Запомни!
Проблема назначения искусства
-
Текст: В. Гаршин. Художник Рябинин
(1)Художник Рябинин, самый способный ученик Художественной академии, подающий огромные надежды сделаться одним из «наших корифеев», выдумал такую глупость, что я не знаю, что о нём и думать.
(2)Третьего дня я, бывший инженер, а ныне волею судьбы художник, возил его на металлический завод; мы провели там целый день, осмотрели всё, причём я объяснял ему всякие особенности производства. (3)Наконец я привёл его в котельное отделение. (4)Там в это время работали над огромнейшим котлом, у которого разошёлся шов. (5)Адская работа! (6)Человек садится в котёл и держит заклёпку изнутри клещами, что есть силы напирая на них грудью, а снаружи мастер колотит по заклёпке молотом и выделывает шляпку. (7)Это всё равно что по груди бить! (8)Я раз попробовал было забраться в котёл, так после четырёх заклёпок еле выбрался. (9)Совсем разбило грудь. (10)А эти как-то ухитряются привыкать. (11)Правда, и мрут они как мухи: год-два вынесет, а потом если и жив, то редко куда-нибудь годен. (12)Извольте-ка целый день выносить грудью удары здоровенного молота, да ещё в котле, в духоте, согнувшись в три погибели. (13)Зимой железо мёрзнет, холод, а он сидит или лежит на железе. (14)Трудная работа этим глухарям (так их рабочие прозвали). (15)От этого трезвона они часто глохнут. (16)А получают за такую каторжную работу гроши, потому что тут ни навыка, ни искусства не требуется, а только мясо… (17)Сколько тяжёлых впечатлений на всех этих заводах!
(18)Рябинин сказал, что не уйдёт, пока не увидит глухаря. (19)Художник влез в котёл и полчаса смотрел, как работник, согнувшись в комок, сидел в углу котла и подставлял свою грудь под удары молота. (20)В эти полчаса молот поднялся и опустился сотни раз, глухарь корчился.
(21)Рябинин вылез оттуда бледный и расстроенный, всю дорогу назад молчал. (22)А сегодня объявляет мне, что уже начал писать этого рабочего - глухаря. (23)Что за идея! (24)Что за поэзия в грязи! (25)Здесь я могу сказать, никого и ничего не стесняясь, то, чего, конечно, не сказал бы при всех: по-моему, вся эта мужичья полоса в искусстве – чистое уродство. (26)Кому нужны эти пресловутые репинские «Бурлаки»? (27)Написаны они прекрасно, нет спора, но ведь и только. (28)Где здесь красота, гармония, изящное? (29)А не для воспроизведения ли изящного в природе и существует искусство?
(30)То ли дело у меня! (31)Ещё несколько дней работы, и будет кончено моё тихое «Майское утро». (32)Чуть колышется вода в пруду, ивы склонили на него свои ветви, восток загорается, мелкие перистые облачка окрасились в розовый цвет. (33)Женская фигурка идёт с крутого берега с ведром за водой, спугивая стаю уток. (34)Вот и всё. (35)Кажется, просто, а между тем я ясно чувствую, что поэзии в картине вышло пропасть. (36)Вот это – искусство! (37)Оно настраивает человека на тихую, кроткую задумчивость, смягчает душу. (38)А рябининский «Глухарь» ни на кого не подействует уже потому, что всякий постарается поскорей убежать от него, чтобы только не мозолить себе глаза этими безобразными тряпками и этой грязной рожей. (39)Странное дело. (40)Ведь вот в музыке не допускаются режущие ухо, неприятные созвучия, отчего же у нас, в живописи, можно воспроизводить положительно безобразные, отталкивающие образы?
(41)Рябинин кончил своего «Глухаря» и сегодня позвал меня посмотреть. (42)Я шёл к нему с предвзятым мнением и, нужно сказать, должен был изменить его. (43)Очень сильное впечатление. (44)Рисунок прекрасный. (45)Лучше всего это фантастическое и в то же время высоко истинное освещение. (46)Картина, без сомнения, была бы с достоинствами, если бы не этот странный и дикий сюжет.
(47)За своё «Майское утро» я получил то, к чему стремится каждый ученик академии, - золотую медаль. (48)И теперь я еду на четыре года за границу совершенствоваться в искусстве. (49)Но Рябинин, Рябинин! (50)Сдал экзамен в учительскую семинарию! (51)Художник, талант! (52)Да он пропадёт, погибнет в деревне. (53)Ну, не сумасшедший ли это человек? (По В.М. Гаршину*)
* Всеволод Михайлович Гаршин (1855–1888) – русский писатель, поэт, художественный критик.
Размышляя над вопросом, автор противопоставляет точки зрения двух героев – рассказчика и “самого способного ученика” Рябинина. Рассказчик считает, что искусство создано, дабы удовлетворить эстетические потребности человека: “Где здесь красота, гармония, изящное? А не для воспроизведения ли изящного в природе и существует искусство?”. Ясно прослеживается мировоззрение героя в словах: “Вот это – искусство! Оно настраивает человека на тихую, кроткую задумчивость, смягчает душу.” Словами и поступками повествователя автор убеждает нас в том, что искусство – средство успокоения, искусство не должно нагнетать и отталкивать, а наоборот – привносить спокойствие в человеческую душу.
Совсем иной точки зрения придерживается Рябинин – “один из наших корифеев”. Увидев адский труд глухарей, герой решил посвятить им своё полотно. Он не испугался изобразить “грязную рожу” и “безобразные тряпки”, ведь Рябинин своим долгом считает – через искусство открыть людям глаза на несправедливость и неправильность мира. Убедиться в намерениях героя можно, перечитав концовку фрагмента, ведь герой вместо собственного художественного развития выбрал просвещение деревенских детей: “Сдал экзамен в учительскую семинарию!” Таким образом, автор убеждает нас в том, что холст должен быть не только красивым, но и правдивым.
Сам В.М.Гаршин считает, что искусство не должно ограничиваться только эстетическими рамками. Настоящий художник не должен избегать реального мира, он должен проливать свет на все его уродства и рождать в людях желание изменить мир к лучшему.
Трудно не согласиться с мнением автора, ведь жизнь человека не всегда бывает радужной и весёлой, часто она полна драм и трагедий, боли и разочарования; и художник не должен бояться этого, не должен приукрашивать что-либо, ведь легко дать иллюзию счастливой жизни, но гораздо сложнее убедить людей в обратном. В качестве примера можно взять произведение Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ” – произведение описывающее, как протекала жизнь заключённых в трудовых лагерях. Это не искусство, вызывающее трепет и благоговение, это искусство, вызывающее страх своей правдивостью.
Таким образом, смысл искусства не только в описании красивых пейзажей, но и в стремлении к правде.
Здравствуйте, Михаил!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 (позиция рассказчика) в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 (позиция Рябинина) указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, но не проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 балл.
Ошибки:
Размышляя над вопросом, автор противопоставляет точки зрения двух героев – рассказчика и “самого способного ученика” Рябинина. |
“Где здесь красота, гармония, изящное? |
Совсем иной точки зрения придерживается Рябинин – “один из наших корифеев”. |
Увидев адский труд глухарей, герой решил посвятить им своё полотно. |
Таким образом, смысл искусства не только в описании красивых пейзажей, но и в стремлении к правде. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Ошибки:
Рассказчик считает, что искусство создано, дабы удовлетворить эстетические потребности человека: “Где здесь красота, гармония, изящное? А не для воспроизведения ли изящного в природе и существует искусство?”. |
Словами и поступками повествователя автор убеждает нас в том, что искусство – средство успокоения, искусство не должно нагнетать и отталкивать, а наоборот ЗПТ – привносить спокойствие в человеческую душу. |
Он не испугался изобразить “грязную рожу” и “безобразные тряпки”, ведь Рябинин своим долгом считает – через искусство открыть людям глаза на несправедливость и неправильность мира. |
В качестве примера можно взять произведение Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ” – произведение ЗПТ описывающее, как протекала жизнь заключённых в трудовых лагерях. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 балл.
Ошибки:
Словами и поступками повествователя автор убеждает нас в том, что искусство – средство успокоения, искусство не должно нагнетать и отталкивать, а наоборот – привносить спокойствие в человеческую душу. |
Словами и поступками повествователя автор убеждает нас в том, что искусство – средство успокоения, искусство не должно нагнетать и отталкивать, а наоборот – привносить спокойствие в человеческую душу. |
Он не испугался изобразить “грязную рожу” и “безобразные тряпки”, ведь Рябинин своим долгом считает – через искусство открыть людям глаза на несправедливость и неправильность мира. |
Трудно не согласиться с мнением автора, ведь жизнь человека не всегда бывает радужной и весёлой, часто она полна драм и трагедий, боли и разочарования; и художник не должен бояться этого, не должен приукрашивать что-либо, ведь легко дать иллюзию счастливой жизни, но гораздо сложнее убедить людей в обратном. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 балл.
Ошибки:
Такова проблема, над которой заставляет задуматься В.М.Гаршин в своём тексте. |
Рассказчик считает, что искусство создано, дабы удовлетворить эстетические потребности человека: “Где здесь красота, гармония, изящное? А не для воспроизведения ли изящного в природе и существует искусство?”. |
Ясно прослеживается мировоззрение героя в словах: “Вот это – искусство! Оно настраивает человека на тихую, кроткую задумчивость, смягчает душу.” |
Словами и поступками повествователя автор убеждает нас в том, что искусство – средство успокоения, искусство не должно нагнетать и отталкивать, а наоборот – привносить спокойствие в человеческую душу. |
Словами и поступками повествователя автор убеждает нас в том, что искусство – средство успокоения |
Он не испугался изобразить “грязную рожу” и “безобразные тряпки”, ведь Рябинин своим долгом считает – через искусство открыть людям глаза на несправедливость и неправильность мира. Убедиться в намерениях героя можно, перечитав концовку фрагмента, ведь герой вместо собственного художественного развития выбрал просвещение деревенских детей: “Сдал экзамен в учительскую семинарию!” Трудно не согласиться с мнением автора, ведь жизнь человека не всегда бывает радужной и весёлой, часто она полна драм и трагедий, боли и разочарования; и художник не должен бояться этого, не должен приукрашивать что-либо, ведь легко дать иллюзию счастливой жизни, но гораздо сложнее убедить людей в обратном. |
Словами и поступками повествователя автор убеждает нас в том, что искусство – средство успокоения Таким образом, автор убеждает нас в том, что холст должен быть не только красивым, но и правдивым. |
Сам В.М.Гаршин считает, что искусство не должно ограничиваться только эстетическими рамками. Настоящий художник не должен избегать реального мира, он должен проливать свет на все его уродства и рождать в людях желание изменить мир к лучшему. |
он должен проливать свет на все его уродства и рождать в людях желание изменить мир к лучшему. |
Настоящий художник не должен избегать реального мира, он должен проливать свет на все его уродства и рождать в людях желание изменить мир к лучшему. |
ведь легко дать иллюзию счастливой жизни, но гораздо сложнее убедить людей в обратном |
В качестве примера можно взять произведение Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ” – произведение описывающее, как протекала жизнь заключённых в трудовых лагерях. |
Таким образом, смысл искусства не только в описании красивых пейзажей, но и в стремлении к правде. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов
Ошибки:
Совсем иной точки зрения придерживается Рябинин – “один из наших корифеев”. |
Убедиться в намерениях героя можно, перечитав концовку фрагмента, ведь герой вместо собственного художественного развития выбрал просвещение деревенских детей: “Сдал экзамен в учительскую семинарию!” |
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи между примерами, над речевым оформлением сочинения. Удачи!