Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Может ли быть счастлив человек с ограниченными способностями?
-
Текст: В. Астафьев. Ягодка
(1)Куда только не занесут охотника ноги!
(2)Меня затащили они в скалистый распадок, где вдруг увидел я во мшистых камнях, среди горной репы и колючек, землянику в цвету. (3)Октябрь месяц, глухая осень, лист почти весь упал, иней и утренник звонкий не один уж выдавался, а земляника цветет!
(4)Я наклонился к ней. (5)На тощеньком стебельке в багровых листьях жил и растерянно глядел на осенний мир беленький цветок. (6)Холодом подпалило округлые лепестки его. (7)Ягодка, только еще зародившаяся, черной точкой светилась в цветке, и умерла уже ягодка, цветку оставалось жить день, от силы два...
(8)И тут в моей памяти неожиданно всплыла сцена, увиденная на станции Комарихинская.
(9)Толпа рыбаков и пассажиров, ждущая поезд, как по команде повернула головы в одну сторону.
(10)От пакгауза двигалась безногая девушка. (11)Она опиралась взятыми в руки деревянными колодками и бросала вперед свое коротенькое тело в кожаной корзине. (12)И была она не в тряпье, не грязная и не пьяная. (13)Непривычная она была, и оттого все смолкли и загляделись на нее: в зеленом ярком берете, из-под которого выбивались льняные кудряшки, голубоглазая, в модной блузке.
(14)Рядом с девушкой шла пожилая женщина, должно быть, мать. (15)Они о чем-то разговаривали, и нарядная девушка делала вид, что не замечает оторопелых лиц и очень она занята разговором.
(16)Так они миновали перрон, людей, и такой бы она и осталась, независимой, гордой, но перрон кончился, и нужно было девушке с женщиной переходить пути.
(17)Она перебросила легкое тело через один рельс, через другой, и внезапно корзинкою задела за третий. (18)Корзинка легко отделилась от девушки, выпало из нее короткое тело.
(19)Девушка упала на бок. (20)Берет зеленый тоже упал, и кудряшки рассыпались, завалили щеку и глаза девушки.
(21)И кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи, и кто-то уже облаял загоготавшего…
(22)Женщина подняла девушку, усадила в корзинку, отряхнула берет, надела на голову девушки, да еще и поправила его, чтобы сидел на кудрях ладом. (23)И они последовали дальше.
(24)Но перед тем как перебросить свое тело через рельс, девушка обернулась, глянула на нас и...
(25)И с тех пор я ношу тот взгляд в себе. (26)Он пробил меня до самого сердца.
(27)Он был презрителен, надменен, этот взгляд, и будь у девушки глаза взрослые, так бы оно и осталось — презрение и надменность. (28)Но голубые детские глаза читаются. (29)За вызовом и надменностью глубоко-глубоко билась растерянная беспомощность: «Что я вам сделала плохого?..»
(30)И знаю ведь, ничего банальнее нет, чем сравнение этой девушки с земляникой, не к месту и не ко времени расцветшей на речном скалистом обрыве. (31)Но ничего не поделаешь — так они и живут в памяти рядом: цветок, что никогда не станет ягодой, и девушка, которой не видеть счастья…
(По В. Астафьеву)
Сначала рассказчик повествует о том, как он, прогуливаясь по "скалистому распадку" случайно "вдруг увидел во мшистых камнях, среди горной репы и колючек, землянику в цвету". Ягода росла в период глухой осени, что удивило его. Когда герой подошел ближе, он заметил, что земляника уже умерла, так и не успев расцвести во всю красу. Эта находка напомнила ему о случае, произошедшем на станции. Когда он ждал поезд, среди всей толпы выделялась девушка без ног, что шла, "опираясь взятыми в руки деревянными колодками и бросая вперед свое коротенькое тело в кожаной корзине". В один момент, запнувшись о рельс, девушка упала и в толпе раздался громкий гогот. Впрочем, сама особа лишь посмотрела надменно и презренно на людей вокруг, хотя за этим холодом скрывалась беспомощность. Текст строится на приёме дополнения, оба воспоминания рассказчика одинаково наталкивают на главную мысль о том, как же трудно людям, что появляются в обществе"не к месту и не ко времени", будто земляника в октябре.
Чтобы ответить на вопрос, заданный автором текста, приведу несколько примеров. Первый - капитан Копейкин, вымышленный персонаж из рассказа почтмейстера из романа Н. В. Гоголя "Мёртвые души". История рассказывает о солдате, который во время сражения потерял руку и ногу. Приехав за заслуженной пенсией в Санкт-Петербург, он сталкивается с тем, что в комиссии его всерьёз не ставят, постоянно прося прийти чуть позже, через пару дней. На третий раз, когда его просьбу снова отвергают, капитан со скандалом уходит, а по прошествии нескольких месяцев появляются слухи о разбойничьей шайки, атаманов которой он стал. Копейкина, как и девушку из рассказа В. Астафьева, общество не принимает, лишь смеётся над ним. Он же, приняв это слишком близко к сердцу, находит неправильный выход и становится разбойником. Но вряд ли он остался счастлив.
Второй пример - Пётр Попельский из повести "Слепой музыкант" В. Г. Короленко. Родившись слепым, мальчик долгое время не мог принять мир вокруг себя, как и он его. Благо, очень скоро ребёнок нашел то, что помогает ему радоваться жизни, а именно музыка. Сначала игра на дудке по урокам конюха, затем на фортепиано, по наставлению матери. Однажды в его судьбе наступает переломный момент, когда юноша начинает комплексовать из-за своей слепоты, считая, что такие как он, всегда будут злыми. После он отправляется в странствие, в котором знакомится с множеством других незрячих и, проникаясь их историями, возвращается домой, полный сил к обучению музыке. Через три года он имеет прекрасную семью: жену, ребёнка, а так же славу и заслуженное признание публики.
Таким образом, делаю вывод, что то, будет ли человек с ограниченными возможностями счастлив, зависит лишь от него самого. Конечно, он всегда может сдаться и принять неверное решение, обозлившись на мир, но если у него есть поддержка близких, а главное, сила духа, он справится со всем и обретёт своё счастье.
Здравствуйте, Наталья!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблемная область определена верно, проблема сформулирована некорректно.
В формулировке проблемы допущена речевая неточность: вы путаете тему и проблему, подменяя одно понятие другим.
Вы не приводите проблемного вопроса, поэтому непонятно, о какой проблеме будете рассуждать: возможно ли счастье для людей-инвалидов или насколько отличаются инвалиды от обычных людей? При этом ни на тот, ни на другой вопрос ответа в тексте сочинения нет.
K2 - Комментарий + 2 балла
Пример 1 (цветущая осенью земляника) в сочинении указан, но не пояснен.
Пример 2 (случай на станции) указан, но тоже не пояснен. Вы лишь изложили эпизоды, пересказав текст, это не является комментарием примеров-иллюстраций.
Взаимосвязь между примерами определена неверно. Цветок не может дополнять девушку. Примеры сопоставлены автором, сопоставление и дополнение не являются синонимами.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Позиция автора относительно поставленной проблемы не определена.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
При неопределенной позиции автора балл за собственную точку зрения автоматически обнуляется.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Ошибки:
В сочинении наблюдается нарушение пропорций, композиционный перекос. Большая часть текста посвящена собственным примерам, а не анализу исходного отрывка. Видимо, вы перепутали структуру итогового сочинения и сочинения формата ЕГЭ. В последнем достаточно двух предложений для аргументации собственного тезиса.
Чтобы ответить на вопрос, заданный автором текста, приведу несколько примеров. |
K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.
Ошибки:
В своём тексте В. Астафьев поднимает тему возможного счастья для людей-инвалидов. |
Люди с ограниченными способностями ведут совсем другую жизнь, нежели полностью здоровые и именно тема того, насколько они отличаются от общества, волнует автора. |
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки:
Через три года он имеет прекрасную семью: жену, ребёнка, а так же славу и заслуженное признание публики. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.
Ошибки:
Люди с ограниченными способностями ведут совсем другую жизнь, нежели полностью здоровые ЗПТ и именно тема того, насколько они отличаются от общества, волнует автора. |
Сначала рассказчик повествует о том, как он, прогуливаясь по "скалистому распадку" ЗПТ случайно "вдруг увидел во мшистых камнях, среди горной репы и колючек, землянику в цвету". |
В один момент, запнувшись о рельс, девушка упала ЗПТ и в толпе раздался громкий гогот. |
Однажды в его судьбе наступает переломный момент, когда юноша начинает комплексовать из-за своей слепоты, считая, что такие ЗПТ как он, всегда будут злыми. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Приехав за заслуженной пенсией в Санкт-Петербург, он сталкивается с тем, что в комиссии его всерьёз не ставят, постоянно прося прийти чуть позже, через пару дней. |
На третий раз, когда его просьбу снова отвергают, капитан со скандалом уходит, а по прошествии нескольких месяцев появляются слухи о разбойничьей шайки, атаманов которой он стал. |
Благо, очень скоро ребёнок нашел то, что помогает ему радоваться жизни, а именно музыка. |
возвращается домой, полный сил к обучению музыке. |
Через три года он имеет прекрасную семью: жену, ребёнка, а так же славу и заслуженное признание публики. |
Таким образом, делаю вывод, что то, будет ли человек с ограниченными возможностями счастлив, зависит лишь от него самого. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
В своём тексте В. Астафьев поднимает тему возможного счастья для людей-инвалидов. |
Когда герой подошел ближе, он заметил, что земляника уже умерла, так и не успев расцвести во всю красу. |
Когда он ждал поезд, среди всей толпы выделялась девушка без ног, что шла, "опираясь взятыми в руки деревянными колодками и бросая вперед свое коротенькое тело в кожаной корзине". |
Впрочем, сама особа лишь посмотрела надменно и презренно на людей вокруг, хотя за этим холодом скрывалась беспомощность. |
Он же, приняв это слишком близко к сердцу, находит неправильный выход и становится разбойником. |
Но вряд ли он остался счастлив. |
K11 - Соблюдение этических норм: +1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки:
Первый - капитан Копейкин, вымышленный персонаж из рассказа почтмейстера из романа Н. В. Гоголя "Мёртвые души". |
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы, композицией сочинения. Удачи!