятные эмоции, которые не позволят ему стать бессердечным из-за пережитых во время войны ужасов.
Автор подводит читателя к мысли о том, что сохранить человеческое начало во время военных действий можно благодаря соприкосновению с прекрасным.
Я согласна с позицией автора. Действительно, во время Великой Отечественной войны в перерывах между военными действиями солдаты нередко слушали песни, читали стихи и прозу.
Подводя итог, я хочу еще раз подчеркнуть: во время войны люди могут сохранить в себе человека и не «зачерстветь» душой благодаря искусству, которое пробуждает светлые чувства к людям, родному краю и природе.
Количество слов - 232

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно. Это вопрос - ловушка, ответить на него крайне сложно. Мы в позиции автора должны дать четкий ответ. Вопрос, сформулированный Вами, несколько уводит от текста. Можно, например, сказать, что для сохранения человечности, можно по-доброму относиться к пленным. Чувствуете, как сложно "попасть" в текст. Предлагаю перестроить формулировку:

Может ли поэзия помочь солдатам сохранить человечность?

Этот вопрос удобен для последующего рассуждения.

K2 - Комментарий + 6 баллов.

Пример 1 указан, пояснен. Пояснение чересчур короткое.

Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

Отношение к позиции автора содержит согласие, но нет тезиса. Хотя обоснование присутствует, без тезиса зачесть К4 невозможно.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

Из-за потери балла по К10 снят балл по К6.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Размышляя над проблемой, автор приводит описание боя, во время которого главному герою пришлось врукопашную драться с немцем, убить огнемётчика саперной лопаткой.
1) Несочетаемость. Верно: автор описывает бой.

Подводя итог, я хочу еще раз подчеркнуть: во время войны люди могут сохранить в себе человека и не «зачерстветь» душой благодаря искусству, которое пробуждает светлые чувства к людям, родному краю и природе.
Лучше: человечность.
Я согласна с позицией автора. Действительно, во время Великой Отечественной войны в перерывах между военными действиями солдаты нередко слушали песни, читали стихи и прозу.
Подводя итог, я хочу еще раз подчеркнуть: во время войны люди могут сохранить в себе человека и не «зачерстветь» душой благодаря искусству, которое пробуждает светлые чувства к людям, родному краю и природе.
2) Повтор.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над формулировкой проблемного вопроса, обоснованием собственной позиции, тщательной самопроверкой сочинения. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку