Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

задачи культурного человека

  • Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)

    — (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:

    — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.

    (5) Я почувствовал раздражение.

    — (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.

    — (8) Да?

    — (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.

    (11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

    — Что же нужно? (12) Пейзажи?

    — (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.

    (15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:

    — На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.

    — (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.

    (20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

    Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

    (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

    — (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

    — (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.

    (30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».

    — (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.

    — (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.

    (По А. П. Чехову)

22.03.2021 19:54:14
Автор: Артём Никитин

Какие задачи у культурного человека? Именно этот вопрос находится в центре внимания А.П.Чехова в предложенном для анализа тексте.
Рассуждая о проблеме задач культурного человека, автор пишет о противопоставленных взглядах на жизнь рассказчика и Лиды. "По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение."- повествует А. Чехов. Этот пример позволяет понять, что вмешательство в жизни других людей мешает духовному развитию, поэтому главной задачей культурного человека является уважение окружающих.
Далее А.Чехов пишет о мнении Лиды, которая считает : "Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь". В этом эпизоде автор показывает, что нельзя сидеть сложа руки, стоит помогать окружающим людям.
Эти примеры, противопоставленные друг другу, дают понять, что для одних культурных людей главной задачей является забота о ближнем, а для других ,наоборот,-невмешательство в жизни других людей.
Позиция автора мне понятна. Она заключается в том, что святая задача культурного человека - это служить ближним.
Я согласен с позицией автора и точно также считаю, что нужно проявлять заботу по отношению к родным людям. Вспоминаю произведение А. Лиханова "Мальчик, которому не больно", где родная бабушка главного героя всегда ему служила и помогала, ведь он для неё был очень близким человеком.
Прочитав текст А. Чехова, я сделал вывод, что главной задачей культурного человека является забота о ближнем.
Количество слов - 246

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Артем!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно. Правильнее было бы выстроить проблемный вопрос в виде полноценного предложения: Какие задачи ставит перед собой культурный человек?

K2 - Комментарий + 3 балла

Пример 1 (точка зрения первого персонажа) в сочинении указан, пояснен, однако в пояснении содержится логическая ошибка, поэтому оно не может быть засчитано.

Пример 2 (точка зрения второго персонажа) указан, слабо пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Чтобы понять позицию автора, посмотрите на нашем сайте вебинар Н. Ягинцевой, которая провела детальный разбор этого текста.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

В собственной позиции вы подменяете тезис, приводите неубедительный пример.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Рассуждая о проблеме задач культурного человека, автор пишет о противопоставленных взглядах на жизнь рассказчика и Лиды. "По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение."- повествует А. Чехов.
Непонятно, чьи слова - рассказчика или Лиды - процитированы. Создается ложное впечатление, что указано убеждение Чехова. Логическая структура рассуждения нарушена.
Этот пример позволяет понять, что вмешательство в жизни других людей мешает духовному развитию, поэтому главной задачей культурного человека является уважение окружающих.
Пояснение не соответствует смыслу цитаты, поскольку в цитате ничего не сказано ни о вмешательстве в жизни других людей, ни об уважении или неуважении окружающих.
Этот пример позволяет понять, что вмешательство в жизни других людей мешает духовному развитию, поэтому главной задачей культурного человека является уважение окружающих.
Смысловая неопределенность вызвана неверным построением фраз: непонятно, чьему именно духовному развитию мешает "вмешательство", и что подразумевается под сочетанием "уважение окружающих": культурный человек должен их уважать, или они должны уважать его.
Эти примеры, противопоставленные друг другу, дают понять, что для одних культурных людей главной задачей является забота о ближнем, а для других ,наоборот,-невмешательство в жизни других людей.
Позиция автора мне понятна. Она заключается в том, что святая задача культурного человека - это служить ближним.
Из вашего комментария не следует, что автор придерживается именно этой точки зрения. Как, почему вы так решили? По каким признакам поняли оценку автора? Непонятно.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Ошибки:

Я согласен с позицией автора и точно также считаю, что нужно проявлять заботу по отношению к родным людям.
В тексте Чехова речь идет о помощи БЕДНЫМ людям, а не родным.

В целом речь характеризуется бедностью словаря и однообразием конструкций.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Я согласен с позицией автора и точно также считаю, что нужно проявлять заботу по отношению к родным людям.
точно так же

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

"По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение."- повествует А. Чехов.
Пунктуационная ошибка в оформлении прямой речи.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки: нет

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Рассуждая о проблеме задач культурного человека, автор пишет о противопоставленных взглядах на жизнь рассказчика и Лиды.
Несочетаемость.
Этот пример позволяет понять, что вмешательство в жизни других людей мешает духовному развитию, поэтому главной задачей культурного человека является уважение окружающих.
Повтор.
В этом эпизоде автор показывает, что нельзя сидеть сложа руки, стоит помогать окружающим людям.
Людям - лишнее слово.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы, над логикой рассуждения. Удачи!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку