Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема исчезновения памятников истории и культуры.

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
10.03.2021 12:36:54
Автор: Дарина Соснина

  Памятники культуры...Нужны ли они нам?Каковы последствия исчезновения памятников культуры?На эти вопросы ищет ответ В.Катаев,поднимая в своём тексте проблему исчезновения памятников истории и культуры.
  Рассматривая данную проблему,автор расстраивается об изменившемся облике города,который он так любит.Герой вспоминает свои прогулки мимо памятников культуры, которых уже давно нет.Но их призраки для писателя стали "более реальны" ,чем то,что их заменило.Таким образом,Катаев показывает, что именно окружающие детали делают место уникальным и родным.Памятники культуры-это ценности, которые мы несём из детства.
   Переключаясь с описания изменений,произошедших в городе,писатель говорит о своих личных переживаниях,пытается донести до читателя свои опасения.Особенно ярко это можно заметить в последнем абзаце текста.Там Катаев сравнивает опустевшие улицы с душевной пустотой.Она кажется автору "незаконной,противоестественной","как-то непонятное,незнакомое пространство,которое иногда приходится преодолевать во сне",когда не знаешь,куда идти и где твой дом,и находишься "как бы в другом измерении".Таким образом, для человека потерять свою культуру,историю-это трагедия.
   Авторская позиция такова:исчезновение памятников культуры влечёт за собой существенные последствия. Прежде всего,это разрушает историческую память человека,поэтому каждый из нас болезненно переживает процесс исчезновения своей духовной культуры.
   Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю,что памятники культуры очень для нас важны.Они сохраняют нашу нравственность и культуру.
   Хорошим примером становится персона А.С.Пушкина,который внёс большой вклад в культуру нашей страны,который в своих книгах поднял наиболее актуальные нравственные проблемы.Памятник этому великому поэту был открыт в 1880 году.Этому событию предшествовал долгий сбор средств со всех неравнодушных людей.Проблемы со скульптурой включали в себя отказ властей в одно время.Автором памятника Пушкину в Москве стал скульптор Опекушин.До сих пор на площади в Москве красуется скульптура,к которой москвичи и гости города возлагают цветы,а молодёжь назначает свидания.Этот памятник-пример исторического наследия человечества,исчезновение которого погубит духовный мир нашей страны.
   Таким образом, исчезновение памятников культуры чревато гибелью нравственность культуры человечества,ведь это наша история,часть нашей жизни.
Количество слов - 330

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Дарина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

Памятники культуры...Нужны ли они нам?Каковы последствия исчезновения памятников культуры?На эти вопросы ищет ответ В.Катаев,поднимая в своём тексте проблему исчезновения памятников истории и культуры.

Плохо, что Вы не указали никакой информации о писателе В. Катаеве, ограничились только фамилией.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 (исчезновение памятников, изменения, произошедшие в городе) в сочинении указан, пояснен, но сделано это очень сумбурно.

Путаете понятия "автор" и "герой". Создаётся ощущение, что Вы пишете, используя язык намёков

Но их призраки для писателя стали "более реальны" ,чем то,что их заменило.Таким образом,Катаев показывает, что именно окружающие детали делают место уникальным и родным.
Пример 2 (личные переживания рассказчика) указан, пояснен. На мой взгляд, Вы пошли неправильным путём. Второй пример -  нечто эфемерное, неконкретное. В этой части рецензии мне очень хочется сделать лирическое отступление из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин" ("Не всякий вас, как я поймёт..."). Боюсь, что есть вероятность не получить баллы за подобные эфемерный примеры на реальном ЕГЭ. Пишите конкретнее, чётче!

Взаимосвязь между примерами не определена и не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена верно, но сделано это некорректно.

Авторская позиция такова:исчезновение памятников культуры влечёт за собой существенные последствия. Прежде всего,это разрушает историческую память человека,поэтому каждый из нас болезненно переживает процесс исчезновения своей духовной культуры.
У человека не может быть исторической памяти. "Процесс исчезновения своей духовной культуры" - это тоже нечто непонятное, несуществующее. Выражайте мысль точнее.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Этот памятник-пример исторического наследия человечества,исчезновение которого погубит духовный мир нашей страны.

Здесь Ваша мысль выглядит чересчур категорично. Поосторожнее к такими формулировками. "Смягчайте острые углы" словами: "я думаю", "на мой взгляд" и т.д., иначе Вы "погубите" себя на реальном ЕГЭ.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Рассматривая данную проблему,автор расстраивается об изменившемся облике города,который он так любит.Герой вспоминает свои прогулки мимо памятников культуры, которых уже давно нет.
В первом предложении Вы пишете об авторе, а  во втором почему-то речь уже идёт о герое (логическая ошибка).
Хорошим примером становится персона А.С.Пушкина,который внёс большой вклад в культуру нашей страны,который в своих книгах поднял наиболее актуальные нравственные проблемы.Памятник этому великому поэту был открыт в 1880 году.Этому событию предшествовал долгий сбор средств со всех неравнодушных людей.Проблемы со скульптурой включали в себя отказ властей в одно время.Автором памятника Пушкину в Москве стал скульптор Опекушин.До сих пор на площади в Москве красуется скульптура,к которой москвичи и гости города возлагают цветы,а молодёжь назначает свидания.Этот памятник-пример исторического наследия человечества,исчезновение которого погубит духовный мир нашей страны.
Нарушение последовательности изложения мысли.

В разных предложениях Вы пишете то о памятнике, то о скульптуре. Я понимаю, что так Вы хотели избежать повторов, но это сделано неудачно (памятник и скульптура - это всё-таки не одно и то же).

K6 - Точность и выразительность речи + 0 балл

Но их призраки для писателя стали "более реальны" ,чем то,что их заменило.
Какие призраки? Непонятно, что Вы хотели сказать.
Таким образом,Катаев показывает, что именно окружающие детали делают место уникальным и родным.
Что такое окружающие детали? Тоже непонятно.
Этому событию предшествовал долгий сбор средств со всех неравнодушных людей.
Не очень удачное предложение. Возможный вариант: Памятник воздвигнут на пожертвования обычных людей, неравнодушных к творчеству великого поэта.

Ошибки:

В работе допущено много речевых ошибок.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

Таким образом, исчезновение памятников культуры чревато гибелью нравственность(и) ЗПТкультуры человечества,ведь это наша история,часть нашей жизни.

Не совсем понимаю смысл предложения. Приходится гадать, что Вы хотели сказать. Предполагаю наличие однородных членов предложения.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 балл

Ошибки:

Рассматривая данную проблему,автор расстраивается об изменившемся облике города,который он так любит.
Нарушение управления. Глагол расстраивается не может употребляться с предлогом об. Можно расстраиваться из-за чего-то.
Герой вспоминает свои прогулки мимо памятников культуры, которых уже давно нет.
Нарушение управления: нельзя совершать прогулки мимо памятников. Можно пройти (проходить) мимо памятников. Возможный вариант: прогулки возле памятников,  Но всё-таки мысль лучше вообще по-другому выразить.
Она кажется автору "незаконной,противоестественной","как-то непонятное,незнакомое пространство,которое иногда приходится преодолевать во сне",когда не знаешь,куда идти и где твой дом,и находишься "как бы в другом измерении"
Ошибки в цитировании: неправильно включена цитата: первое словосочетание употреблено в косвенном падеже, а далле - И.п.
Таким образом, исчезновение памятников культуры чревато гибелью нравственность культуры человечества,ведь это наша история,часть нашей жизни.
Не совсем понятно, что Вы хотели сказать. Если вы имели в виду, что исчезновение памятников чревато гибелью... Гибелью (чего?) нравственной культуры (хотя я не знаю о существовании такой культуры). Возможно, Вы не поставили знаки препинания. Перечитывайте работы, чтобы избегать таких двусмысленных ситуаций.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Памятники культуры-это ценности, которые мы несём из детства.
Лексическая несочетаемость. Ценности нельзя нести.Возможно, Вы хотели сказать о том, что любовь и уважения к памятникам культуры прививается ещё в детстве.
Авторская позиция такова:исчезновение памятников культуры влечёт за собой существенные последствия. Прежде всего,это разрушает историческую память человека,поэтому каждый из нас болезненно переживает процесс исчезновения своей духовной культуры.
Лексическая несочетаемость.

У человека не может быть исторической памяти. "Процесс исчезновения своей духовной культуры" - это тоже нечто непонятное, несуществующее. Выражайте мысль точнее.

Хорошим примером становится персона А.С.Пушкина,который внёс большой вклад в культуру нашей страны,который в своих книгах поднял наиболее актуальные нравственные проблемы.
Неуместное использование слова "персона" . Лучше всё-таки  использовать слово "личность".
Проблемы со скульптурой включали в себя отказ властей в одно время.

Лексическая несочетаемость (нельзя включать в себя отказ). Часть высказывания я вообще не поняла.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием (связь между примерами, анализ связи) речевым оформлением, грамматикой.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку