Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема помощи

  • Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)

    — (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:

    — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.

    (5) Я почувствовал раздражение.

    — (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.

    — (8) Да?

    — (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.

    (11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

    — Что же нужно? (12) Пейзажи?

    — (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.

    (15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:

    — На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.

    — (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.

    (20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

    Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

    (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

    — (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

    — (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.

    (30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».

    — (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.

    — (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.

    (По А. П. Чехову)

27.03.2021 16:50:36
Автор: Никита Бахтин

Почему не всегда нужно помогать окружающим? Это вопрос находится в центре внимания А. Чехов.

Рассуждая о проблеме, автор описывает спор главного героя и Лиды. Девушка утверждала, что в Малоземовом нужно построить больницу потому, что гибнут люди, например крестьянка Анна. “Если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива”. Этим примером автор свидетельствует о том, что окружающим нужно помогать.

Однако есть и другая позиция насчет данной проблемы. Герой рассказчика считает, что Малоземову не требуется ни школ, ни медицинский пунктов, ни библиотек. Этим вмешательством мать и Лида “не дают ничего”, а только “создают лишь новые потребности,”. Этот пример показывает, что, помогая, можно сделать все только хуже.

Оба примера, противопоставляя друг друга, дают читателю понять, что для кого-то важно помогать окружающим, а другим напротив - не вмешиваться в чужие жизни.

Позиция автора понятна. Не всегда окружающим нужна ваша помощь. Своим вмешательством можно сделать только хуже.

Я согласен с позицией автора. Действительно, не всем людям нужна помощь. Например, в произведении М.Горького “На дне” в ночлежке жил герой Актер. Он был жутким пьяницей, но старик Лука решил “помочь” ему, дав надежду. Дедушка наврал Актеру про бесплатную лечебницу и тот даже на какое-то время стал трезвенником. Но когда пьяница узнал правду, с горя стал пить еще больше и в конце “удавился”.

Таким образом, надо помогать окружающим, но делать это нужно с умом. Как писал Сэмюэл Джонсон, “Благими намерениями вымощена дорога в ад”.
Количество слов - 236

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Никита!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 (позиция Лиды) в сочинении указан, не пояснен. Пояснение подменяется пересказом и нелогичным выводом.

Пример 2 (позиция рассказчика)указан, не пояснен. Вместо пояснения предлагается формальный, ничем не доказанный, ложный вывод.

Взаимосвязь между примерами определена верно, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов.

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Вы плохо поняли текст и исказили позицию автора. Чехов имел в виду, что помогать бедным обездоленным людям нужно иным способом, не таким, который предлагала Лида.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: +0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но допущена ошибка в обосновании: пример не иллюстрирует тезис.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Я согласен с позицией автора. Действительно, не всем людям нужна помощь. Например, в произведении М.Горького “На дне” в ночлежке жил герой Актер. Он был жутким пьяницей, но старик Лука решил “помочь” ему, дав надежду. Дедушка наврал Актеру про бесплатную лечебницу и тот даже на какое-то время стал трезвенником. Но когда пьяница узнал правду, с горя стал пить еще больше и в конце “удавился”.
Вы пытаетесь доказать, что помощь нужна не всем. Приводя в пример историю Актера, вы тем самым подтверждаете, что Актеру была не нужна помощь! Это не соответствует действительности.
Почему не всегда нужно помогать окружающим?
Позиция автора понятна. Не всегда окружающим нужна ваша помощь. Своим вмешательством можно сделать только хуже.
Я согласен с позицией автора. Действительно, не всем людям нужна помощь.
Таким образом, надо помогать окружающим, но делать это нужно с умом.
Логика рассуждения нарушена, содержи противоречия, нет ответа на поставленный проблемный вопрос.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки:

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Герой рассказчика считает, что Малоземову не требуется ни школ, ни медицинский пунктов, ни библиотек.
Правильно: герой-рассказчик

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Девушка утверждала, что в Малоземовом нужно построить больницу потому, что гибнут люди, например крестьянка Анна.
Запятую следует поставить перед ПОТОМУ (ошибка негрубая).
Оба примера, противопоставляя друг друга, дают читателю понять, что для кого-то важно помогать окружающим, а другим напротив - не вмешиваться в чужие жизни.
Отсутствуют запятые при вводном слове.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Девушка утверждала, что в Малоземовом нужно построить больницу
Правильно: в МалоземовЕ
Герой рассказчика считает, что Малоземову не требуется ни школ, ни медицинский пунктов, ни библиотек.
Ошибка согласования. Правильно: медицинскИХ пунктов.
Оба примера, противопоставляя друг друга, дают читателю понять, что для кого-то важно помогать окружающим, а другим напротив - не вмешиваться в чужие жизни.
Примеры не могут друг друга противопоставлять. Правильно: примеры противопоставлены друг другу.
Оба примера, противопоставляя друг друга, дают читателю понять, что для кого-то важно помогать окружающим, а другим напротив - не вмешиваться в чужие жизни.
Нарушение предложного единства в конструкции с однородными придаточными частями.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Этим примером автор свидетельствует о том
Речевая несочетаемость. Нельзя "свидетельствовать примером".
Однако есть и другая позиция насчет данной проблемы.
Несочетаемость. Правильно: позиция по проблеме, точка зрения насчет проблемы.
Дедушка наврал Актеру про бесплатную лечебницу и тот даже на какое-то время стал трезвенником.
Просторечие. Правильно: солгал, обманул.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Ошибки:

Этим вмешательством мать и Лида “не дают ничего”, а только “создают лишь новые потребности,”.
Мать тут вообще ни при чем, а Лида сама не собиралась строить больницы. Вы неточно понимаете текст.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 10

Возврат к списку