Не путайте:
- Кристаллический – кристальный.
- Металл – алюминий.
- Артиллерия – кавалерия.
- Жужжать – дрожать.
- Баллы – цимбалы.
- Иммиграция – эмиграция.
- Дилемма – проблема.
- Балл (оценка) – бал (танцы).
- Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
- Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.
Проблема исчезновения памятников истории и культуры
-
Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры(1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.
(2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.
(3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.
(5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».
(6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.
(7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!
(15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.
(18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь
на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.
(21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.
(33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
Катаев сам говорит:"...всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом...". Думаю, многие люди, которые хоть немного увлекаются и ценят искусство, хоть раз испытывали чувство потерянности в родном месте. Улицы те же, всё те же дороги и люди, но с годами всё опустело, будто улицы потеряли свои "изюминки" и стали серыми.
Ещё одно печальное последствие исчезновения памятников истории и культуры в тексте, это забвение истории в памяти людей. Ведь если ты каждый день ходишь на работу, а по дороге тебе встречается памятник великого человека, то и его подвиги и заслуги ты будешь помнить и хранить. Но с исчезновением архитектуры всё это медленно забывается. И как сказал В. П. Катаев:"Память разрушается, как старый город. А в провалах памяти остаются лишь призраки...".
Из всего этого мы видим, что потеря вещей, фиксирующих великие поступки, вызывает у людей потерянность, разочарование. Люди начинают забывать, и все совершенные подвиги, к нашему сожалению, приравниваются к нулю.
Заметно, что автор тоже испытывает чувства сожаления к происходящему. Ведь исчезновение памятников приводит к разрушению исторической памяти, искажает исторический облик тех мест, с которыми связаны жизнь человека, поэтому человек болезненно переживает этот процесс, пустота на месте уничтоженных памятников, церквушек, переулков, кажется ему противоестественной.
С Катаевым я могу только полностью согласится. Какие бы поколения не сменяли друг друга, подвиги великих людей сделали мир, в котором мы живем и в котором мы чувствуем себя комфортно. И хотя бы за это их нужно чтить и помнить. И возводят такие памятники специально из прочных материалов, чтобы сказать, что заслуги этого человека, должны помнится и уважаться веками. Память о нём должна хранится.
Подводя итог, сказать могу лишь только одно, проблема исчезновения памятников истории и культуры есть, и она актуальна. Нужно бороться за то, чтобы увековеченная культура не была стёрта с улиц, ведь только так она не будет стерта в памяти людей.
Здравствуйте, Андрей!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 0 баллов
Пример 1 (цитата из финальной части текста) в сочинении указан, однако эта цитата не отсылает к конкретному примеру, связанному с проблемной областью. Предполагается, что речь в рассуждениях пойдет о памятниках (так заявлено в формулировке проблемы), а в цитате речь идет о другом - о том, что рассказчик не узнает знакомые места. Почему не узнает? Что изменилось в облике улиц? Непонятно. Пояснение цитаты отсутствует, подменяется размышлениями автора сочинения по поводу чувства потерянности, которое охватывает многих людей. Пример не засчитан.
Пример 2 (еще одна цитата из текста) указан, но эта цитата не относится к проблемной области: то, что память разрушается, это не пример, иллюстрирующий проблему исчезновения памятников, а следствие из это проблемы. Вместо пояснения снова приведены собственные мысли автора сочинения по теме.
Андрей, анализируя текст, вы обратили внимание лишь на финальную его часть. За кадром осталась основная часть текста, в которой были представлены примеры-иллюстрации: исчезновение конкретных памятников, мысли автора, с этим связанные. Их и нужно было анализировать. Пример-иллюстрация - это картинка, которую автор рисует в тексте, а не цитаты.
Взаимосвязь между примерами не определена, не проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но нет обоснования тезиса - конкретного примера, подтверждающего (иллюстрирующего) тезис.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
В сочинении нарушена логика развертывания мыслей. Если убрать все лишние, не относящиеся к делу фрагменты и сжать текст сочинения до уровня микротем, то мы получим следующее:
1) Существует проблема исчезновения культурных ценностей.
2) Улицы те же, всё те же дороги и люди, но с годами всё опустело.
Очевидно, мысль 1 и мысль 2 не связаны друг с другом.
3) Последствие исчезновения памятников - это забвение истории в памяти людей.
Эта мысль не подкрепляется доводами, не развивается, а "повисает" в воздухе.
4) Утрата памятников вызывает у людей разочарование.
5) Автор тоже испытывает чувства сожаления: исчезновение памятников приводит к разрушению исторической памяти.
Мысль, изложенная в п. 5) дублирует мысль из п. 3) и оказывается снова не доказанной, "повисшей".
6) С Катаевым я согласен. Память о великих людях должна храниться.
Мысль не доказана.
7) проблема исчезновения памятников истории и культуры есть. Нужно бороться за то, чтобы памятники не были стёрты с улиц.
Дублирование мысли.
Таким образом, логика построения текста нарушена. Коммуникативный замысел пишущего воспринимается с трудом.
Другие ошибки:
Ещё одно печальное последствие исчезновения памятников истории и культуры в тексте, это забвение истории в памяти людей. |
Люди начинают забывать, и все совершенные подвиги, к нашему сожалению, приравниваются к нулю. |
Какие бы поколения не сменяли друг друга, подвиги великих людей сделали мир, в котором мы живем и в котором мы чувствуем себя комфортно. |
K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.
Речь характеризуется бедностью словаря, однообразием конструкций.
Ошибки:
Из всего этого мы видим, что потеря вещей, фиксирующих великие поступки, вызывает у людей потерянность, разочарование. |
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки:
С Катаевым я могу только полностью согласится. |
Какие бы поколения не сменяли друг друга, подвиги великих людей сделали мир, в котором мы живем и в котором мы чувствуем себя комфортно. |
И хотя бы за это их нужно чтить и помнить. И возводят такие памятники специально из прочных материалов, чтобы сказать, что заслуги этого человека, должны помнится и уважаться веками. |
Память о нём должна хранится. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.
Ошибки:
Катаев сам говорит:"...всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом...". И как сказал В. П. Катаев:"Память разрушается, как старый город. А в провалах памяти остаются лишь призраки...". |
Ещё одно печальное последствие исчезновения памятников истории и культуры в тексте, ТИРЕ это забвение истории в памяти людей. |
Ведь исчезновение памятников приводит к разрушению исторической памяти, искажает исторический облик тех мест, с которыми связаны жизнь человека, поэтому человек болезненно переживает этот процесс, пустота на месте уничтоженных памятников, церквушек, переулков, кажется ему противоестественной. |
Подводя итог, сказать могу лишь только одно, проблема исчезновения памятников истории и культуры есть, и она актуальна. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Одной из проблем произведения В. П. Катаева "О памятниках культуры" является проблема исчезновения из окружающего мира культурных ценностей, которые отсылают нас к моментам и личностям, существование которых забывать нельзя. |
Думаю, многие люди, которые хоть немного увлекаются и ценят искусство, хоть раз испытывали чувство потерянности в родном месте. |
Ведь если ты каждый день ходишь на работу, а по дороге тебе встречается памятник великого человека, то и его подвиги и заслуги ты будешь помнить и хранить. |
И как сказал В. П. Катаев:"Память разрушается, как старый город. А в провалах памяти остаются лишь призраки...". |
Заметно, что автор тоже испытывает чувства сожаления к происходящему. |
Ведь исчезновение памятников приводит к разрушению исторической памяти, искажает исторический облик тех мест, с которыми связаны жизнь человека, поэтому человек болезненно переживает этот процесс, пустота на месте уничтоженных памятников, церквушек, переулков, кажется ему противоестественной. |
Нужно бороться за то, чтобы увековеченная культура не была стёрта с улиц, ведь только так она не будет стерта в памяти людей. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Одной из проблем произведения В. П. Катаева "О памятниках культуры" является проблема исчезновения из окружающего мира культурных ценностей, которые отсылают нас к моментам и личностям, существование которых забывать нельзя. |
Повтор слова "проблема".
Несочетаемость: ценности отсылают, отсылают к моментам и личностям.
Не могут быть сопоставлены в ряду однородных слова "моменты" и "личности".
Местоимение "нас" - лишнее.
У произведения не бывает проблем. Сочетание "проблема произведения" - ошибочное.
К сожалению, со временем таких достояний становится меньше, их заменяют более актуальной и выгодной архитектурой. |
Катаев сам говорит:"...всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом...". |
Думаю, многие люди, которые хоть немного увлекаются и ценят искусство, хоть раз испытывали чувство потерянности в родном месте. |
Улицы те же, всё те же дороги и люди, но с годами всё опустело, будто улицы потеряли свои "изюминки" и стали серыми. |
Ещё одно печальное последствие исчезновения памятников истории и культуры в тексте, это забвение истории в памяти людей. |
Повтор.
Забвение в памяти - несочетаемость.
Ведь если ты каждый день ходишь на работу, а по дороге тебе встречается памятник великого человека, то и его подвиги и заслуги ты будешь помнить и хранить. Ведь исчезновение памятников приводит к разрушению исторической памяти, искажает исторический облик тех мест, с которыми связаны жизнь человека, поэтому человек болезненно переживает этот процесс, пустота на месте уничтоженных памятников, церквушек, переулков, кажется ему противоестественной. |
Со слова "ведь" не рекомендуется начинать предложение.
Но с исчезновением архитектуры всё это медленно забывается. |
Из всего этого мы видим, что потеря вещей, фиксирующих великие поступки, вызывает у людей потерянность, разочарование. |
Люди начинают забывать, и все совершенные подвиги, к нашему сожалению, приравниваются к нулю. |
С Катаевым я могу только полностью согласится. |
И хотя бы за это их нужно чтить и помнить. |
И хотя бы за это их нужно чтить и помнить. И возводят такие памятники специально из прочных материалов, чтобы сказать, что заслуги этого человека, должны помнится и уважаться веками. |
Подводя итог, сказать могу лишь только одно, проблема исчезновения памятников истории и культуры есть, и она актуальна. |
Нужно бороться за то, чтобы увековеченная культура не была стёрта с улиц, ведь только так она не будет стерта в памяти людей. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над построением комментария, над логикой изложения мыслей, над речью. Удачи!