Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Может ли быть счастлив человек с ограниченными способностями?

  • Текст: В. Астафьев. Ягодка

    (1)Куда только не занесут охотника ноги!

    (2)Меня затащили они в скалистый распадок, где вдруг увидел я во мшистых камнях, среди горной репы и колючек, землянику в цвету. (3)Октябрь месяц, глухая осень, лист почти весь упал, иней и утренник звонкий не один уж выдавался, а земляника цветет!

    (4)Я наклонился к ней. (5)На тощеньком стебельке в багровых листьях жил и растерянно глядел на осенний мир беленький цветок. (6)Холодом подпалило округлые лепестки его. (7)Ягодка, только еще зародившаяся, черной точкой светилась в цветке, и умерла уже ягодка, цветку оставалось жить день, от силы два...

    (8)И тут в моей памяти неожиданно всплыла сцена, увиденная на станции Комарихинская.

    (9)Толпа рыбаков и пассажиров, ждущая поезд, как по команде повернула головы в одну сторону.

    (10)От пакгауза двигалась безногая девушка. (11)Она опиралась взятыми в руки деревянными колодками и бросала вперед свое коротенькое тело в кожаной корзине. (12)И была она не в тряпье, не грязная и не пьяная. (13)Непривычная она была, и оттого все смолкли и загляделись на нее: в зеленом ярком берете, из-под которого выбивались льняные кудряшки, голубоглазая, в модной блузке.

    (14)Рядом с девушкой шла пожилая женщина, должно быть, мать. (15)Они о чем-то разговаривали, и нарядная девушка делала вид, что не замечает оторопелых лиц и очень она занята разговором.

    (16)Так они миновали перрон, людей, и такой бы она и осталась, независимой, гордой, но перрон кончился, и нужно было девушке с женщиной переходить пути.

    (17)Она перебросила легкое тело через один рельс, через другой, и внезапно корзинкою задела за третий. (18)Корзинка легко отделилась от девушки, выпало из нее короткое тело.

    (19)Девушка упала на бок. (20)Берет зеленый тоже упал, и кудряшки рассыпались, завалили щеку и глаза девушки.

    (21)И кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи, и кто-то уже облаял загоготавшего…

    (22)Женщина подняла девушку, усадила в корзинку, отряхнула берет, надела на голову девушки, да еще и поправила его, чтобы сидел на кудрях ладом. (23)И они последовали дальше.

    (24)Но перед тем как перебросить свое тело через рельс, девушка обернулась, глянула на нас и...

    (25)И с тех пор я ношу тот взгляд в себе. (26)Он пробил меня до самого сердца.

    (27)Он был презрителен, надменен, этот взгляд, и будь у девушки глаза взрослые, так бы оно и осталось — презрение и надменность. (28)Но голубые детские глаза читаются. (29)За вызовом и надменностью глубоко-глубоко билась растерянная беспомощность: «Что я вам сделала плохого?..»

    (30)И знаю ведь, ничего банальнее нет, чем сравнение этой девушки с земляникой, не к месту и не ко времени расцветшей на речном скалистом обрыве. (31)Но ничего не поделаешь — так они и живут в памяти рядом: цветок, что никогда не станет ягодой, и девушка, которой не видеть счастья… 

    (По В. Астафьеву)

25.02.2021 19:12:39
Автор: Наталья Бостоногова

В своём тексте В. Астафьев поднимает тему возможного счастья для людей-инвалидов. Люди с ограниченными способностями ведут совсем другую жизнь, нежели полностью здоровые и именно тема того, насколько они отличаются от общества, волнует автора.
Сначала рассказчик повествует о том, как он, прогуливаясь по "скалистому распадку" случайно "вдруг увидел  во мшистых камнях, среди горной репы и колючек, землянику в цвету". Ягода росла в период глухой осени, что удивило его. Когда герой подошел ближе, он заметил, что земляника уже  умерла, так и не успев расцвести во всю красу. Эта находка напомнила ему о случае, произошедшем на станции. Когда он ждал поезд, среди всей толпы выделялась девушка без ног, что шла, "опираясь взятыми в руки деревянными колодками и бросая вперед свое коротенькое тело в кожаной корзине". В один момент, запнувшись о рельс, девушка упала и в толпе раздался громкий гогот. Впрочем, сама особа лишь посмотрела надменно и презренно на людей вокруг, хотя за этим холодом скрывалась беспомощность. Текст строится на приёме дополнения, оба воспоминания рассказчика одинаково наталкивают на главную мысль о том, как же трудно людям, что появляются в обществе"не к месту и не ко времени", будто земляника в октябре.
Чтобы ответить на вопрос, заданный автором текста, приведу несколько примеров. Первый - капитан Копейкин, вымышленный персонаж из рассказа почтмейстера из романа Н. В. Гоголя "Мёртвые души". История рассказывает о солдате, который во время сражения потерял руку и ногу. Приехав за заслуженной пенсией в Санкт-Петербург, он сталкивается с тем, что в комиссии его всерьёз не ставят, постоянно прося прийти чуть позже, через пару дней. На третий раз, когда его просьбу снова отвергают, капитан со скандалом уходит, а по прошествии нескольких месяцев появляются слухи о разбойничьей шайки, атаманов которой он стал. Копейкина, как и девушку из рассказа В. Астафьева, общество не принимает, лишь смеётся над ним. Он же, приняв это слишком близко к сердцу, находит неправильный выход и становится разбойником. Но вряд ли он остался счастлив.
Второй пример - Пётр Попельский из повести "Слепой музыкант" В. Г. Короленко. Родившись слепым, мальчик долгое время не мог принять мир вокруг себя, как и он его. Благо, очень скоро ребёнок нашел то, что помогает ему радоваться жизни, а именно музыка. Сначала игра на дудке по урокам конюха, затем на фортепиано, по наставлению матери. Однажды в его судьбе наступает переломный момент, когда юноша начинает комплексовать из-за своей слепоты, считая, что такие как он, всегда будут злыми. После он отправляется в странствие, в котором знакомится с множеством других незрячих и, проникаясь их историями, возвращается домой, полный сил к обучению музыке. Через три года он имеет прекрасную семью: жену, ребёнка, а так же славу и заслуженное признание публики.
Таким образом, делаю вывод, что то, будет ли человек с ограниченными возможностями счастлив, зависит лишь от него самого. Конечно, он всегда может сдаться и принять неверное решение, обозлившись на мир, но если у него есть поддержка близких, а главное, сила духа, он справится со всем и обретёт своё счастье.
Количество слов - 473

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Наталья!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблемная область определена верно, проблема сформулирована некорректно.

В формулировке проблемы допущена речевая неточность: вы путаете тему и проблему, подменяя одно понятие другим.

Вы не приводите проблемного вопроса, поэтому непонятно, о какой проблеме будете рассуждать: возможно ли счастье для людей-инвалидов или насколько отличаются инвалиды от обычных людей? При этом ни на тот, ни на другой вопрос ответа в тексте сочинения нет.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 (цветущая осенью земляника) в сочинении указан, но не пояснен.

Пример 2 (случай на станции) указан, но тоже не пояснен. Вы лишь изложили эпизоды, пересказав текст, это не является комментарием примеров-иллюстраций.

Взаимосвязь между примерами определена неверно. Цветок не может дополнять девушку. Примеры сопоставлены автором, сопоставление и дополнение не являются синонимами.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы не определена.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

При неопределенной позиции автора балл за собственную точку зрения автоматически обнуляется.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

В сочинении наблюдается нарушение пропорций, композиционный перекос. Большая часть текста посвящена собственным примерам, а не анализу исходного отрывка. Видимо, вы перепутали структуру итогового сочинения и сочинения формата ЕГЭ. В последнем достаточно двух предложений для аргументации собственного тезиса.

Чтобы ответить на вопрос, заданный автором текста, приведу несколько примеров.
Автор текста никаких вопросов не задавал. Вопрос должны были задать вы, анализируя текст, но и вы не сделали этого.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Ошибки:

В своём тексте В. Астафьев поднимает тему возможного счастья для людей-инвалидов.
Проблему, а не тему.
Люди с ограниченными способностями ведут совсем другую жизнь, нежели полностью здоровые и именно тема того, насколько они отличаются от общества, волнует автора.
Проблема, а не тема. Возможностями, а не способностями.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Через три года он имеет прекрасную семью: жену, ребёнка, а так же славу и заслуженное признание публики.
а также

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

Люди с ограниченными способностями ведут совсем другую жизнь, нежели полностью здоровые ЗПТ и именно тема того, насколько они отличаются от общества, волнует автора.
Пропущена запятая после сравнительного оборота.
Сначала рассказчик повествует о том, как он, прогуливаясь по "скалистому распадку" ЗПТ случайно "вдруг увидел  во мшистых камнях, среди горной репы и колючек, землянику в цвету".
Пропущена запятая после деепричастного оборота.
В один момент, запнувшись о рельс, девушка упала ЗПТ и в толпе раздался громкий гогот.
Пропущена запятая на границе грамматических основ.
Однажды в его судьбе наступает переломный момент, когда юноша начинает комплексовать из-за своей слепоты, считая, что такие ЗПТ как он, всегда будут злыми.
Пропущена запятая в обороте "такой, как".

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Приехав за заслуженной пенсией в Санкт-Петербург, он сталкивается с тем, что в комиссии его всерьёз не ставят, постоянно прося прийти чуть позже, через пару дней.
Нарушение видо-временной соотнесенности. Правильно: приехав..., он столкнулся.
На третий раз, когда его просьбу снова отвергают, капитан со скандалом уходит, а по прошествии нескольких месяцев появляются слухи о разбойничьей шайки, атаманов которой он стал.
...о шайкЕ, атаманоМ которой...
Благо, очень скоро ребёнок нашел то, что помогает ему радоваться жизни, а именно музыка.
Нарушение видо-временной соотнесенности. Правильно: нашел то, что помогло..., а именно музыкУ.
возвращается домой, полный сил к обучению музыке.
полный сил ДЛЯ обучения
Через три года он имеет прекрасную семью: жену, ребёнка, а так же славу и заслуженное признание публики.
Нарушение видо-временной соотнесенности: форма настоящего времени использована некорректно.
Таким образом, делаю вывод, что то, будет ли человек с ограниченными возможностями счастлив, зависит лишь от него самого.
Нагромождение союзов. Лучше: делаю вывод: счастье человека ... зависит

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

В своём тексте В. Астафьев поднимает тему возможного счастья для людей-инвалидов.
Лишнее слово.
Когда герой подошел ближе, он заметил, что земляника уже  умерла, так и не успев расцвести во всю красу.
Искажение фразеологизма. Правильно: во всю силу или во всей красе.
Когда он ждал поезд, среди всей толпы выделялась девушка без ног, что шла, "опираясь взятыми в руки деревянными колодками и бросая вперед свое коротенькое тело в кожаной корзине".
Лишнее слово.
Впрочем, сама особа лишь посмотрела надменно и презренно на людей вокруг, хотя за этим холодом скрывалась беспомощность.
Стилистически неуместное слово "особа". Вместо "презренно" нужно "презрительно".
Он же, приняв это слишком близко к сердцу, находит неправильный выход и становится разбойником.
Корневой повтор.
Но вряд ли он остался счастлив.
стал

K11 - Соблюдение этических норм: +1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Первый - капитан Копейкин, вымышленный персонаж из рассказа почтмейстера из романа Н. В. Гоголя "Мёртвые души".
"Мертвые души" - это поэма, а не роман.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы, композицией сочинения. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 8

Возврат к списку