Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Раскрытие личности человека.

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



11.03.2021 12:33:55
Автор: Валерия Рыбалкина

     Из предоставленного мне текста Григория Бакланова "Южнее главного удара", я могу выделить такую проблему, как раскрытие личности человека в различных критических ситуациях.
     Автор текста показывает нам трусливого солдата Долговушина, которого волновал свой личный комфорт и безопасность, чем остальных солдат. Он никакими способностями не выделялся, переменил множество должностей, и впоследствии оказался в артиллерийском полку, где был отдан под начало старшины Пономарева. Писатель доказывает нам трусость Долговушина его поступком, который он совершил. Солдат бросил Пономарева, когда они оказались в плену в немцев. Долговушин хотел спасти себя, не думая о других.
     Как противоположного персонажа Долговушину автор текста показывает Пономарева. Старшина всегда исполнял свои обязанности, был в ответе за солдат. Когда же они оказались в плену, Пономарев старался спасти не только себя, но и Долговушина, за что поплатился смертью. И даже при такой экстремальной и опасной ситуации он не терял мужества и героизма.
     Автор хочет нам показать, что человек, который оказывается в опасных для него ситуациях, может проявлять как хорошие, так и плохие качества. Бакланов показывает нам двух разных персонажей, один из которых - трус, а другой - отважный командир.
     Я согласна с Григорием Баклановым. Война является страшным событием в жизни людей, и она оказывает на всех абсолютно разное влияние, тем самым показывая истинную личность человека.
     В заключении хочу сказать, что не бывает не решаемых ситуаций. Даже тогда, когда кажется, что все конечно, все равно есть шанс на что-то хорошее. Никогда не нужно падать духом раньше времени.
Количество слов - 239

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Валерия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы не определена.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Из предоставленного мне текста Григория Бакланова "Южнее главного удара",  я могу выделить такую проблему, как раскрытие личности человека в различных критических ситуациях.
1) В тексте показана одна критическая ситуация. Будьте внимательны.
В заключении хочу сказать, что не бывает не решаемых ситуаций. Даже тогда, когда кажется, что все конечно, все равно есть шанс на что-то хорошее. Никогда не нужно падать духом раньше времени.
2) Заключения в работе нет. Вы сформулировали мысли, никак не вытекающие из рассуждения. Никто из персонажей не пал духом. Значит, Вы выдвинули новые тезисы. Так делать нельзя.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

В заключении хочу сказать, что не бывает не решаемых ситуаций.
1) Верно: нерешаемых.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Из предоставленного мне текста Григория Бакланова "Южнее главного удара", ЛИШНЯЯ ЗПТ я могу выделить такую проблему, как раскрытие личности человека в различных критических ситуациях.
1) Лишняя запятая.
Он никакими способностями не выделялся, переменил множество должностей, ЛИШНЯЯ ЗПТ и впоследствии оказался в артиллерийском полку, где был отдан под начало старшины Пономарева.
2) Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Как противоположного персонажа Долговушину автор текста показывает Пономарева.
1) Верно: как противоположного Долговушину персонажа.
И даже при такой экстремальной и опасной ситуации он не терял мужества и героизма.
2) Нарушение управления. Верно: мужество и героизм.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Из предоставленного мне текста Григория Бакланова "Южнее главного удара", я могу выделить такую проблему, как раскрытие личности человека в различных критических ситуациях.
Шероховатость.
Автор текста показывает нам трусливого солдата Долговушина, которого волновал свой личный комфорт и безопасность БОЛЬШЕ, чем остальных солдат. Он никакими способностями не выделялся, переменил множество должностей, и впоследствии оказался в артиллерийском полку, где был отдан под начало старшины Пономарева.
1) Нам - плеоназм.
2) Либо свой, либо личный. Плеоназм.
2) Пропущено важное для понимания мысли слово.
3) Некорректное употребление местоимения. При употреблении местоимения он (она, оно, они) помните, что это местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Ошибка привела к искажению смысла.
Писатель доказывает нам трусость Долговушина его поступком, который он совершил.
Лучше: показывает. А еще лучше исправить всю фразу.
Проступком Долговушина писатель показывает человеческую трусость.
Когда же они оказались в плену, Пономарев старался спасти не только себя, но и Долговушина, за что поплатился смертью. И даже при такой экстремальной и опасной ситуации он не терял мужества и героизма.
4) Снова некорректное употребление местоимения. Получается, что Долговушин не терял мужество.
Война является страшным событием в жизни людей, и она оказывает на всех абсолютно разное влияние, тем самым показывая истинную личность человека.
5) Несочетаемость. Верно: показывает сущность человека.
И даже при такой экстремальной и опасной ситуации он не терял мужества и героизма.
     Автор хочет нам показать, что человек, который оказывается в опасных для него ситуациях, может проявлять как хорошие, так и плохие качества.
6) Тавтология.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов.

Солдат бросил Пономарева, когда они оказались в плену в немцев.
1) Они не были в плену, а попали под обстрел.

Когда же они оказались в плену, Пономарев старался спасти не только себя, но и Долговушина, за что поплатился смертью.
2) Себя старшина не спасал. Он как раз о себе не думал.

Общие рекомендации: следует усилить работу над позицией автора, обоснованием собственной позиции (нужен конкретный пример), заключением, грамматикой и речью. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 14

Возврат к списку