Запомни!
Почему важно сохранять памятники культуры?
-
Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры(1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.
(2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.
(3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.
(5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».
(6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.
(7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!
(15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.
(18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь
на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.
(21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.
(33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
Автор вспоминает памятник Пушкина на Тверском бульваре. Катаев "до сих пор болезненно ощущает отсутствие" Александра Сергеевича. Рассказчик привык "к старинным многоруким фонарям" , где фигура Пушкина "так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря". Этот пример свидетельствует о важности памятника Александра Сергеевича в жизни В.П. Катаева. Без него рассказчик чувствует пустоту.
Также автор указывает на перестановку памятника Гоголю. Его переместили "во двор особняка", где "писатель сжег вторую часть "Мертвых душ"". Вместо него переместили "другого Гоголя - во весь рост" на скучном официальном пьедестале. Память для В.П. Катаева разрушается, как старый город.
Оба примера , дополняя друг друга, показывает важность памятников в жизни автора. Он болезненно воспринимает их отсутствие на привычных улицах.
Позиция автора ясна. В.П. Катаев считает, что уничтожение памятников недопустимо. Они являются культурной памятью, которую нельзя забывать.
Я согласен с мнением автора, памятники являются важными культурным достоянием, которое мы обязаны помнить. О схожей проблеме писал Д. С. Лихачев в произведении «Письма о добром и прекрасном». Он считал потерю памятников культуры невосстановимой потерей.
Итак, можно сделать вывод, что важно помнить памятники культуры, важны для сохранения памяти.
Здравствуйте, Максим!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована поверхностно. Необходимо сжато указать на каждый пример и продемонстрировать, что привносит один, а что другой.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки:
Также автор указывает на перестановку памятника Гоголю. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Я согласен с мнением автора, памятники являются важными культурным достоянием, которое мы обязаны помнить. |
Итак, можно сделать вывод, что важно помнить памятники культуры, важны для сохранения памяти. |
Автор вспоминает памятник Пушкина на Тверском бульваре. |
Этот пример свидетельствует о важности памятника Александра Сергеевича в жизни В.П. Катаева. |
2) Верно: Пушкину, Александру Сергеевичу.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Его переместили "во двор особняка", где "писатель сжег вторую часть "Мертвых душ"". Вместо него переместили "другого Гоголя - во весь рост" на скучном официальном пьедестале. |
Позиция автора ясна. В.П. Катаев считает, что уничтожение памятников недопустимо. Они являются культурной памятью, которую нельзя забывать. |
Он считал потерю памятников культуры невосстановимой потерей. |
Итак, можно сделать вывод, что важно помнить памятники культуры, важны для сохранения памяти. |
Катаев "до сих пор болезненно ощущает отсутствие" Александра Сергеевича. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Рассказчик привык "к старинным многоруким фонарям" , где фигура Пушкина "так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря". |
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом взаимосвязи и речью. Удачи!