Запомни!
Нравственный подвиг Януша Корчака
-
Текст: А. Лиханов. Чего нам так не хватает.
(1) Чего нам так не хватает?
(2)А не хватает нам любви к детям. (3)Не хватает самоотверженности родительской, педагогической. (4)Не хватает сыновней, дочерней любви.
(5)Есть простая поговорка: «Как аукнется, так и откликнется». (6)Сколько положишь, столько и получишь. (7)Верные вроде бы формулы. (8)Только если следовать лишь им, добьёшься одного воспроизводства. (9)Для сеятеля это просто беда, когда зерна он снимет ровно столько же, сколько посеял. (10)Пахарь должен получить прибавок, только тогда он выживет, прокормит свою семью. (11)Так же точно и общество должно бы существовать. (12)Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, «посеянные» их родителями и наставниками. (13)Конечно, прибавок этот есть, но в каких пространствах? (14)В пространстве человеческих знаний, конечно. (15)В области технологий. (16)А как с духовностью? (17)Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику на ауканье. (18)И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия. (19) Грубее и жёстче отношения между самыми добрыми вроде бы людьми. (20)Исполнение долга в межчеловеческих отношениях уступает служебным обязанностям − там человек и обязательнее, и профессиональнее. (21)А любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу. (22)Впрочем, имущество порой дороже людей… (23)Что может быть печальней и горше! (24)Давно замечено: и лучшие, и худшие стороны человека выявляет беда. (25)Януш Корчак не только последние месяцы своего бытия, но и всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами. (26)Сиротство, эта библейски древняя форма человеческого одиночества, требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих гуманистов.
(27)Януш Корчак - первый из них; но не временем, пусть трагическим, измерено это первенство, а мерой его выбора, мерой честности.
(28)Мера эта − смерть.
(29)Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя. (30)Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. (31)И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей.
(32)Небольшая книжка Януша Корчака «Как любить ребёнка» − своеобразный манифест гуманизма. (33)Нестареющий завет, переданный в наши и грядущие времена из времён, как будто от нас удалённых и в то же время совершенно похожих, потому что речь идёт о любви к детям, а это ценность постоянная. (34)Духовная комфортность делает человека толстокожим, совершает в его сознании странные подвижки, когда ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят обочь. (35)Каждому рано или поздно воздаётся по заслугам, но часто − слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм. (36)Те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят, допустим, при достижении карьеры, бывают наказаны на краю этой карьеры, а ещё чаще − на краю собственной жизни − нелюбовью и недобротой окружающих.
(37)И пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперёд − от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадёт, как к чистому истоку, к этой последней заповеди Януша Корчака.
(По А.А. Лиханову*)
Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, лауреат Международной премии имени Януша Корчака.
Рассуждая над данной проблемой, А. А. Лиханов иллюстрирует пример самоотверженности и милосердия польского учителя. Лиханов приводит в аргумент, то, что Корчак: “…стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами”. И только потому, что сиротство: “…требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих гуманистов”.
Демонстрируя другой пример, автор убеждается, что именно работа с сиротами стала причиной того, что в минуту нравственных испытаний: “…мерой его выбора, мерой честности”. Именно этой мерой стала его смерть.
Позиция автора, является следующей: нравственный подвиг Януша Корчака заключается в том, что всю свою жизнь он стоял бок обок с бедой, самоотверженно работая с детьми-сиротами.
Я полностью поддерживаю позицию автора: известный польский педагог Януш Корчак совершил подвиг ради детей, когда пошел на смерть, но и когда в мирное время заботился о детях-сиротах.
Таким образом нравственный подвиг можно совершить, одаривая сирот заботой, милосердием и помощью
Здравствуйте, Денис!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами не определена , не проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснования тезиса нет- критерий обнуляется.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Ошибки: тавтология
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Таким образом нравственный подвиг можно совершить, одаривая сирот заботой, милосердием и помощью ТЧК |
Лиханов приводит в аргумент, то, что Корчак: “…стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами”. |
Двоеточие лишнее: Вы включаете цитату в своё предложение.
И только потому, что сиротство: “…требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих гуманистов”. |
Позиция автора, является следующей |
Демонстрируя другой пример, автор убеждается, что именно работа с сиротами стала причиной того, что в минуту нравственных испытаний: “…мерой его выбора, мерой честности”. Именно этой мерой стала его смерть. |
Таким образом ЗПТ нравственный подвиг можно совершить |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
известный польский педагог Януш Корчак совершил подвиг ради детей, когда пошел на смерть, но и когда в мирное время заботился о детях-сиротах |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Вот проблема, которую ставит в тексте А.А. Лиханов |
Вот проблема, которую ставит в тексте А.А. Лиханов. Рассуждая над данной проблемой... |
ДАННЫЙ-канцеляризм, лучше не употреблять в сочинении (стилистическая шероховатость)
А.А. Лиханов иллюстрирует пример самоотверженности и милосердия польского учителя |
работая с детьми-сиротами”. И только потому, что сиротство: “…требует сострадания и соучастия |
Демонстрируя другой пример, автор убеждается... |
2) Автору нужно самому себя в чём-то убедить? Он убеждает читателя...
Демонстрируя другой пример, автор убеждается, что именно работа с сиротами стала причиной того, что в минуту нравственных испытаний: “…мерой его выбора, мерой честности”. Именно этой мерой стала его смерть. |
Нужно прервать цитату и указать, что говорите про Я. Корчака.
2) ЕГО, МЕРА - повторы слова
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу
1) над комментарием- продумайте, какова связь примеров, проанализируйте связь,
2) над пунктуацией- обратите внимание на оформление цитат,
3) над обоснованием своей позиции,
4) речью.
Успеха на ЕГЭ!