Запомни!
Проблема смысла жизни
-
Текст: Б. Васильев. Человек создан на столетия...
(1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.
(6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?
(9)Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.
(14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?
(19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания.
(24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.
− (25)Для работы.
− (26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать.
(27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их.
(31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.
(По Б.Л. Васильеву*)
* Борис Львович Васильев (1924–2013) — советский писатель, прозаик, публицист, общественный деятель, автор произведений «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился» и др.
Размышляя над этим вопросом, автор отмечает мысли рассказчика: "И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, иступленного труда". На этом примере мы видим, что только благодаря тяжёлом труду человек способен добиться чего-то в жизни. Далее Б. Л. Васильев, чтобы показать, что умственный труд также является смыслом жизни, обращает внимание на фразу:" Жизнь требует от человека не ответов, а желание искать их". Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что же именно является смыслом жизни.
Автор считает, что человек создан для различного вида труда.
Я не согласна с мнением Б. Л. Васильева и считаю, что у каждого человека свой смысл жизни, который будет устраивать конкретно его. Для аргументации своей позиции приведу пример из читательского опыта.
В романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир" Пьер Безухов искал смысл существования на протяжении всего произведения. Он пытался быть полезным обществу, но это не приносило ему удовольствия. Пробовал найти себя в высшем свете, но чувствовал, что он там лишний. Всё встало на места, когда Пьер обрёл семью. Он жил ради их. На данном примере мы видим, что человек всю жизнь находится в поиске смысла жизни и для каждого он свой.
В заключение хочется сказать, чтобы человек не бросал поиски цели существования при первой неудаче, ведь она может заключаться в другом.
Здравствуйте, Ярослава!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 1 балл
Пример 1 в сочинении указан, не пояснен.
Пример 2 не указан, не пояснен. О взаимосвязи между примерами в данной ситуации говорить невозможно.
Размышляя над этим вопросом, автор отмечает мысли рассказчика: "И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, иступленного труда". На этом примере мы видим, что только благодаря тяжёлом труду человек способен добиться чего-то в жизни. Далее Б. Л. Васильев, чтобы показать, что умственный труд также является смыслом жизни, обращает внимание на фразу:" Жизнь требует от человека не ответов, а желание искать их". Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что же именно является смыслом жизни. |
Неуместно употреблён союз "также". Получается, что профессия писателя не относится к умственному труду?
Попробуем вычленить из Вашего комментария главное:
Смысл жизни в ежедневном иступлённом труде и в умственном труде. Получается не совсем логично.
Анализ связи представляет собой довольно абстрактную мысль:
Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что же именно является смыслом жизни. |
Подведём итог: "МЫСЛИ" и "ФРАЗА" в Вашем сочинении не являются полноценными примерами.
Размышляя над этим вопросом, автор отмечает мысли рассказчика: "И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, иступленного труда". На этом примере мы видим, что только благодаря тяжёлом труду человек способен добиться чего-то в жизни. Далее Б. Л. Васильев, чтобы показать, что умственный труд также является смыслом жизни, обращает внимание на фразу:" Жизнь требует от человека не ответов, а желание искать их". Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что же именно является смыслом жизни. |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена не совсем корректно с точки зрения логики и речи.
На мой взгляд, есть логическая "шероховатость" в формулировках проблемы и позиции автора (вопросно-ответное единство не выглядит безупречно):
ПРОБЛЕМА: В чем заключается смысл жизни человека? Именно эта проблема находится в центре внимания Б. Л. Васильева. ПОЗИЦИЯ АВТОРА: Автор считает, что человек создан для различного вида труда. |
Кроме того, выражение "различные виды труда" звучит как канцеляризм. Красивую мысль автора ("...свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда") Вы истолковали поверхностно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
Я не согласна с мнением Б. Л. Васильева и считаю, что у каждого человека свой смысл жизни, который будет устраивать конкретно его. |
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Ошибки:
В чем заключается смысл жизни человека? Именно эта проблема находится в центре внимания Б. Л. Васильева. |
Автор считает, что человек создан для различного вида труда. |
Смысл жизни человек обретает сам, мы самостоятельно определяем, в чём этот смысл.
В романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир" Пьер Безухов искал смысл существования на протяжении всего произведения. Он пытался быть полезным обществу, но это не приносило ему удовольствия. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Речь не отличается богатством и разнообразием, есть речевые ошибки.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Ошибки: нет
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла
Ошибки: нет
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Ошибки:
Он жил ради их. |
В заключение хочется сказать, чтобы человек не бросал поиски цели существования при первой неудаче, ведь она может заключаться в другом. |
В заключение хочется сказать о том, что, если ...
В заключение хочется сказать: важно, чтобы человек не переставал искать....
Вариантов много. Важно, чтобы Вы строили предложение правильно.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Ошибки:
Я не согласна с мнением Б. Л. Васильева и считаю, что у каждого человека свой смысл жизни, который будет устраивать конкретно его. |
Всё встало на места, когда Пьер обрёл семью |
В заключение хочется сказать, чтобы человек не бросал поиски цели существования при первой неудаче, ведь она может заключаться в другом. |
На данном примере мы видим, что человек всю жизнь находится в поиске смысла жизни и для каждого он свой. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 балл
Ошибки:
Размышляя над этим вопросом, автор отмечает мысли рассказчика: "И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, иступленного труда". |
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста с целью создания полноценного развёрнутого комментария. Обратите также внимание на речевое оформление сочинения.