Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема исчезновения памятников культуры и истории

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
15.03.2021 17:05:24
Автор: Егор Софяник

        Памятники - это культурное, а также историческое наследие человека, которое напоминает нам о великих поэтах, о героях войн. Но с каждым годом их становится все меньше и меньше. И именно проблемой, исчезновения памятников, задается Валентин Петрович Катаев.
         Раскрывая данную проблему, автор говорит, что он с трудом пережил эпоху уничтожения памятников. В момент исчезновение Пушкина с Тверского бульвара,  он почувствовал «пустоту, с которой трудно было примириться». Также Катаев дает понять, что исчезновение памятников культуры вредит человеческому наследию человека. Вторым примером можно привесть момент, когда автор передвигался по Москве на машине. Дорога, которую он знал изменилась на всегда. На  перекрёстке Мясницкой и Бульварного кольца он привык вдеть  Водопьяный переулок, но в этот момент его не было «он просто больше не существовал». Не было ни домов, составляющих переулок. Также исчезла библиотека имени Тургенева, исчезла булочная, исчезла, междугородная переговорная. Появилась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.
         Позиция автора мне понятна. Он считает, что исчезновение памятников приводит к разрушению исторической памяти. Пустота на месте разрушенных памятников, кажется ему не естественной.
          С позицией автора трудно не согласиться. Каждый должен помнить историю человечества, а памятники то и делают, что напоминают нам о ней.
          Таким образом, можно определенно сказать, что уничтожение памятников- это плохо. Ведь памятники- это культурное и историческое наследие человека.










Количество слов - 208

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Егор!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно (речевая ошибка, пунктуационная ошибка)

И именно проблемой, исчезновения памятников, задается Валентин Петрович Катаев.
Лексическая несочетаемость (нельзя задаваться проблемой - задаваться можно вопросом).

K2 - Комментарий + 4 балла

Комментарий выглядит не очень неубедительно. Не хватает какой-то внутренней логики, глубины, чёткости.

Пример 1 (исчезновение памятников) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (исчезновение переулка, библиотеки), указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами не определена и не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но нет обоснования тезиса.

С позицией автора трудно не согласиться. Каждый должен помнить историю человечества, а памятники то и делают, что напоминают нам о ней.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Каждый должен помнить историю человечества, а памятники то и делают, что напоминают нам о ней.
Союз "а" предполагает противопоставление. Что и чему Вы противопоставляете? (логическая ошибка).
Вторым примером можно привесть момент, когда автор передвигался по Москве на машине.
Момент не может быть примером (логика).
Таким образом, можно определенно сказать, что уничтожение памятников- это плохо. Ведь памятники- это культурное и историческое наследие человека.
Заключительная часть сочинения не демонстрирует какого-то чёткого, конкретного, глубокого вывода. Вывод звучит наивно, по-детски. Думаю, что эта мысль очевидна.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Однообразие в построении/употреблении предложений:

Также Катаев дает понять, что исчезновение памятников культуры вредит человеческому наследию человека. <...> Также исчезла библиотека имени Тургенева, исчезла булочная, исчезла, междугородная переговорная.
Наличие речевых ошибок.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Дорога, которую он знал изменилась на всегда.
Наречие "навсегда" пишется слитно.
На  перекрёстке Мясницкой и Бульварного кольца он привык вдеть Водопьяный переулок, но в этот момент его не было «он просто больше не существовал».
Опечатка/описка (вИдеть).
Пустота на месте разрушенных памятников, кажется ему не естественной.
В данном случае лучше всё-таки писать слитно.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Ошибки:

И именно проблемой, исчезновения памятников, задается Валентин Петрович Катаев.
Лишние запятые.

Дорога, которую он знал ЗПТ изменилась на всегда.
Не поставлена запятая в конце придаточного предложения (СПП с придаточным определительным).
На  перекрёстке Мясницкой и Бульварного кольца он привык вдеть  Водопьяный переулок, но в этот момент его не было  «он просто больше не существовал».
Пропущен знак препинания (значение пояснения, поэтому нужно было поставить двоеточие).
Пустота на месте разрушенных памятников, кажется ему не естественной.
Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Вторым примером можно привесть момент, когда автор передвигался по Москве на машине.
Неправильное употребление глагола в неопределённой форме. Под ударением должно быть -ТИ (привести, принести, идти и т.д.). В неопределённой форме глаголы могут оканчиваться на -ТЬ (большинство глаголов), на -ТИ (под ударением), на -ЧЬ (нулевое окончание): читать, везти, беречь.
Не было ни домов, составляющих переулок.
Неверно построено предложение: предложение как будто не закончено. Союз "ни" предполагает повтор (однородные члены). У Вас получилось "рубленное предложение" (ошибка в построении предложения с однородными членами).

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

И именно проблемой, исчезновения памятников, задается Валентин Петрович Катаев.
Лексическая несочетаемость (нельзя задаваться проблемой).
  Памятники - это культурное, а также историческое наследие человека, которое напоминает нам о великих поэтах, о героях войн. Но с каждым годом их становится все меньше и меньше.
Неудачное употребление местоимения "их". Кого становится меньше? Великих поэтов? Героев войн? Памятников?
В момент исчезновение Пушкина с Тверского бульвара,  он почувствовал «пустоту, с которой трудно было примириться».
Понятно, что Вы имели в виду памятник, но лучше всё-таки так и писать, чтобы избежать двусмысленности.
Также Катаев дает понять, что исчезновение памятников культуры вредит человеческому наследию человека.
Смысловая избыточность (тавтология).
Раскрывая данную проблему, автор говорит, что он с трудом пережил эпоху уничтожения памятников. В момент исчезновение Пушкина с Тверского бульвара, он почувствовал «пустоту, с которой трудно было примириться». Также Катаев дает понять, что исчезновение памятников культуры вредит человеческому наследию человека. Вторым примером можно привесть момент, когда автор передвигался по Москве на машине. Дорога, которую он знал изменилась на всегда. На  перекрёстке Мясницкой и Бульварного кольца он привык вдеть  Водопьяный переулок, но в этот момент его не было «он просто больше не существовал».
Повторы.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием (более детальной проработкой примеров, связью между примерами, анализом связи), речевым оформлением.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку