Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема роли искусства в жизни человека

  • Текст: В. Гаршин. Художник Рябинин

    (1)Художник Рябинин, самый способный ученик Художественной академии, подающий огромные надежды сделаться одним из «наших корифеев», выдумал такую глупость, что я не знаю, что о нём и думать.

    (2)Третьего дня я, бывший инженер, а ныне волею судьбы художник, возил его на металлический завод; мы провели там целый день, осмотрели всё, причём я объяснял ему всякие особенности производства. (3)Наконец я привёл его в котельное отделение. (4)Там в это время работали над огромнейшим котлом, у которого разошёлся шов. (5)Адская работа! (6)Человек садится в котёл и держит заклёпку изнутри клещами, что есть силы напирая на них грудью, а снаружи мастер колотит по заклёпке молотом и выделывает шляпку. (7)Это всё равно что по груди бить! (8)Я раз попробовал было забраться в котёл, так после четырёх заклёпок еле выбрался. (9)Совсем разбило грудь. (10)А эти как-то ухитряются привыкать. (11)Правда, и мрут они как мухи: год-два вынесет, а потом если и жив, то редко куда-нибудь годен. (12)Извольте-ка целый день выносить грудью удары здоровенного молота, да ещё в котле, в духоте, согнувшись в три погибели. (13)Зимой железо мёрзнет, холод, а он сидит или лежит на железе. (14)Трудная работа этим глухарям (так их рабочие прозвали). (15)От этого трезвона они часто глохнут. (16)А получают за такую каторжную работу гроши, потому что тут ни навыка, ни искусства не требуется, а только мясо… (17)Сколько тяжёлых впечатлений на всех этих заводах!

    (18)Рябинин сказал, что не уйдёт, пока не увидит глухаря. (19)Художник влез в котёл и полчаса смотрел, как работник, согнувшись в комок, сидел в углу котла и подставлял свою грудь под удары молота. (20)В эти полчаса молот поднялся и опустился сотни раз, глухарь корчился.

    (21)Рябинин вылез оттуда бледный и расстроенный, всю дорогу назад молчал. (22)А сегодня объявляет мне, что уже начал писать этого рабочего - глухаря. (23)Что за идея! (24)Что за поэзия в грязи! (25)Здесь я могу сказать, никого и ничего не стесняясь, то, чего, конечно, не сказал бы при всех: по-моему, вся эта мужичья полоса в искусстве – чистое уродство. (26)Кому нужны эти пресловутые репинские «Бурлаки»? (27)Написаны они прекрасно, нет спора, но ведь и только. (28)Где здесь красота, гармония, изящное? (29)А не для воспроизведения ли изящного в природе и существует искусство?

    (30)То ли дело у меня! (31)Ещё несколько дней работы, и будет кончено моё тихое «Майское утро». (32)Чуть колышется вода в пруду, ивы склонили на него свои ветви, восток загорается, мелкие перистые облачка окрасились в розовый цвет. (33)Женская фигурка идёт с крутого берега с ведром за водой, спугивая стаю уток. (34)Вот и всё. (35)Кажется, просто, а между тем я ясно чувствую, что поэзии в картине вышло пропасть. (36)Вот это – искусство! (37)Оно настраивает человека на тихую, кроткую задумчивость, смягчает душу. (38)А рябининский «Глухарь» ни на кого не подействует уже потому, что всякий постарается поскорей убежать от него, чтобы только не мозолить себе глаза этими безобразными тряпками и этой грязной рожей. (39)Странное дело. (40)Ведь вот в музыке не допускаются режущие ухо, неприятные созвучия, отчего же у нас, в живописи, можно воспроизводить положительно безобразные, отталкивающие образы?

    (41)Рябинин кончил своего «Глухаря» и сегодня позвал меня посмотреть. (42)Я шёл к нему с предвзятым мнением и, нужно сказать, должен был изменить его. (43)Очень сильное впечатление. (44)Рисунок прекрасный. (45)Лучше всего это фантастическое и в то же время высоко истинное освещение. (46)Картина, без сомнения, была бы с достоинствами, если бы не этот странный и дикий сюжет.

    (47)За своё «Майское утро» я получил то, к чему стремится каждый ученик академии, - золотую медаль. (48)И теперь я еду на четыре года за границу совершенствоваться в искусстве. (49)Но Рябинин, Рябинин! (50)Сдал экзамен в учительскую семинарию! (51)Художник, талант! (52)Да он пропадёт, погибнет в деревне. (53)Ну, не сумасшедший ли это человек? (По В.М. Гаршину*)

     

    * Всеволод Михайлович Гаршин (1855–1888) – русский писатель, поэт, художественный критик.

     

     

29.03.2021 20:54:12
Автор: Лиза Мецгер

Должен ли художник представлять в произведениях искусства приземленные, неидеальные аспекты жизни, отражать на полотне действительность или же ему стоит отдавать предпочтение лишь классическим, возвышенным сюжетам? Над этой проблемой размышляет в данном тексте В. М. Гаршин.
    В центре внимания автора предстают два художника, учащиеся Художественной академии, главный герой-рассказчик и его друг, Рябинин. При посещении металлического завода юношам удалось понаблюдать за рабочими в процессе производства, они были поражены тем, насколько это непростое и опасное для здоровья и жизни дело.
    В качестве первого примера автор приводит Рябинина и его поступок, на который вдохновили его рабочие. Художник, заинтересовавшись работой одного из металлургов, долго наблюдал за его работой, а затем решил во что бы то ни стало отобразить его на своем полотне: «Рисунок прекрасный. Лучше всего это фантастическое и в то же время высоко истинное освещение…». Несмотря на то, что рассказчику картина Рябинина понравилась, ему остался непонятен выбор сюжета и темы. Более того, как герой подчеркивает в финале, Рябинину это произведение, несмотря на его талант, в дальнейшем успеха не принесло: «Да он пропадёт, погибнет в деревне. Ну, не сумасшедший ли это человек?» Главный герой остался в стороне от идеалов и взглядов на искусство его приятеля. С помощью этого примера автор показывает, что порой художник при создании картин стремится уйти от классических идеализированных сюжетов, отражающих лишь положительные стороны нашей жизни, отдавая предпочтение композициям, объективно отражающим порой суровую и страшную действительность.
    В качестве следующего примера писатель выделяет позицию главного героя-рассказчика. Он решает взять за основу своей картины классический пейзаж: «Чуть колышется вода в пруду, ивы склонили на него свои ветви, восток загорается, мелкие перистые облачка окрасились в розовый цвет. Женская фигурка идёт с крутого берега с ведром за водой, спугивая стаю уток…» По его мнению, картина должна дарить лишь положительные эмоции, вдохновлять и воодушевлять посредством её легкости, возвышенности. Герой не способен понять, как сюжет, отображающий вещи, способные вызывать негативные эмоции, может быть взят за основу произведения искусства. Данным примером автор показывает, что иногда художник в процессе творчества отдаляется от объективного отражения реальности, предаваясь в создании картин к возвышенным, идеализированным сюжетам, отрицая при этом возможность соприкосновения искусства с обычной жизнью.
    Противопоставляя приведенные мной выше примеры, автор показывает, как по-разному художники воспринимают роль искусства в жизни человека. Он подчеркивает, что какой-то творец может стремиться объективно показать в своих произведениях суровую, страшную действительность, а другой художник целью своего творчества может видеть воспевание прекрасного, возвышенного.
    В. М. Гаршин считает, что в искусстве есть место не только классическим, идеализированным сюжетам, но также и сценам из обыденной жизни людей.
    Невозможно не согласиться с писателем. Действительно, на картинах зачастую изображаются нищие, рабочие, инвалиды, однако произведения не становятся от этого менее прекрасными. Напротив, так художник стремится показать жизнь с различных её сторон, вдохновить человека к совершенствованию мира вокруг. В качестве доказательства приведу пример из своего личного опыта. В этом году я заканчиваю художественную школу и в качестве сюжета моей выпускной работы я выбрала сцену из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», где главный герой,  Раскольников, готовится к совершению им убийства. Несмотря на то, что картина изображает столь страшную сцену, она была оценена преподавателями на высший балл. Я не стремилась изобразить нечто возвышенное, главной моей целью я ставила отобразить порой несправедливую, суровую жизненную действительность.
    В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна В. М. Гаршину за возможность задуматься о проблеме роли искусства в нашей жизни.


Количество слов - 543

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Лиза!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

Необходимо сжато указать на каждый пример и продемонстрировать, что привносит один, а что другой.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Противопоставляя приведенные мной выше примеры, автор показывает, как по-разному художники воспринимают роль искусства в жизни человека.
Нужно убрать местоимение "мной", поскольку получается, что примеры привели Вы, а автор их противопоставил. Такое смешение лиц приводит к нарушению логики.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Речь очень богатая, синтаксические конструкции разнообразные, но из-за потери даже одного балла по К10 Вы теряете балл по К6.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

В центре внимания автора предстают два художника, учащиеся Художественной академии, НУЖНО ДВОЕТОЧИЕ главный герой-рассказчик и его друг, Рябинин.
Поскольку в предложении есть обобщающее слово, вместо запятой необходимо двоеточие.
В этом году я заканчиваю художественную школу НУЖНА ЗПТ и в качестве сюжета моей выпускной работы я выбрала сцену из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», где главный герой,  Раскольников, готовится к совершению им убийства.
Нет запятой на границе основ.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Художник, заинтересовавшись работой одного из металлургов, долго наблюдал за его работой, а затем решил во что бы то ни стало отобразить его на своем полотне: «Рисунок прекрасный. Лучше всего это фантастическое и в то же время высоко истинное освещение…».
1) Цитата не сопровождена словами автора. Вот один из вариантов редактуры.

 Художник, заинтересовавшись работой одного из металлургов, долго наблюдал за его работой, а затем решил во что бы то ни стало отобразить его на своем полотне. "Рисунок прекрасный. Лучше всего это фантастическое и в то же время высоко истинное освещение", - так оценил полотно Рябинина рассказчик.
Данным примером автор показывает, что иногда художник в процессе творчества отдаляется от объективного отражения реальности, предаваясь в создании картин к возвышенным, идеализированным сюжетам, отрицая при этом возможность соприкосновения искусства с обычной жизнью.
2) Нарушение управления. Верно: предаваясь (чему?). Нужно убрать предлог.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Над этой проблемой размышляет в данном тексте В. М. Гаршин.
1) Канцеляризм.

В центре внимания автора предстают два художника, учащиеся Художественной академии, главный герой-рассказчик и его друг, Рябинин.
Лучше просто: герой-рассказчик. Но это не ошибка.

При посещении металлического завода юношам удалось понаблюдать за рабочими в процессе производства, они были поражены тем, насколько это непростое и опасное для здоровья и жизни дело.
2) Некорректное употребление местоимения. При употреблении местоимения он (она, оно, они) помните, что это местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Ошибка привела к искажению смысла.
В качестве первого примера автор приводит Рябинина и его поступок, на который вдохновили его рабочие.
3) Человека нельзя привести в пример. Примером может быть поступок или отношение к чему-либо, кому-либо.
4) Повтор.  Используйте синонимы.
Художник, заинтересовавшись работой одного из металлургов, долго наблюдал за его работой, а затем решил во что бы то ни стало отобразить его на своем полотне: «Рисунок прекрасный. Лучше всего это фантастическое и в то же время высоко истинное освещение…».
5) Повтор.
Более того, как герой подчеркивает в финале, Рябинину это произведение, несмотря на его талант, в дальнейшем успеха не принесло: «Да он пропадёт, погибнет в деревне. Ну, не сумасшедший ли это человек?» Главный герой остался в стороне от идеалов и взглядов на искусство его приятеля.
6) Повтор.
7) Лучше: своего приятеля. Возникает двусмысленность.
Противопоставляя приведенные мной выше примеры, автор показывает, как по-разному художники воспринимают роль искусства в жизни человека.
Верно: понимают.
Я не стремилась изобразить нечто возвышенное, главной моей целью я ставила отобразить порой несправедливую, суровую жизненную действительность.
Плеоназм.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над грамматикой и речью. Поработаете над ошибками -  получите достойные баллы на ЕГЭ! Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку