Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема настоящей помощи людям

  • Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)

    — (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:

    — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.

    (5) Я почувствовал раздражение.

    — (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.

    — (8) Да?

    — (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.

    (11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

    — Что же нужно? (12) Пейзажи?

    — (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.

    (15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:

    — На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.

    — (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.

    (20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

    Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

    (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

    — (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

    — (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.

    (30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».

    — (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.

    — (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.

    (По А. П. Чехову)

31.03.2021 12:09:45
Автор: Лиза Мецгер

        В чем заключается настоящая помощь людям? Над этой проблемой размышляет в данном тексте А. П. Чехов.
    В центре внимания автора предстает диалог двух главных героев фрагмента, рассказчика и девушки Лиды, спорящих о важности нововведений в поселке Малоземове, как, например, строительство медицинских пунктов.
    В качестве первого примера писатель приводит позицию героини Лиды, которая считает, что помощь жителям Малоземова крайне необходима. Она уверена, что строительство медицинских пунктов, школ, попытки просвещения местных жителей – наилучшие методы улучшения их жизни: «…нельзя сидеть сложа руки. Правда, мы не спасаем человечества…но мы делаем то, что можем, и мы правы. Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем…». Девушка уверена, что нельзя игнорировать тяжелейшие условия жизни жителей Малоземова, а надо действовать, пытаясь оказать хоть малейшую помощь. Данным примером автор показывает, что многие люди искренне жаждут помочь окружающим и, не размышляя о наиболее действенных и правильных методах, делают это.
    В качестве следующего примера писатель приводит мнение собеседника Лиды, рассказчика. Он убежден, что строительство новых медицинских пунктов, школ – абсолютно бесполезные, даже усугубляющие ситуацию методы борьбы с низким уровнем жизни в селе Малоземове: «Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда…Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете…» Герой считает, что если и оказывать помощь жителям Малоземова, то действовать стоит более глобально, освобождая их от необходимости столь невыносимо тяжелой работы или же, не стоит помогать и вовсе. Данным примером автор показывает, что порой человек отрицает необходимость поверхностной, ничего в лучшую сторону не меняющей, по его мнению, помощи, рассуждая об этом, как о демонстративных, фальшивых действиях.
    Противопоставляя два этих примера, писатель подчеркивает, как по-разному люди могут относиться к вопросу помощи окружающим, насколько различным может быть их отношение к методам её оказания.
    А. П. Чехов считает, что зачастую помощь, которую оказывают люди, бесполезна и является демонстративной и фальшивой. Писатель уверен, что, если человек действительно жаждет помочь, он будет действовать в более глобальных масштабах, устраняя корень проблемы.
    К сожалению, я не могу согласиться с мнением автора. Я считаю, что любая помощь никогда не пропадает бесследно. Начинать нужно всегда с малого, ведь главное – это желание сделать наш мир лучше. В качестве доказательства приведу в пример мою семью. Мы всегда стремимся помочь нуждающимся людям: нищим, инвалидам. Периодически мы высылаем средства в благотворительные фонды, пусть и небольшие суммы. Безусловно, наша помощь незначительна, однако мы верим, что кому-то эти деньги действительно могут помочь. Когда-нибудь мы сможем отправлять более существенные суммы, которые точно смогут спасти кому-то жизнь или улучшить чью-либо жизненную ситуацию, но начинать нужно с малого.
    В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна А. П. Чехову за возможность порассуждать о проблеме настоящей помощи людям.


Количество слов - 467

Здравствуйте, Лиза!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки:

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки:

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки:

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Герой считает, что если и оказывать помощь жителям Малоземова, то действовать стоит более глобально, освобождая их от необходимости столь невыносимо тяжелой работы ЗПТ или же, не стоит помогать и вовсе.
Запятая при деепричастном обороте.
Данным примером автор показывает, что порой человек отрицает необходимость поверхностной, ничего в лучшую сторону не меняющей, по его мнению, помощи, рассуждая об этом, как о демонстративных, фальшивых действиях.
Запятая при обороте с КАК.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

 А. П. Чехов считает, что зачастую помощь, которую оказывают люди, бесполезна и является демонстративной и фальшивой.
Нарушение в построении предложения с однородными членами. Надо: " ...помощь бесполезна, демонстративна и фальшива" или " ... помощь является бесполезной, демонстративной и фальшивой".

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибки:

Данным примером автор показывает, что порой человек отрицает необходимость поверхностной, ничего в лучшую сторону не меняющей, по его мнению, помощи, рассуждая об этом, как о демонстративных, фальшивых действиях.
Шероховатость. Лучше вообще не писать "данным примером".

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Лиза, благодарю за умную, тонкую, достойную работу. Я проверила несколько Ваших сочинений, это - лучшее из них. Так держать!

Успехов Вам на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку