Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема людей с ограниченными возможностями

  • Текст: В. Астафьев. Ягодка

    (1)Куда только не занесут охотника ноги!

    (2)Меня затащили они в скалистый распадок, где вдруг увидел я во мшистых камнях, среди горной репы и колючек, землянику в цвету. (3)Октябрь месяц, глухая осень, лист почти весь упал, иней и утренник звонкий не один уж выдавался, а земляника цветет!

    (4)Я наклонился к ней. (5)На тощеньком стебельке в багровых листьях жил и растерянно глядел на осенний мир беленький цветок. (6)Холодом подпалило округлые лепестки его. (7)Ягодка, только еще зародившаяся, черной точкой светилась в цветке, и умерла уже ягодка, цветку оставалось жить день, от силы два...

    (8)И тут в моей памяти неожиданно всплыла сцена, увиденная на станции Комарихинская.

    (9)Толпа рыбаков и пассажиров, ждущая поезд, как по команде повернула головы в одну сторону.

    (10)От пакгауза двигалась безногая девушка. (11)Она опиралась взятыми в руки деревянными колодками и бросала вперед свое коротенькое тело в кожаной корзине. (12)И была она не в тряпье, не грязная и не пьяная. (13)Непривычная она была, и оттого все смолкли и загляделись на нее: в зеленом ярком берете, из-под которого выбивались льняные кудряшки, голубоглазая, в модной блузке.

    (14)Рядом с девушкой шла пожилая женщина, должно быть, мать. (15)Они о чем-то разговаривали, и нарядная девушка делала вид, что не замечает оторопелых лиц и очень она занята разговором.

    (16)Так они миновали перрон, людей, и такой бы она и осталась, независимой, гордой, но перрон кончился, и нужно было девушке с женщиной переходить пути.

    (17)Она перебросила легкое тело через один рельс, через другой, и внезапно корзинкою задела за третий. (18)Корзинка легко отделилась от девушки, выпало из нее короткое тело.

    (19)Девушка упала на бок. (20)Берет зеленый тоже упал, и кудряшки рассыпались, завалили щеку и глаза девушки.

    (21)И кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи, и кто-то уже облаял загоготавшего…

    (22)Женщина подняла девушку, усадила в корзинку, отряхнула берет, надела на голову девушки, да еще и поправила его, чтобы сидел на кудрях ладом. (23)И они последовали дальше.

    (24)Но перед тем как перебросить свое тело через рельс, девушка обернулась, глянула на нас и...

    (25)И с тех пор я ношу тот взгляд в себе. (26)Он пробил меня до самого сердца.

    (27)Он был презрителен, надменен, этот взгляд, и будь у девушки глаза взрослые, так бы оно и осталось — презрение и надменность. (28)Но голубые детские глаза читаются. (29)За вызовом и надменностью глубоко-глубоко билась растерянная беспомощность: «Что я вам сделала плохого?..»

    (30)И знаю ведь, ничего банальнее нет, чем сравнение этой девушки с земляникой, не к месту и не ко времени расцветшей на речном скалистом обрыве. (31)Но ничего не поделаешь — так они и живут в памяти рядом: цветок, что никогда не станет ягодой, и девушка, которой не видеть счастья… 

    (По В. Астафьеву)

31.03.2021 23:44:35
Автор: Татьяна Миронова

Может ли человек с ограниченными возможностями быть счастливым? Именно этот вопрос находится в центре размышлений В.Астафьева в предложенном для анализа тексте.

Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор сравнивает цветок с девушкой. В.Астафьев рассуждает о землянике, которая несмотря на холодную погоду цвела, однако из-за морозов зародившаяся ягодка уже “умирала” да и цветку оставалось “жить день, от силы два”. Этот пример позволяет понять, что погода стала препятствием к становлению цветка ягодой.

Далее В.Астафьев вспоминает девушку с ограниченными возможностями и описывает эпизод ее падения. Девушка ничем не отличалась от других: “была она не в тряпье, не грязная и не пьяная”, но после падения “кто-то уже загоготал в толпе по-жеребьячи”. Поднявшись, она посмотрела презрительным, надменным взглядом, в котором читалось: “ Что я вам сделала плохого?”.  В этом эпизоде автор показывает, что люди с ограниченными возможностями даже, если не будут ничем отличаться от других, все-равно будут обращать на себя больше внимания, нежели обычные люди и вызывать у окружающих особый интерес.

Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что обстоятельства и жестокость людей мешают процветанию, спокойной жизни и счастью.

Позиция автора понятна. В.Астафьев считает, что человек с ограниченными возможностями не может быть счастлив, потому что всегда будут невежды, которые не отнесутся с пониманием к горю человека, а лишь посмеются, что оставит на душе несчастного след от обиды.

Я разделяю позицию автора и тоже считаю, что люди, которые ярко отличаются от других всегда будут испытывать давление со стороны общества, ведь в мире очень много злых и глупых людей, которые могут сказать колкости, не подумав. О проблемах людей с ограниченными возможностями писала Е.Мурашова в повести “Класс коррекции". Главные герои произведения - дети с ограниченными возможностями, которых считают “отбросами общества”. В гимназии, где учились дети, важнее престиж школы, нежели забота о них, поэтому коррекционный 7"Е" класс расформировали.  

Прочитав текст В.Астафьева, я сделала вывод, что нужно быть добрее друг к другу, не выделяя никого по тем или иным признакам, потому что у всех есть душа и чувства, которые легко задеть.
Количество слов - 334

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Татьяна!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 (рассуждение о землянике) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (падение девушки-инвалида) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но проанализирована недостаточно.

По многим причинам я бы осторожнее использовала такой тип связи, как дополнение. Если Вы всё-таки пишете о дополнении, делайте это убедительно (как дополняет? что привносит один пример, что другой?)

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Этот пример позволяет понять, что погода стала препятствием к становлению цветка ягодой.
Микровывод (1 пример) является логической ошибкой. Это очень поверхностное понимание. С одной стороны, неблагоприятные погодные условия могут стать препятствием для созревания ягоды, но не ради этого писатель провёл такую параллель: незрелая ягода - девушка-инвалид.
Девушка ничем не отличалась от других...
Противоречивая мысль.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Я разделяю позицию автора и тоже считаю, что люди, которые ярко отличаются от других всегда будут испытывать давление со стороны общества, ведь в мире очень много злых и глупых людей, которые могут сказать колкости, не подумав.

Неточно подобраны слова.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Ошибки:

В этом эпизоде автор показывает, что люди с ограниченными возможностями даже, если не будут ничем отличаться от других, все-равно будут обращать на себя больше внимания, нежели обычные люди и вызывать у окружающих особый интерес.
Лишняя запятая.
В.Астафьев рассуждает о землянике, которая ЗПТ несмотря на холодную погоду ЗПТ цвела, однако из-за морозов зародившаяся ягодка уже “умирала” да и цветку оставалось “жить день, от силы два”.
Не обособлен оборот с производным предлогом "несмотря на...".

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

В гимназии, где учились дети, важнее престиж школы, нежели забота о них, поэтому коррекционный 7"Е" класс расформировали.  
Нарушение управления, которое привело к искажению смысла.

Думаю, правильнее было бы сказать так: Для гимназии... главное - престиж школы. В гимназии ... приоритетным является сохранение престижа и т.п.

В.Астафьев считает, что человек с ограниченными возможностями не может быть счастлив, потому что всегда будут невежды, которые не отнесутся с пониманием к горю человека, а лишь посмеются, что оставит на душе несчастного след от обиды.

Нарушение управление (правильно: оставит в душе).

K10 - Соблюдение речевых норм: +0 баллов

Ошибки:

Этот пример позволяет понять, что погода стала препятствием к становлению цветка ягодой.
Лексическая несочетаемость (становление цветка ягодкой).
В этом эпизоде автор показывает, что люди с ограниченными возможностями даже, если не будут ничем отличаться от других, все-равно будут обращать на себя больше внимания, нежели обычные люди и вызывать у окружающих особый интерес.
Повторы.

Позиция автора понятна. В.Астафьев считает, что человек с ограниченными возможностями не может быть счастлив, потому что всегда будут невежды, которые не отнесутся с пониманием к горю человека, а лишь посмеются, что оставит на душе несчастного след от обиды.
Лексическая несочетаемость (обычно говорят так : оставить след в душе).

Я разделяю позицию автора и тоже считаю, что люди, которые ярко отличаются от других всегда будут испытывать давление со стороны общества, ведь в мире очень много злых и глупых людей, которые могут сказать колкости, не подумав.
Лексическая несочетаемость. Лучше всё-таки написать по-другому: очень отличаются, сильно отличаются.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над содержанием (комментарий), речевым оформлением.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку