Запомни!
проблема памяти о прошлом
-
Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры(1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.
(2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.
(3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.
(5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».
(6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.
(7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!
(15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.
(18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь
на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.
(21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.
(33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
Насколько важно сохранить исторические памятники - старинные здания, церквушки, скульптуры? Нужны ли эти вехи прошлого современному человеку? Именно эту проблему поднимает в своем тексте В. П. Катаев.
Предлагая читателю поразмыслить над этой проблемой, автор погружается в воспоминания. Он вспоминает Москву его молодости - памятник Пушкину "в голове Тверского бульвара" , Страстной монастырь "нежно-сереневого" цвета. Похоже, что эти воспоминания вызывают у него теплые чувства, а вот отсутствие на своем месте любимого и привычного памятника, старинного "необыкновенно изящного" монастыря - "невосполнимую пустоту". Эти два слова очень тонко передают отношение автора к происходящему изменению родного города. Чувствуется, что ему больно от того, что старый, привычный и любимый облик Москвы безвозвратно уходит в прошлое. И только память хранит "призраки ныне уже не существующих, упраздненных улиц, переулков, тупичков"... "Пустоты перестраиваемой Москвы" - как точно описал это явление В. П. Катаев. Еще одной "пустотой" на теле Москвы по словам Катаева стал Водопьяный переулок, вернее его отсутствие на перекрестке Мясницкой и Бульварного кольца. Автор приводит и другие примеры того, как безжалостно уничтожались памятники истории. Он называет это "тягостной эпохой перестановки и уничтожения памятников". При этом, в тексте В. П. Катаева не чувствуется резкой критики того, что город активно перестраивается и заполняется "новым архитектурным содержанием", а только боль человека, которого лишили его прошлого, его истории.
Я полностью разделяю позицию автора, потому что считаю, что исторические памятники - это наше прошлое, история нашей страны, которую нужно знать, помнить и хранить. Я очень люблю старую (историческую) часть моего города, где каждое здание индивидуально, не похоже на другие.
В заключение хочется сказать, что сохранять памятники культуры очень важно потому что они создают неповторимый облик наших городов и сохранить историю для будущих поколений.
Здравствуйте, Александр.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла.
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами не определена и не проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов.
Позиция автора относительно поставленной проблемы не определена.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Насколько важно сохранить исторические памятники - старинные здания, церквушки, скульптуры? Нужны ли эти вехи прошлого современному человеку? |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Речь выразительная, синтаксические конструкции разнообразные. Молодец. Обидно, что балл потерян: по К6 можно получить 2 балла, если не сняты баллы по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки:
Эти два слова очень тонко передают отношение автора к происходящему изменению родного города. Чувствуется, что ему больно от того, что старый, привычный и любимый облик Москвы безвозвратно уходит в прошлое. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
"Пустоты перестраиваемой Москвы" НУЖНА ЗПТ - как точно описал это явление В. П. Катаев. |
Еще одной "пустотой" на теле Москвы по словам Катаева стал Водопьяный переулок, вернее его отсутствие на перекрестке Мясницкой и Бульварного кольца. |
При этом, ЛИШНЯЯ ЗПТ в тексте В. П. Катаева не чувствуется резкой критики того, что город активно перестраивается и заполняется "новым архитектурным содержанием", а только боль человека, которого лишили его прошлого, его истории. |
В заключение хочется сказать, что сохранять памятники культуры очень важно НУЖНА ЗПТ потому что они создают неповторимый облик наших городов и сохранить историю для будущих поколений. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
В заключение хочется сказать, что сохранять памятники культуры очень важно потому что они создают неповторимый облик наших городов и сохранить историю для будущих поколений. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Нужны ли эти вехи прошлого современному человеку? |
Эти два слова очень тонко передают отношение автора к происходящему изменению родного города. |
Эти два слова очень тонко передают отношение автора к происходящему изменению родного города. Чувствуется, что ему больно от того, что старый, привычный и любимый облик Москвы безвозвратно уходит в прошлое. |
Еще одной "пустотой" на теле Москвы по словам Катаева стал Водопьяный переулок, вернее его отсутствие на перекрестке Мясницкой и Бульварного кольца. |
При этом, в тексте В. П. Катаева не чувствуется резкой критики того, что город активно перестраивается и заполняется "новым архитектурным содержанием", аОЩУЩ АЕТСЯ только боль человека, которого лишили его прошлого, его истории. |
Я полностью разделяю позицию автора, потому что считаю, что исторические памятники - это наше прошлое, история нашей страны, которую нужно знать, помнить и хранить. Я очень люблю старую (историческую) часть моего города, где каждое здание индивидуально, не похоже на другие. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, позицией автора, пунктуацией и речью. Удачи!