Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема духовного развития людей

  • Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)

    — (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:

    — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.

    (5) Я почувствовал раздражение.

    — (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.

    — (8) Да?

    — (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.

    (11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

    — Что же нужно? (12) Пейзажи?

    — (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.

    (15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:

    — На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.

    — (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.

    (20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

    Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

    (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

    — (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

    — (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.

    (30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».

    — (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.

    — (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.

    (По А. П. Чехову)

31.03.2021 23:32:22
Автор: Татьяна Миронова

Что мешает людям духовно развиваться? Именно этот вопрос находится в центре размышлений А.Чехова в предложенном для анализа тексте.

Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор пишет о художнике, который считает, что людям мешают развиваться проблемы и рутина. Пейзажист рассуждает, что они не развиваются, так как, заботятся о других, нежели о себе :“всю жизнь дрожат за голодных и больных детей”, поэтому “некогда о душе подумать”. Этот пример позволяет понять, что из-за постоянной опеки над другими, люди забывают о собственных желаниях.

Далее А.Чехов пишет о постройке больницы, что прибавит больше забот. Пейзажист считает, что больницы, школы приносят людям, лишь больше забот и “порабощают”, “внося в их жизнь новые предрассудки” и обязанности. С помощью этого примера автор пытается донести до читателя, что обязанности занимают все свободное время, которое можно было бы посвятить саморазвитию.  

Оба примера, дополняя друг друга, ярко иллюстрируют преобладание обязанностей и забот над желаниями людей.  

Позиция автора понятна. А.Чехов считает, что люди не могут духовно развиваться, так как из-за накопившихся дел, ежедневных забот, у них не остается времени на занятия тем, что нравится.

Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что из-за увеличивающихся с каждым годом обязанностей, мы делаем лишь то, что должны и поэтому не остается свободного времени на увлечения, хобби и саморазвитие. Проблема духовного развития существовала еще в прошлом. В ХV веке, крестьяне успевали только заниматься хозяйством и исполнять пожелания помещиков, времени на саморазвитие у них не было, поэтому было очень много безграмотных людей вплоть до ХХ века.

Прочитав текст А.Чехова, я сделала вывод, что, безусловно, нужно заботиться о других и выполнять ежедневные дела, но и про свои желания и увлечения забывать не нужно.
Количество слов - 276

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Татьяна!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 0 баллов

Проблема определена неверно.

Какое влияние оказывает на человека непосильный труд?
Если бы Вы задали вопрос так, то К1-К4 не были бы обнулены.

K2 - Комментарий 0 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен неверно.

Этот пример позволяет понять, что из-за постоянной опеки над другими, люди забывают о собственных желаниях.
Вы неверно поняли текст: не о реализации "желаний" говорит автор, а о жизненно необходимых "потребностях", о кабале, в которой людям приходится существовать.

Пример 2 указан, пояснен неверно.
Вопрос "саморазвития" не встаёт.

Взаимосвязь между примерами определена формально, проанализирована неверно.
Нужно показать, какова роль каждого примера и как именно один дополняет другой.
"Дополнение"- самое неудачное название для связи.
Автор объясняет, показывает причинно-следственные отношения, сравнивает  и т.д.

2 точки зрения на одну ситуацию= противопоставление.  

К 3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Позиция автора понятна.
Не стоит заявлять так уверенно: в художественном текста ПА надо вычленить, чем Вы и занимались.
Если у Вас будет желание и время, прочитайте полный текст рассказа- Вы увидите, что с ПА всё очень непросто обстоит.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0 баллов

Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что из-за увеличивающихся с каждым годом обязанностей, мы делаем лишь то, что должны и поэтому не остается свободного времени на увлечения, хобби и саморазвитие.

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

...из-за увеличивающихся с каждым годом обязанностей, мы делаем лишь то, что должны  и поэтому не остается свободного времени на увлечения, хобби и саморазвитие.

мы- КТО?

В ХV веке, крестьяне успевали только заниматься хозяйством и исполнять пожелания помещиков, времени на саморазвитие у них не было, поэтому было очень много безграмотных людей вплоть до ХХ века.
Почему именно в ХV веке?
Какова Ваша логика обращения к этому временному отрезку?
Прочитав текст А.Чехова, я сделала вывод, что, безусловно, нужно заботиться о других и выполнять ежедневные дела, но и про свои желания и увлечения забывать не нужно.
Вывод сделан неверный. Текст Чехова о совершенно другом.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки:

Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор пишет о художнике, который считает, что людям мешают развиваться проблемы и рутина. Пейзажист рассуждает, что они не развиваются, так как, заботятся о других, нежели о себе :“всю жизнь дрожат за голодных и больных детей”, поэтому “некогда о душе подумать”.
Однотипные синтаксические конструкции
Нанизывание придаточных затрудняет понимание смысла.

Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что из-за увеличивающихся с каждым годом обязанностей, мы делаем лишь то, что должны и поэтому не остается свободного времени на увлечения, хобби и саморазвитие.
Бедность синтаксических конструкций

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

нежели о себе :“всю жизнь дрожат за голодных и больных детей”, поэтому “некогда о душе подумать”.
Вы вводите цитату как прямую речь- после кавычек нужна заглавная буква или многоточие и строчная.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

так как,ЛИШНЯЯ ЗПТ заботятся о других
из-за постоянной опеки над другими, ЛИШНЯЯ ЗПТ люди забывают о собственных желаниях
...из-за увеличивающихся с каждым годом обязанностей, мы делаем лишь то, что должны ЗПТ и поэтому не остается свободного времени на увлечения, хобби и саморазвитие.
Отсутствует запятая на границе придаточного предложения

В ХV веке, ЛИШНЯЯ ЗПТ крестьяне успевали только заниматься хозяйством

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

нежели
книжн.
Рекомендация: уместнее было бы взять слово стилистически нейтральное
Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор пишет о художнике, который считает, что людям мешают развиваться проблемы и рутина. Пейзажист рассуждает, что они не развиваются, так как, заботятся о других, нежели о себе
повтор
Они- кто? Проблемы и рутина? Неверное использование местоимения.
Далее А.Чехов пишет о постройке больницы, что прибавит больше забот. Пейзажист считает, что больницы, школы приносят людям, лишь больше забот и “порабощают”...
повторы

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Татьяна, к сожалению, Вы не поняли содержание текста А.П. Чехова,поэтому и проблему определили неверно. В художественном тексте ПА никогда не выражена прямо- нужно обратить внимание на поступки персонажей, речевые характеристики.
Я дала рекомендации по поводу выделения связи и её анализа.

Обратите внимание на лишние запятые, задавайте себе вопрос, почему  ставите знак именно здесь.
Если Вы учтёте все рекомендации, то на ЕГЭ сможете создать удачную работу: структуру сочинения знаете.
Ещё есть время на тренировку. Удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 10

Возврат к списку