Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема смысла жизни

  • Текст: Б. Васильев. Человек создан на столетия...

    (1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.

    (6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?

    (9)Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.

    (14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?

    (19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания.

    (24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.

    − (25)Для работы.

    − (26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать.

    (27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их.

    (31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда. 

    (По Б.Л. Васильеву*)

     

    * Борис Львович Васильев (1924–2013) — советский писатель, прозаик, публицист, общественный деятель, автор произведений «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился» и др.

02.03.2021 19:08:44
Автор: Ярослава Яснова

В чем заключается смысл жизни человека? Именно эта проблема находится в центре внимания Б. Л. Васильева.

Размышляя над этим вопросом, автор отмечает мысли рассказчика: "И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, иступленного труда". На этом примере мы видим, что только благодаря тяжёлом труду человек способен добиться чего-то в жизни. Далее Б. Л. Васильев, чтобы показать, что умственный труд также является смыслом жизни, обращает внимание на фразу:" Жизнь требует от человека не ответов, а желание искать их". Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что же именно является смыслом жизни.

Автор считает, что человек создан для различного вида труда.

Я не согласна с мнением Б. Л. Васильева и считаю, что у каждого человека свой смысл жизни, который будет устраивать конкретно его. Для аргументации своей позиции приведу пример из читательского опыта.

В романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир" Пьер Безухов искал смысл существования на протяжении всего произведения. Он пытался быть полезным обществу, но это не приносило ему удовольствия. Пробовал найти себя в высшем свете, но чувствовал, что он там лишний. Всё встало на места, когда Пьер обрёл семью. Он жил ради их. На данном примере мы видим, что человек всю жизнь находится в поиске смысла жизни и для каждого он свой.

В заключение хочется сказать, чтобы человек не бросал поиски цели существования при первой неудаче, ведь она может заключаться в другом.
Количество слов - 243

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Ярослава!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 1 балл

Пример 1 в сочинении указан, не пояснен.

Пример 2 не указан, не пояснен. О взаимосвязи между примерами в данной ситуации говорить невозможно.

Размышляя над этим вопросом, автор отмечает мысли рассказчика: "И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, иступленного труда". На этом примере мы видим, что только благодаря тяжёлом труду человек способен добиться чего-то в жизни. Далее Б. Л. Васильев, чтобы показать, что умственный труд также является смыслом жизни, обращает внимание на фразу:" Жизнь требует от человека не ответов, а желание искать их". Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что же именно является смыслом жизни.
Комментарий не выглядит убедительным. Чтобы пример стал полноценным, нужно было как-то указать, ЧТО это были за мысли, О ЧЁМ они. В таком виде я не могу признать пример полным, глубоким, а главное - понятным.

Неуместно употреблён союз "также". Получается, что профессия писателя не относится к умственному труду?

Попробуем вычленить из Вашего комментария главное:

Смысл жизни в ежедневном иступлённом труде и в умственном труде. Получается не совсем логично.  

Анализ связи представляет собой довольно абстрактную мысль:

Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что же именно является смыслом жизни.
В таком виде анализ обречён на провал.

Подведём итог: "МЫСЛИ" и "ФРАЗА" в Вашем сочинении не являются полноценными примерами.
Размышляя над этим вопросом, автор отмечает мысли рассказчика: "И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, иступленного труда". На этом примере мы видим, что только благодаря тяжёлом труду человек способен добиться чего-то в жизни. Далее Б. Л. Васильев, чтобы показать, что умственный труд также является смыслом жизни, обращает внимание на фразу:" Жизнь требует от человека не ответов, а желание искать их". Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что же именно является смыслом жизни.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена не совсем корректно с точки зрения логики и речи.

На мой взгляд, есть логическая "шероховатость" в формулировках проблемы и позиции автора (вопросно-ответное единство не выглядит безупречно):

ПРОБЛЕМА: В чем заключается смысл жизни человека? Именно эта проблема находится в центре внимания Б. Л. Васильева.
ПОЗИЦИЯ АВТОРА: Автор считает, что человек создан для различного вида труда.
Понятие "смысл жизнь" всё-таки сопряжено с выбором человека, а глагол "создан" не указывает на выбор, исключает причастность человека.
Кроме того, выражение "различные виды труда" звучит как канцеляризм. Красивую мысль автора ("...свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда") Вы истолковали поверхностно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Я не согласна с мнением Б. Л. Васильева и считаю, что у каждого человека свой смысл жизни, который будет устраивать конкретно его.
А разве Б.Л. Васильев утверждает, что у всех одинаковый смысл жизни?

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

В чем заключается смысл жизни человека? Именно эта проблема находится в центре внимания Б. Л. Васильева.
Автор считает, что человек создан для различного вида труда.
Проблема и позиция автора прямо не соотносятся как вопросно-ответное единство (логика).  Позиция автора - это ответ на вопрос: "Для чего создан человек?" Человек не появляется из ниоткуда (мы все дети своих родителей).

Смысл жизни человек обретает сам, мы самостоятельно определяем, в чём этот смысл.

В романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир" Пьер Безухов искал смысл существования на протяжении всего произведения. Он пытался быть полезным обществу, но это не приносило ему удовольствия.
Логическая ошибка: получается, что Пьеру не приносили удовольствия попытки быть полезным. Есть здесь, на мой взгляд, и смысловая неполнота.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Речь не отличается богатством и разнообразием, есть речевые ошибки.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Он жил ради их.
Неправильно образована форма местоимения (ради (кого?) них).
В заключение хочется сказать, чтобы человек не бросал поиски цели существования при первой неудаче, ведь она может заключаться в другом.

СПП построено грамматически неверно.

В заключение хочется  сказать о том, что, если ...

В заключение хочется сказать: важно, чтобы человек не переставал искать....

Вариантов много. Важно, чтобы Вы строили предложение правильно.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Я не согласна с мнением Б. Л. Васильева и считаю, что у каждого человека свой смысл жизни, который будет устраивать конкретно его.
Неудачное употребление местоимений. Выражение "будет устраивать конкретно его" несуразно.
Всё встало на места, когда Пьер обрёл семью
Неуместное использование разговорного выражения.
В заключение хочется сказать, чтобы человек не бросал поиски цели существования при первой неудаче, ведь она может заключаться в другом.
Неудачное употребление местоимения "она". Кто она? цель или неудача? Звучит двусмысленно.
На данном примере мы видим, что человек всю жизнь находится в поиске смысла жизни и для каждого он свой.
Неудачное употребление местоимения "он" (человек или смысл жизни?).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 балл

Ошибки:

Размышляя над этим вопросом, автор отмечает мысли рассказчика: "И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, иступленного труда".
Ярослава, Вы, видимо, не поняли, что пишете сочинение по публицистическому тексту. В публицистическом тексте понятие "рассказчик"  использовать неуместно.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста с целью создания полноценного развёрнутого комментария. Обратите также внимание на речевое оформление сочинения.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 12

Возврат к списку