Запомни!
Проблема духовного развития людей
-
Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)
— (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:
— Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.
(5) Я почувствовал раздражение.
— (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.
— (8) Да?
— (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.
(11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:
— Что же нужно? (12) Пейзажи?
— (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.
(15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:
— На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.
— (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.
(20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:
Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.
(22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.
— (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.
— (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.
(30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».
— (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.
— (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.
(По А. П. Чехову)
Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор пишет о художнике, который считает, что людям мешают развиваться проблемы и рутина. Пейзажист рассуждает, что они не развиваются, так как, заботятся о других, нежели о себе :“всю жизнь дрожат за голодных и больных детей”, поэтому “некогда о душе подумать”. Этот пример позволяет понять, что из-за постоянной опеки над другими, люди забывают о собственных желаниях.
Далее А.Чехов пишет о постройке больницы, что прибавит больше забот. Пейзажист считает, что больницы, школы приносят людям, лишь больше забот и “порабощают”, “внося в их жизнь новые предрассудки” и обязанности. С помощью этого примера автор пытается донести до читателя, что обязанности занимают все свободное время, которое можно было бы посвятить саморазвитию.
Оба примера, дополняя друг друга, ярко иллюстрируют преобладание обязанностей и забот над желаниями людей.
Позиция автора понятна. А.Чехов считает, что люди не могут духовно развиваться, так как из-за накопившихся дел, ежедневных забот, у них не остается времени на занятия тем, что нравится.
Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что из-за увеличивающихся с каждым годом обязанностей, мы делаем лишь то, что должны и поэтому не остается свободного времени на увлечения, хобби и саморазвитие. Проблема духовного развития существовала еще в прошлом. В ХV веке, крестьяне успевали только заниматься хозяйством и исполнять пожелания помещиков, времени на саморазвитие у них не было, поэтому было очень много безграмотных людей вплоть до ХХ века.
Прочитав текст А.Чехова, я сделала вывод, что, безусловно, нужно заботиться о других и выполнять ежедневные дела, но и про свои желания и увлечения забывать не нужно.
Здравствуйте, Татьяна!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 0 баллов
Проблема определена неверно.
Какое влияние оказывает на человека непосильный труд?
Если бы Вы задали вопрос так, то К1-К4 не были бы обнулены.
K2 - Комментарий 0 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен неверно.Этот пример позволяет понять, что из-за постоянной опеки над другими, люди забывают о собственных желаниях. |
Пример 2 указан, пояснен неверно.
Вопрос "саморазвития" не встаёт.
Взаимосвязь между примерами определена формально, проанализирована неверно.
Нужно показать, какова роль каждого примера и как именно один дополняет другой.
"Дополнение"- самое неудачное название для связи.
Автор объясняет, показывает причинно-следственные отношения, сравнивает и т.д.
2 точки зрения на одну ситуацию= противопоставление.
К 3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0 баллов
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
Позиция автора понятна. |
Если у Вас будет желание и время, прочитайте полный текст рассказа- Вы увидите, что с ПА всё очень непросто обстоит.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0 баллов
Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что из-за увеличивающихся с каждым годом обязанностей, мы делаем лишь то, что должны и поэтому не остается свободного времени на увлечения, хобби и саморазвитие. |
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Ошибки:
...из-за увеличивающихся с каждым годом обязанностей, мы делаем лишь то, что должны и поэтому не остается свободного времени на увлечения, хобби и саморазвитие. |
мы- КТО?
В ХV веке, крестьяне успевали только заниматься хозяйством и исполнять пожелания помещиков, времени на саморазвитие у них не было, поэтому было очень много безграмотных людей вплоть до ХХ века. |
Какова Ваша логика обращения к этому временному отрезку?
Прочитав текст А.Чехова, я сделала вывод, что, безусловно, нужно заботиться о других и выполнять ежедневные дела, но и про свои желания и увлечения забывать не нужно. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Ошибки:
Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор пишет о художнике, который считает, что людям мешают развиваться проблемы и рутина. Пейзажист рассуждает, что они не развиваются, так как, заботятся о других, нежели о себе :“всю жизнь дрожат за голодных и больных детей”, поэтому “некогда о душе подумать”. |
Нанизывание придаточных затрудняет понимание смысла.
Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что из-за увеличивающихся с каждым годом обязанностей, мы делаем лишь то, что должны и поэтому не остается свободного времени на увлечения, хобби и саморазвитие. |
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки:
нежели о себе :“всю жизнь дрожат за голодных и больных детей”, поэтому “некогда о душе подумать”. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Ошибки:
так как,ЛИШНЯЯ ЗПТ заботятся о других |
из-за постоянной опеки над другими, ЛИШНЯЯ ЗПТ люди забывают о собственных желаниях |
...из-за увеличивающихся с каждым годом обязанностей, мы делаем лишь то, что должны ЗПТ и поэтому не остается свободного времени на увлечения, хобби и саморазвитие. |
В ХV веке, ЛИШНЯЯ ЗПТ крестьяне успевали только заниматься хозяйством |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Ошибки:
нежели |
Рекомендация: уместнее было бы взять слово стилистически нейтральное
Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор пишет о художнике, который считает, что людям мешают развиваться проблемы и рутина. Пейзажист рассуждает, что они не развиваются, так как, заботятся о других, нежели о себе |
Они- кто? Проблемы и рутина? Неверное использование местоимения.
Далее А.Чехов пишет о постройке больницы, что прибавит больше забот. Пейзажист считает, что больницы, школы приносят людям, лишь больше забот и “порабощают”... |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Татьяна, к сожалению, Вы не поняли содержание текста А.П. Чехова,поэтому и проблему определили неверно. В художественном тексте ПА никогда не выражена прямо- нужно обратить внимание на поступки персонажей, речевые характеристики.
Я дала рекомендации по поводу выделения связи и её анализа.
Обратите внимание на лишние запятые, задавайте себе вопрос, почему ставите знак именно здесь.
Если Вы учтёте все рекомендации, то на ЕГЭ сможете создать удачную работу: структуру сочинения знаете.
Ещё есть время на тренировку. Удачи на экзамене!