Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема назначения искусства

  • Текст: В. Гаршин. Художник Рябинин

    (1)Художник Рябинин, самый способный ученик Художественной академии, подающий огромные надежды сделаться одним из «наших корифеев», выдумал такую глупость, что я не знаю, что о нём и думать.

    (2)Третьего дня я, бывший инженер, а ныне волею судьбы художник, возил его на металлический завод; мы провели там целый день, осмотрели всё, причём я объяснял ему всякие особенности производства. (3)Наконец я привёл его в котельное отделение. (4)Там в это время работали над огромнейшим котлом, у которого разошёлся шов. (5)Адская работа! (6)Человек садится в котёл и держит заклёпку изнутри клещами, что есть силы напирая на них грудью, а снаружи мастер колотит по заклёпке молотом и выделывает шляпку. (7)Это всё равно что по груди бить! (8)Я раз попробовал было забраться в котёл, так после четырёх заклёпок еле выбрался. (9)Совсем разбило грудь. (10)А эти как-то ухитряются привыкать. (11)Правда, и мрут они как мухи: год-два вынесет, а потом если и жив, то редко куда-нибудь годен. (12)Извольте-ка целый день выносить грудью удары здоровенного молота, да ещё в котле, в духоте, согнувшись в три погибели. (13)Зимой железо мёрзнет, холод, а он сидит или лежит на железе. (14)Трудная работа этим глухарям (так их рабочие прозвали). (15)От этого трезвона они часто глохнут. (16)А получают за такую каторжную работу гроши, потому что тут ни навыка, ни искусства не требуется, а только мясо… (17)Сколько тяжёлых впечатлений на всех этих заводах!

    (18)Рябинин сказал, что не уйдёт, пока не увидит глухаря. (19)Художник влез в котёл и полчаса смотрел, как работник, согнувшись в комок, сидел в углу котла и подставлял свою грудь под удары молота. (20)В эти полчаса молот поднялся и опустился сотни раз, глухарь корчился.

    (21)Рябинин вылез оттуда бледный и расстроенный, всю дорогу назад молчал. (22)А сегодня объявляет мне, что уже начал писать этого рабочего - глухаря. (23)Что за идея! (24)Что за поэзия в грязи! (25)Здесь я могу сказать, никого и ничего не стесняясь, то, чего, конечно, не сказал бы при всех: по-моему, вся эта мужичья полоса в искусстве – чистое уродство. (26)Кому нужны эти пресловутые репинские «Бурлаки»? (27)Написаны они прекрасно, нет спора, но ведь и только. (28)Где здесь красота, гармония, изящное? (29)А не для воспроизведения ли изящного в природе и существует искусство?

    (30)То ли дело у меня! (31)Ещё несколько дней работы, и будет кончено моё тихое «Майское утро». (32)Чуть колышется вода в пруду, ивы склонили на него свои ветви, восток загорается, мелкие перистые облачка окрасились в розовый цвет. (33)Женская фигурка идёт с крутого берега с ведром за водой, спугивая стаю уток. (34)Вот и всё. (35)Кажется, просто, а между тем я ясно чувствую, что поэзии в картине вышло пропасть. (36)Вот это – искусство! (37)Оно настраивает человека на тихую, кроткую задумчивость, смягчает душу. (38)А рябининский «Глухарь» ни на кого не подействует уже потому, что всякий постарается поскорей убежать от него, чтобы только не мозолить себе глаза этими безобразными тряпками и этой грязной рожей. (39)Странное дело. (40)Ведь вот в музыке не допускаются режущие ухо, неприятные созвучия, отчего же у нас, в живописи, можно воспроизводить положительно безобразные, отталкивающие образы?

    (41)Рябинин кончил своего «Глухаря» и сегодня позвал меня посмотреть. (42)Я шёл к нему с предвзятым мнением и, нужно сказать, должен был изменить его. (43)Очень сильное впечатление. (44)Рисунок прекрасный. (45)Лучше всего это фантастическое и в то же время высоко истинное освещение. (46)Картина, без сомнения, была бы с достоинствами, если бы не этот странный и дикий сюжет.

    (47)За своё «Майское утро» я получил то, к чему стремится каждый ученик академии, - золотую медаль. (48)И теперь я еду на четыре года за границу совершенствоваться в искусстве. (49)Но Рябинин, Рябинин! (50)Сдал экзамен в учительскую семинарию! (51)Художник, талант! (52)Да он пропадёт, погибнет в деревне. (53)Ну, не сумасшедший ли это человек? (По В.М. Гаршину*)

     

    * Всеволод Михайлович Гаршин (1855–1888) – русский писатель, поэт, художественный критик.

     

     

29.03.2021 21:24:37
Автор: Михаил Худоян

В чём заключается назначение искусства? Такова проблема, над которой заставляет задуматься В.М.Гаршин в своём тексте.

Размышляя над вопросом, автор противопоставляет точки зрения двух героев – рассказчика и “самого способного ученика” Рябинина. Рассказчик считает, что искусство создано, дабы удовлетворить эстетические потребности человека: “Где здесь красота, гармония, изящное? А не для воспроизведения ли изящного в природе и существует искусство?”. Ясно прослеживается мировоззрение героя в словах: “Вот это – искусство! Оно настраивает человека на тихую, кроткую задумчивость, смягчает душу.” Словами и поступками повествователя автор убеждает нас в том, что искусство – средство успокоения, искусство не должно нагнетать и отталкивать, а наоборот – привносить спокойствие в человеческую душу.

Совсем иной точки зрения придерживается Рябинин – “один из наших корифеев”. Увидев адский труд глухарей, герой решил посвятить им своё полотно. Он не испугался изобразить “грязную рожу” и “безобразные тряпки”, ведь Рябинин своим долгом считает – через искусство открыть людям глаза на несправедливость и неправильность мира. Убедиться в намерениях героя можно, перечитав концовку фрагмента, ведь герой вместо собственного художественного развития выбрал просвещение деревенских детей: “Сдал экзамен в учительскую семинарию!” Таким образом, автор убеждает нас в том, что холст должен быть не только красивым, но и правдивым.

Сам В.М.Гаршин считает, что искусство не должно ограничиваться только эстетическими рамками. Настоящий художник не должен избегать реального мира, он должен проливать свет на все его уродства и рождать в людях желание изменить мир к лучшему.

Трудно не согласиться с мнением автора, ведь жизнь человека не всегда бывает радужной и весёлой, часто она полна драм и трагедий, боли и разочарования; и художник не должен бояться этого, не должен приукрашивать что-либо, ведь легко дать иллюзию счастливой жизни, но гораздо сложнее убедить людей в обратном. В качестве примера можно взять произведение Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ” – произведение описывающее, как протекала жизнь заключённых в трудовых лагерях. Это не искусство, вызывающее трепет и благоговение, это искусство, вызывающее страх своей правдивостью.

Таким образом, смысл искусства не только в описании красивых пейзажей, но и в стремлении к правде.

Количество слов - 332

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Михаил!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 (позиция рассказчика) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (позиция Рябинина) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 балл.

Ошибки:

Размышляя над вопросом, автор противопоставляет точки зрения двух героев – рассказчика и “самого способного ученика” Рябинина.
Непонятно, о каком ученике идет речь. Возникает смысловая неопределенность. Нужно было написать, что Рябинин и рассказчик - ученики Художественной академии.
“Где здесь красота, гармония, изящное?
Непонятно, на что указывает наречие "здесь". Смысловая неопределенность.
Совсем иной точки зрения придерживается Рябинин – “один из наших корифеев”.
Непонятно, на кого указывает местоимение "наших", слово "корифей" требует пояснения - корифей в какой области?
Увидев адский труд глухарей, герой решил посвятить им своё полотно.
Непонятно, кто такие глухари. Смысловая неопределенность. Нужно было взять слово в кавычки или пояснить, о ком идет речь.
Таким образом, смысл искусства не только в описании красивых пейзажей, но и в стремлении к правде.
Сопоставление несопоставимых понятий.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Рассказчик считает, что искусство создано, дабы удовлетворить эстетические потребности человека: “Где здесь красота, гармония, изящное? А не для воспроизведения ли изящного в природе и существует искусство?”.
Нарушение пунктуационного оформления прямой речи.*
Словами и поступками повествователя автор убеждает нас в том, что искусство – средство успокоения, искусство не должно нагнетать и отталкивать, а наоборот ЗПТ – привносить спокойствие в человеческую душу.
Отсутствует запятая после вводного слова.
Он не испугался изобразить “грязную рожу” и “безобразные тряпки”, ведь Рябинин своим долгом считает через искусство открыть людям глаза на несправедливость и неправильность мира.
Тире неуместно.*
В качестве примера можно взять произведение Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ” – произведение ЗПТ описывающее, как протекала жизнь заключённых в трудовых лагерях.
Отсутствует запятая перед причастным оборотом.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 балл.

Ошибки:

Словами и поступками повествователя автор убеждает нас в том, что искусство – средство успокоения, искусство не должно нагнетать и отталкивать, а наоборот – привносить спокойствие в человеческую душу.
Нарушение в конструкции с однородными членами (глаголы с разным управлением).
Словами и поступками повествователя автор убеждает нас в том, что искусство – средство успокоения, искусство не должно нагнетать и отталкивать, а наоборот – привносить спокойствие в человеческую душу.
Нарушение в конструкции с однородными членами, правильно:  искусство должно НЕ нагнетать и отталкивать, а наоборот – привносить спокойствие
Он не испугался изобразить “грязную рожу” и “безобразные тряпки”, ведь Рябинин своим долгом считает – через искусство открыть людям глаза на несправедливость и неправильность мира.
Нарушение управления: открыть глаза ЧЕРЕЗ что-то нельзя.
Трудно не согласиться с мнением автора, ведь жизнь человека не всегда бывает радужной и весёлой, часто она полна драм и трагедий, боли и разочарования; и художник не должен бояться этого, не должен приукрашивать что-либо, ведь легко дать иллюзию счастливой жизни, но гораздо сложнее убедить людей в обратном.
Лучше это предложение разделить на два (рекомендация, не ошибка).

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 балл.

Ошибки:

Такова проблема, над которой заставляет задуматься В.М.Гаршин в своём тексте.
Гаршин не мог это сделать в чужом тексте. Плеоназм.
Рассказчик считает, что искусство создано, дабы удовлетворить эстетические потребности человека: “Где здесь красота, гармония, изящное? А не для воспроизведения ли изящного в природе и существует искусство?”.
Неуместное употребление устаревшего слова.
Ясно прослеживается мировоззрение героя в словах: “Вот это – искусство! Оно настраивает человека на тихую, кроткую задумчивость, смягчает душу.”
Лексическая несочетаемость. Заменить можно так: герой выразил мировоззрение в словах: ...
Словами и поступками повествователя автор убеждает нас в том, что искусство – средство успокоения, искусство не должно нагнетать и отталкивать, а наоборот – привносить спокойствие в человеческую душу.
Слово требует пояснения (нагнетать что?).
Словами и поступками повествователя автор убеждает нас в том, что искусство – средство успокоения
Лишнее слово, можно заменить на "читателя".
Он не испугался изобразить “грязную рожу” и “безобразные тряпки”, ведь Рябинин своим долгом считает – через искусство открыть людям глаза на несправедливость и неправильность мира. Убедиться в намерениях героя можно, перечитав концовку фрагмента, ведь герой вместо собственного художественного развития выбрал просвещение деревенских детей: “Сдал экзамен в учительскую семинарию!”
Трудно не согласиться с мнением автора, ведь жизнь человека не всегда бывает радужной и весёлой, часто она полна драм и трагедий, боли и разочарования; и художник не должен бояться этого, не должен приукрашивать что-либо, ведь легко дать иллюзию счастливой жизни, но гораздо сложнее убедить людей в обратном.
Повторы.
Словами и поступками повествователя автор убеждает нас в том, что искусство – средство успокоения
Таким образом, автор убеждает нас в том, что холст должен быть не только красивым, но и правдивым.
Повторы!
Сам В.М.Гаршин считает, что искусство не должно ограничиваться только эстетическими рамками. Настоящий художник не должен избегать реального мира, он должен проливать свет на все его уродства и рождать в людях желание изменить мир к лучшему.
Повтор.
он должен проливать свет на все его уродства и рождать в людях желание изменить мир к лучшему.
Некорректное употребление местоимений.
Настоящий художник не должен избегать реального мира, он должен проливать свет на все его уродства и рождать в людях желание изменить мир к лучшему.
Речевая недостаточность (пропущено слово "изображения"), проливать свет - стилистически неуместное выражение.
ведь легко дать иллюзию счастливой жизни, но гораздо сложнее убедить людей в обратном
Несочетаемость. Лучше: создать иллюзию.
В качестве примера можно взять произведение Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ” – произведение описывающее, как протекала жизнь заключённых в трудовых лагерях.
Повтор.
Таким образом, смысл искусства не только в описании красивых пейзажей, но и в стремлении к правде.
Неверно употреблено слово "описание", вместо него нужно "создание".

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Ошибки:

Совсем иной точки зрения придерживается Рябинин – “один из наших корифеев”.
Он лишь подавал надежды стать корифеем, но не был пока таковым.
Убедиться в намерениях героя можно, перечитав концовку фрагмента, ведь герой вместо собственного художественного развития выбрал просвещение деревенских детей: “Сдал экзамен в учительскую семинарию!”
Эта мысль неоднозначно прослеживается в тексте: напротив, Рябинин именно там и сможет совершенствоваться как художник, чувствующий подлинное назначение искусства.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи между примерами, над речевым оформлением сочинения. Удачи!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 14

Возврат к списку