Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

смысл жизни человека, отличие человека от животного.

  • Текст: Б. Васильев. Человек создан на столетия...

    (1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.

    (6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?

    (9)Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.

    (14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?

    (19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания.

    (24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.

    − (25)Для работы.

    − (26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать.

    (27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их.

    (31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда. 

    (По Б.Л. Васильеву*)

     

    * Борис Львович Васильев (1924–2013) — советский писатель, прозаик, публицист, общественный деятель, автор произведений «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился» и др.

16.03.2021 23:04:37
Автор: Александра Михайлова

В чем заключается смысл жизни человека? Чем отличается жизнь животного и человека? Почему человеку дан больший запас энергии, нежели животному? Именно на эти и другие вопросы пытается ответить в своём тексте Васильев Борис Львович - советский писатель и прозаик.

Публицист сравнивает животного и человека и пишет, что животному энергия нужна для существования в окружающей среде, выживания и охоты, и приводит в пример могучего зверя: "Лев, убив антилопу, в сытой дреме отдыхает сутки". Для человека же подобные подвиги - минутный момент, за который он платит минимальным количеством энергии, после чего не нуждается в отдыхе, также отмечает автор.

Борис Львович вспоминает, как в пятом или шестом классе отец ему ответил, что человеку большой запас энергии нужен для работы. Лишь спустя много лет, автор понял смысл этих слов: " Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения". Писатель сам подтверждает все вышесказанное, ведь чтоб стать писателем, ему потребовалось много энергии и упорного, ежедневного, иступленного труда.

Как полагает автор, смысл человеческой жизни заключается в работе, духовности, желании найти ответы на интересующие вопросы и поиском себя в жизни. Человеческое существование не ограничивается жизненеобходимыми потребностями.

Количество слов - 180

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Александра!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

Александра, в сочинении вы использовали прием "каскад вопросов". Этот риторический инструмент не стоит применять в сочинениях, так как вы не можете толком ответить на все эти вопросы, и они оказываются "повисшими в воздухе". Лучше сформулировать ОДИН проблемный вопрос и строить рассуждение вокруг него.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 (сравнение животного с человеком) в сочинении указан, не пояснен.

Пример 2 (отношение к жизни) указан, не пояснен.

Взаимосвязь между примерами не определена, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора в сочинении не выражено.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

приводит в пример могучего зверя: "Лев, убив антилопу, в сытой дреме отдыхает сутки". Для человека же подобные подвиги - минутный момент, за который он платит минимальным количеством энергии, после чего не нуждается в отдыхе, также отмечает автор.
Вы сжали авторский текст, и образовалась логическая неточность: теперь читатель подумает, что убийство антилопы для человека - минутный момент. В исходном тексте было несколько иное понимание этого сравнения.
Логической ошибкой является и употребление союза "также" - он использован неуместно.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Лишь спустя много лет, автор понял смысл этих слов: " Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения".
Запятая не требуется.
Писатель сам подтверждает все вышесказанное, ведь ЗПТ чтоб стать писателем, ему потребовалось много энергии и упорного, ежедневного, иступленного труда.
Пропущена запятая на стыке союзов.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Чем отличается жизнь животного и человека?
Глагол "отличаться" требует предложного управления с предлогом "от".
Как полагает автор, смысл человеческой жизни заключается в работе, духовности, желании найти ответы на интересующие вопросы и поиском себя в жизни.
Выделенное слово с другими словами не согласуется.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Именно на эти и другие вопросы пытается ответить в своём тексте Васильев Борис Львович - советский писатель и прозаик.
В русском речевом этикете принято сначала называть имя и отчество, а уже потом - фамилию.
Писатель И прозаик - эти слова не могут быть однородными, т.к. образуют плеоназм - речевую избыточность.
Человеческое существование не ограничивается жизненеобходимыми потребностями.
Такого слова нет в русском языке.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над общей структурой сочинения, над комментарием проблемы. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку