Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Проблема равнодушия человека к природе в двадцать первом веке
-
Текст: В. Арсеньев. Путешествие по тайге...
(1)Путешествие по тайге всегда довольно однообразно. (2)Сегодня – лес, завтра – лес, послезавтра – опять лес. (3)Ручьи, которые приходится переходить вброд, заросшие кустами, заваленные камнями, с чистой прозрачной водой, сухостой, валежник, покрытый мхом, папоротники удивительно похожи друг на друга. (4)Вследствие того что деревья постоянно приходится видеть близко перед собой, глаз утомляется и ищет простора. (5)Чувствуется какая-то неловкость в зрении, является непреодолимое желание смотреть вдаль.
(6)Иногда среди тёмного леса вдруг появляется просвет. (7)Неопытный путник стремится туда и попадает в бурелом. (8)Просвет в лесу в большинстве случаев означает болото или место пожарища, ветролома. (9)Не всегда бурелом можно обойти стороной.
(10)Если поваленные деревья невелики, их перерубают топорами, если же дорогу преграждает большое дерево, его стёсывают с боков и сверху, чтобы дать возможность перешагнуть лошадям. (11)Всё это задерживает вьюки, и потому движение с конями по тайге всегда очень медленно.
(12)Если идти по лесу без работы, то путешествие скоро надоедает. (13)Странствовать по тайге можно только при условии, если целый день занят работой. (14)Тогда не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды и миришься с лишениями.(15)Я заметил, что бурундук постоянно возвращается к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносит с собой. (16)Когда он уходил, его защёчные мешки были туго набиты, когда же он появлялся снова на поверхности земли, рот его был пустой. (17)Меня эта картина очень заинтересовала. (18)Я подошёл ближе и стал наблюдать. (19)На колоднике лежали сухие грибки, корешки и орехи. (20)Так как ни грибов, ни кедровых орехов в лесу ещё не было, то, очевидно, бурундук вытащил их из своей норки. (21)Но зачем? (22)Тогда я вспомнил рассказы Дерсу о том, что бурундук делает большие запасы продовольствия, которых ему хватает иногда на два года. (23)Чтобы продукты не испортились, он время от времени выносит их наружу и сушит, а к вечеру уносит обратно в свою норку.
(24)Первобытные девственные леса в большей части страны выгорели, и на смену им появились леса, состоящие из лиственницы, березы и осины. (25)Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения, туземцы отошли на север, и количество зверя в тайге сильно уменьшилось.
(26)Край начал утрачивать свою оригинальность и претерпевать то превращение, которое неизбежно несет за собой цивилизация.
(по В. Арсеньеву)
В центре внимания автора предстаёт главный герой текста-рассказчик, рассуждающий о значении леса для современного человека.
В качестве первого примера писатель выделяет мысль героя о том, что лесные пейзажи для него довольно скучны: «Путешествие по тайге всегда довольно однообразно. Сегодня – лес, завтра – лес, послезавтра – опять лес…Чувствуется какая-то неловкость в зрении, является непреодолимое желание смотреть вдаль…». Картина природы, которую наблюдает герой, путешествуя по тайге, не впечатляет, не завораживает его, он не видит в ней красоты и прелести. Данным примером автор показывает, что сегодня человек зачастую не способен увидеть в природных пейзажах, таких как лесная чаща, чего-либо вдохновляющего, чарующего.
Следующим примером В. Арсеньев выделяет заключение, к которому приходит рассказчик в конце. Он понимает, что сегодня леса подлежат катастрофически-масштабному истреблению, люди используют древесину, а также лесные земли для своих нужд, абсолютно не задумываясь о последствиях: «Первобытные девственные леса в большей части страны выгорели…Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения…Край начал утрачивать свою оригинальность и претерпевать то превращение, которое неизбежно несет за собой цивилизация.». Выводы, к которым он приходит, несомненно, ужасны. Этим примером автор показывает, что сегодня человек нарушает биологическое равновесие, бездумно и грубо вторгаясь в мир природы.
Вышеприведенные мной примеры являются дополнением друг друга. Так автор подчеркивает, что люди не только разучились наслаждаться красотами природы, но и перестали её ценить, безжалостно истребляя её ради своих нужд.
В. Арсеньев считает, что в двадцать первом веке человек абсолютно разучился ценить и любить природу.
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, сегодня редко встретишь человека, получающего наслаждение от прогулки на природе. Количество фабрик, железнодорожных путей, автотрасс стремительно растет, а площади лесов, полей катастрофически уменьшаются. В качестве доказательства приведу пример из своего личного опыта. Возле деревни, где живет мой дедушка всегда был хвойный лес, где нередко встречались дикие животные. В этом году властями было принято решение проложить там автомобильную дорогу, что повлекло за собой вырубку множества деревьев. Сейчас лес заметно поредел, а животные и вовсе пропали. Наблюдать за этим процессом невероятно тяжело, особенно жителям деревни, наслаждавшимся лесными красотами всю жизнь.
В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна В. Арсеньеву за возможность задуматься о проблеме отношения человека к природе в двадцать первом веке.
К1- Формулировка проблем исходного текста +1 балл
Проблема определена верно, но сформулирована не совсем точно:
Ценит ли в двадцать первом веке человек природу? |
К2- Комментарий+ 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснён.
В качестве первого примера писатель выделяет мысль героя о том, что лесные пейзажи для него довольно скучны: |
Данным примером автор показывает, что сегодня человек зачастую не способен увидеть в природных пейзажах, таких как лесная чаща, чего-либо вдохновляющего, чарующего. |
Пример 2 указан, пояснён. НО: слишком большая цитата приведена, этого делать не следует.
Связь между примерами определена неверно, соответственно и анализ признаётся неправильным.
Вышеприведенные мной примеры являются дополнением друг друга. Так автор подчеркивает, что люди не только разучились наслаждаться красотами природы, но и перестали её ценить, безжалостно истребляя её ради своих нужд. |
К3-Отражение позиции автора исходного текста+1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
К4-Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста+1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
К5- Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка: в исходном тексте рассказывается о трудностях, с которыми приходится сталкиваться тем, кто путешествует по тайге, в сочинении же это названо неумением видеть красоту леса.
К6- Точность и выразительность речи+ 0 баллов
Есть нарушения точности выражения мысли:
В качестве первого примера писатель выделяет мысль героя о том, что лесные пейзажи для него довольно скучны: |
Следующим примером В. Арсеньев выделяет заключение, к которому приходит рассказчик в конце. |
К7- Соблюдение орфографических норм+2 балла
Он понимает, что сегодня леса подлежат катастрофически-масштабному истреблению, |
К8-Соблюдение пунктуационных норм+2 балла
Данным примером автор показывает, что сегодня человек зачастую не способен увидеть в природных пейзажах, таких как лесная чаща, чего-либо вдохновляющего, чарующего. |
Возле деревни, где живет мой дедушка всегда был хвойный лес, где нередко встречались дикие животные. |
К9-Соблюдение грамматических норм + 0 баллов
сегодня человек зачастую не способен увидеть в природных пейзажах, таких как лесная чаща, чего-либо вдохновляющего, чарующего. |
Вышеприведенные мной примеры являются дополнением друг друга. |
Так автор подчеркивает, что люди не только разучились наслаждаться красотами природы, но и перестали её ценить, безжалостно истребляя её ради своих нужд. |
К10-Соблюдение речевых норм+ 0 баллов
В центре внимания автора предстаёт главный герой текста-рассказчик, рассуждающий о значении леса для современного человека. |
В качестве первого примера писатель выделяет мысль героя о том, что лесные пейзажи для него довольно скучны: |
О неправильной формулировке уже сказано выше; писатель не может выделять мысль героя, он может указывать на мысль героя о том, что...Можно было так написать: Писатель показывает, что лесные пейзажи скучны рассказчику...
Следующим примером В. Арсеньев выделяет заключение, к которому приходит рассказчик в конце. |
"Первобытные девственные леса в большей части страны выгорели...Там...ныне свистит паровоз, где были редкие жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения, туземцы отошли на север...Край начал утрачивать свою оригинальность и претерпевать то превращение, которое неизбежно несет за собой цивилизация".
заключение- в конце( эти слова в одном предложении рассматриваются как речевое излишество).
Он понимает, что сегодня леса подлежат катастрофически-масштабному истреблению, |
Вышеприведенные мной примеры являются дополнением друг друга. |
что люди не только разучились наслаждаться красотами природы, |
Действительно, сегодня редко встретишь человека, получающего наслаждение от прогулки на природе. |
а животные и вовсе пропали. |
Наблюдать за этим процессом невероятно тяжело, особенно жителям деревни, наслаждавшимся лесными красотами всю жизнь. |
лесными красотами лучше заменить на красотой леса.
В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна В. Арсеньеву за возможность задуматься о проблеме отношения человека к природе в двадцать первом веке. |
К11-Соблюдение этических норм + 1 балл
Этические ошибки в работе отсутствуют.
К12- Соблюдение фактологической точности в фоновом материале+ 0 баллов
Допущены фактические ошибки в фоновом материале:
Ценит ли в двадцать первом веке человек природу? Над этим вопросом размышляет в данном тексте В. Арсеньев. |
рассказчик, рассуждающий о значении леса для современного человека. |
Общие рекомендации: перед тем как писать сочинение, внимательнее читайте текст, чтобы не прибавлять от себя того, чего в нём нет. Особенное внимание - на цифры, даты. В данном тексте вы могли бы обратиться к эпизоду, где речь идёт о бурундуке. Можно было сравнить отношение животного к месту своего обитания и отношение людей к лесу.
(15)Я заметил, что бурундук постоянно возвращается к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносит с собой. (16)Когда он уходил, его защёчные мешки были туго набиты, когда же он появлялся снова на поверхности земли, рот его был пустой. (17)Меня эта картина очень заинтересовала. (18)Я подошёл ближе и стал наблюдать. (19)На колоднике лежали сухие грибки, корешки и орехи. (20)Так как ни грибов, ни кедровых орехов в лесу ещё не было, то, очевидно, бурундук вытащил их из своей норки. (21)Но зачем? (22)Тогда я вспомнил рассказы Дерсу о том, что бурундук делает большие запасы продовольствия, которых ему хватает иногда на два года. (23)Чтобы продукты не испортились, он время от времени выносит их наружу и сушит, а к вечеру уносит обратно в свою норку.
Посмотрите, как бережно хранит запасы бурундук, сушит их и снова затаскивает в норку, а не оставляет их просто так. Не случайно сразу после этого абзаца писатель размышляет о том, какой вред наносит лесам человек:
6)Край начал утрачивать свою оригинальность и претерпевать то превращение, которое неизбежно несет за собой цивилизация.
Работайте над устранением речевых и грамматических ошибок. Удачи вам!