Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Что является основной целью культурного человека?

  • Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)

    — (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:

    — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.

    (5) Я почувствовал раздражение.

    — (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.

    — (8) Да?

    — (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.

    (11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

    — Что же нужно? (12) Пейзажи?

    — (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.

    (15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:

    — На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.

    — (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.

    (20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

    Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

    (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

    — (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

    — (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.

    (30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».

    — (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.

    — (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.

    (По А. П. Чехову)

26.03.2021 16:39:26
Автор: Ксения Пятибратова

   Что является основной целью культурного человека? В чём он должен видеть свою главную задачу?  Именно эти проблемы находятся в центре внимания А. П. Чехова в предложенном для анализа тексте.
   Размышляя над этим вопросом, автор отмечает, что всегда надо стараться прикладывать усилия, не сдаваться и не отчаиваться. Это могут подтвердить слова Лиды в самом конце отрывка: «Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь!». Раскрытие данной проблемы происходит с помощью двух противоположных мнений, принадлежавших рассказчику и Лиде. Рассказчик начинает спор с Лидой, высказывая мысли о том, что медицинский пункт в Малоземове совершенно не нужен. А вот Лида имеет другую позицию , противопоставленную мнению рассказчика: «Самая высокая и святая задача культурного человека – это служить ближним…». Подобная жизненная установка вызывает уважение и восхищение: легко сложить руки и равнодушно наблюдать беды и несчастья людей, оправдываясь отсутствием смысла, а вот попробовать что-то сделать – это настоящий гражданский подвиг.
   Авторская позиция понятна.  По мнению А. П. Чехова, человеку нужно стараться делать хоть что-то, не опускать руки, ставить цели перед собой и для их достижения прикладывать максимальные усилия.
   Я согласна с мнением автора. И тоже считаю, что если каждый будет вносить посильный вклад и помогать тем, кто в этом нуждается, то общими усилиями можно достичь больших результатов.
   Для доказательства этого приведу пример из произведения А.И. Куприна «Куст сирени». Эта история – живой пример отношений двух любящих людей. Николай Алмазов попадает в неприятную ситуацию: успешное окончание учебы в Академии генерального штаба находится под угрозой. Николай - молодой офицер, вспыльчивый по случаю неудач, полная противоположность его жены - Верочки. Произведение учит читателя быть сильным и никогда не сдаваться. Какой бы безвыходной не казалась ситуация, из нее всегда есть выход. Главное надо действовать, как поступила Вера, она спасла карьеру мужа, а не сидеть и пенять на судьбу, как Николай. А если рядом ещё окажется любящий человек, то все проблемы покажутся просто пустяком.
   Прочитав текст, я сделала вывод, что активная жизненная позиция заключена в стремлении хотя бы минимально изменить общество к лучшему с помощью конкретных действий.
Количество слов - 335

Здравствуйте, Ксения!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3 балла.

Пример 1 в сочинении указан, слабо пояснен.

Пример 2 (точка зрения рассказчика) указан, пояснен, однако в пояснении содержится логическая ошибка, поэтому оно не может быть засчитано.

Взаимосвязь между примерами определена верно, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста +0 баллов.

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Чтобы понять позицию автора, посмотрите на нашем сайте вебинар Н. Ягинцевой.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

К4 автоматически обнуляется, если не верна позиция автора.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Что является основной целью культурного человека? В чём он должен видеть свою главную задачу?
Второе предложение полностью дублирует первое. Зачем?
Подобная жизненная установка вызывает уважение и восхищение: легко сложить руки и равнодушно наблюдать беды и несчастья людей, оправдываясь отсутствием смысла, а вот попробовать что-то сделать – это настоящий гражданский подвиг.
Пояснение не соответствует содержанию текста. Логическая ошибка.
Я согласна с мнением автора. И тоже считаю, что если каждый будет вносить посильный вклад и помогать тем, кто в этом нуждается, то общими усилиями можно достичь больших результатов.
  Для доказательства этого приведу пример из произведения А.И. Куприна «Куст сирени».
Нарушение абзацного членения.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Ошибки:

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки:

Николай Алмазов попадает в неприятную ситуацию: успешное окончание учебы в Академии генерального штаба находится под угрозой
"Генеральный" пишем с заглавной буквы.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Главное, надо действовать, как поступила Вера, СКОБКИ она спасла карьеру мужа СКОБКИ, а не сидеть и пенять на судьбу, как Николай.
Ошибка при постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

9 - Соблюдение грамматических норм: +1 балл.

Ошибки:

Раскрытие данной проблемы происходит с помощью двух противоположных мнений, принадлежавших рассказчику и Лиде.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

K10 - Соблюдение речевых норм:+ 0 баллов.

Ошибки:

Раскрытие данной проблемы происходит с помощью двух противоположных мнений, принадлежавших рассказчику и Лиде.
Нарушение лексической сочетаемости.
Рассказчик начинает спор с Лидой, высказывая мысли о том, что медицинский пункт в Малоземове совершенно не нужен
Нарушение лексической сочетаемости.
Для доказательства этого приведу пример из произведения А.И. Куприна «Куст сирени».
Неудачное употребление местоимений.
Эта история – живой пример отношений двух любящих людей.
Неуместное употребление фразеологизма.
Николай - молодой офицер, вспыльчивый по случаю неудач, полная противоположность его жены - Верочки.
Употребление слова в несвойственном ему значении. Надо: по причине.
А если рядом ещё окажется любящий человек, то все проблемы покажутся просто пустяком.
Нарушение порядка слов.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Ксения, Вам следует усилить работу над анализом текста, над структурой сочинения.
Удачи!





Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку