Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Каковы последствия уничтожения памятников?
-
Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры(1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.
(2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.
(3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.
(5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».
(6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.
(7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!
(15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.
(18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь
на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.
(21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.
(33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
Рассуждая о проблеме, автор пишет о тягостной эпохе « перестановки и уничтожения памятников». Вместе с памятниками разрушается память, «как старый город», «остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков». Этот пример показывает, что исчезновение культурного наследия ведёт к уничтожению исторической памяти.
Далее писатель рассуждает о пустоте, появившейся на месте памятников, которые «вырезали из тела города». Эта пустота кажется «незаконной, противоестественной», «всё вокруг знакомо», но «ты забыл, где твой дом», ведь «его не видно, он как бы в другом измерении». Это свидетельствует о том, что современная архитектура не может заменить памятники культуры и истории, она лишь создаёт пустоту и изменяет представления о доме.
Использование примеров-иллюстраций, основанных на приёме дополнения, позволяет понять, что разрушение культурного наследия - это также разрушение памяти, облика родного дома и естественности привычных мест.
Авторская позиция ясна: последствиями исчезновения памятников являются уничтожение исторической памяти, изменение представлений человека о доме, создание пустоты на месте прекрасной архитектуры.
Я согласна с мнением В.П.Катаева и тоже считаю, что необходимо сохранять памятники, ведь их разрушение оказывает влияние на историческую память нашей Родины. Так, в произведении Астафьева «Видение» идёт речь о храме, построенном в честь русского князя и уничтоженном в начале тридцатых годов. От памятника осталось жилое помещение, и, глядя на него, у рассказчика захватывает дух от мысли, каким был этот храм до такого, как под него заложили взрывчатку. Если бы его не разрушили, то он своим величием передавал бы память об эпохе князя, в честь которого воздвигли этот монастырь.
Таким образом, памятники играют большую роль в сохранении и передаче исторической памяти, поэтому их исчезновение воздействует как на отдельных людей, так и на всё человечество.
Здравствуйте, Мария!
Вы написали очень хорошую работу.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
Рекомендация: при анализе связи укажите, какую роль выполняет каждый пример, как именно второй дополняет первый.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Ошибки: недачное использование местоимений
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла.
K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл.
Ошибки:
каким был этот храм до такого, как |
K10 - Соблюдение речевых норм: 0 баллов.
Ошибки:
...перестановки и уничтожения памятников». Вместе с памятниками разрушается память, «как старый город», «остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков». Этот пример показывает, что исчезновение культурного наследия ведёт к уничтожению исторической памяти. Далее писатель рассуждает о пустоте, появившейся на месте памятников... |
Эта пустота кажется «незаконной, противоестественной», «всё вокруг знакомо», но «ты забыл, где твой дом», ведь «его не видно, он как бы в другом измерении». |
Эта пустота кажется «незаконной, противоестественной», «всё вокруг знакомо», но «ты забыл, где твой дом», ведь «его не видно, он как бы в другом измерении». Это свидетельствует о том, что современная архитектура не может заменить памятники культуры и истории |
"ЭТО свидетельствует"- что именно из названного в предыдущем предложении? Неудачное использование указательного местоимения.
разрушение культурного наследия - это также разрушение памяти |
Он не является оправданным- замените синонимом или перестройте предложение.
Использование примеров-иллюстраций, основанных на приёме дополнения |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над употреблением местоимений.
Успеха на ЕГЭ!