Запомни!
Нужно ли проявлять сострадание к людям?
-
Текст: А. Лиханов. Чего нам так не хватает.
(1) Чего нам так не хватает?
(2)А не хватает нам любви к детям. (3)Не хватает самоотверженности родительской, педагогической. (4)Не хватает сыновней, дочерней любви.
(5)Есть простая поговорка: «Как аукнется, так и откликнется». (6)Сколько положишь, столько и получишь. (7)Верные вроде бы формулы. (8)Только если следовать лишь им, добьёшься одного воспроизводства. (9)Для сеятеля это просто беда, когда зерна он снимет ровно столько же, сколько посеял. (10)Пахарь должен получить прибавок, только тогда он выживет, прокормит свою семью. (11)Так же точно и общество должно бы существовать. (12)Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, «посеянные» их родителями и наставниками. (13)Конечно, прибавок этот есть, но в каких пространствах? (14)В пространстве человеческих знаний, конечно. (15)В области технологий. (16)А как с духовностью? (17)Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику на ауканье. (18)И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия. (19) Грубее и жёстче отношения между самыми добрыми вроде бы людьми. (20)Исполнение долга в межчеловеческих отношениях уступает служебным обязанностям − там человек и обязательнее, и профессиональнее. (21)А любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу. (22)Впрочем, имущество порой дороже людей… (23)Что может быть печальней и горше! (24)Давно замечено: и лучшие, и худшие стороны человека выявляет беда. (25)Януш Корчак не только последние месяцы своего бытия, но и всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами. (26)Сиротство, эта библейски древняя форма человеческого одиночества, требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих гуманистов.
(27)Януш Корчак - первый из них; но не временем, пусть трагическим, измерено это первенство, а мерой его выбора, мерой честности.
(28)Мера эта − смерть.
(29)Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя. (30)Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. (31)И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей.
(32)Небольшая книжка Януша Корчака «Как любить ребёнка» − своеобразный манифест гуманизма. (33)Нестареющий завет, переданный в наши и грядущие времена из времён, как будто от нас удалённых и в то же время совершенно похожих, потому что речь идёт о любви к детям, а это ценность постоянная. (34)Духовная комфортность делает человека толстокожим, совершает в его сознании странные подвижки, когда ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят обочь. (35)Каждому рано или поздно воздаётся по заслугам, но часто − слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм. (36)Те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят, допустим, при достижении карьеры, бывают наказаны на краю этой карьеры, а ещё чаще − на краю собственной жизни − нелюбовью и недобротой окружающих.
(37)И пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперёд − от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадёт, как к чистому истоку, к этой последней заповеди Януша Корчака.
(По А.А. Лиханову*)
Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, лауреат Международной премии имени Януша Корчака.
Размышляя над этой проблемой, автор приводит пример с родительской любовью, которая по мнению Лиханова должна быть искренней и превосходить уровень одного лишь воспроизводства. Автор пишет это для того, чтобы сказать, что прогресс и полная отдача должна быть как в области технологий, так и в духовной сфере, чего современным людям очень не хватает: «И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия.» Иными словами, люди работают лишь для воспроизводства и забывают про такие важные вещи, как проявление искренности и доброты.
Далее автор повествует о великом добродетеле, Януше Корчаке, который прославился работой с детьми-сиротами. Лиханов отмечает, что Януш не только искренне любил детей, но и решил поделиться с миром частичкой своей доброты, оставив после себя книгу «Как любить ребёнка», которая сейчас является своеобразным манифестом гуманизма: «Нестареющий завет, переданный в наши и грядущие времена из времён, как будто от нас удалённых и в то же время совершенно похожих, потому что речь идёт о любви к детям, а это ценность постоянная.» Читатель понимает, что любить детей – первый шаг к тому, чтобы стать человечнее.
Данные логически связанные примеры объединены общей сутью проявления тёплых чувств к людям. Оба примера объясняют, почему так важно оставаться искренними и отзывчивыми.
Позиция автора заключается в том, что нужно быть добрее и откровеннее, проявлять любовь и заботу к окружающим.
Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, душевная красота – самое важное в человеке, поэтому люди не должны забывать про те светлые чувства, которые и делают человека человеком.
В романе Л.Н. Толстого «Война и Мир» во время выселения всех жителей из Москвы перед её сдачей, Наташа Ростова согласилась бросить большую часть своих вещей, чтобы отдать повозку раненным солдатам, которым она была нужна гораздо больше.
Таким образом, очень важно проявлять доброту и сострадание к окружающим, оставаться со светлым сердцем даже в самые тяжёлые дни.
Сочинение Маши
Здравствуйте, Маша!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно. Перед нами художественно-биографический текст, построенный на контрасте. Отношение к людям Януша Корчака противопоставлено тому, как относятся друг к другу все остальные люди. Анализ связи можно было выстроить методом "разведения примеров": ЛЮДИ строят взаимоотношения, пренебрегая прекрасными человеческими качествами, на первый план выдвигая служебные обязанности. ЯНУШ КОРЧАК главным в жизни считал любовь к человеку, любовь к детям. Это чувство для педагога - начало начал. Такой подход к анализу взаимосвязи сделает комментарий глубже, убедительнее, серьезнее.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса. Не хватило микровывода, получился резкий переход к заключению. Поработайте над этим.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки:
В романе Л.Н. Толстого «Война и Мир» во время выселения всех жителей из Москвы перед её сдачей, Наташа Ростова согласилась бросить большую часть своих вещей, чтобы отдать повозку раненным солдатам, которым она была нужна гораздо больше. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Ошибки:
Размышляя над этой проблемой, автор приводит пример с родительской любовью, которая по мнению Лиханова должна быть искренней и превосходить уровень одного лишь воспроизводства. |
«Нестареющий завет, переданный в наши и грядущие времена из времён, как будто от нас удалённых и в то же время совершенно похожих, потому что речь идёт о любви к детям, а это ценность постоянная.» |
Автор пишет это для того, чтобы сказать, что прогресс и полная отдача должна быть как в области технологий, так и в духовной сфере, чего современным людям очень не хватает: «И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия.» |
В романе Л.Н. Толстого «Война и Мир» во время выселения всех жителей из Москвы перед её сдачей, ЛИШНЯЯ ЗПТ Наташа Ростова согласилась бросить большую часть своих вещей, чтобы отдать повозку раненным солдатам, которым она была нужна гораздо больше. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
Автор пишет это для того, чтобы сказать, что прогресс и полная отдача должна быть как в области технологий, так и в духовной сфере, чего современным людям очень не хватает: «И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия.» |
Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, душевная красота – самое важное в человеке, поэтому люди не должны забывать про те светлые чувства, которые и делают человека человеком. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Ошибки:
Размышляя над этой проблемой, автор приводит пример с родительской любовью, которая по мнению Лиханова должна быть искренней и превосходить уровень одного лишь воспроизводства. |
Размышляя над этой проблемой, автор приводит пример с родительской любовью, которая по мнению Лиханова должна быть искренней и превосходить уровень одного лишь воспроизводства. Автор пишет это для того, чтобы сказать, что прогресс и полная отдача должна быть как в области технологий, так и в духовной сфере, чего современным людям очень не хватает: «И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия.» |
Таким образом, очень важно проявлять доброту и сострадание к окружающим, оставаться со светлым сердцем даже в самые тяжёлые дни. |
В романе Л.Н. Толстого «Война и Мир» во время выселения всех жителей из Москвы перед её сдачей, Наташа Ростова согласилась бросить большую часть своих вещей, чтобы отдать повозку раненным солдатам, которым она была нужна гораздо больше. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом взаимосвязи и речевым оформлением текста. Удачи!