Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема исчезновения памятников культуры

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
24.02.2021 18:02:53
Автор: Lyubov Syabro

    В современном мире люди всё чаще пытаются заглянуть в будущее, но, к сожалению, совсем забывают о прошлом. Из-за этого с каждым годом всё меньше остаётся исторического наследия. В своём произведении  В.П. Катаев поднимает проблему исчезновения памятников культуры.
    Катаев вспоминает как началась "эпоха перестановки и уничтожения памятников", которая доставила ему много боли. Прекрасный памятник Гоголя, который имел особый шарм, поменяли на "памятник, лишенный индивидуальности и поэзии". Потеря такого культурного наследия оставила свой отпечаток на авторе. Несмотря на новый памятник, он как-будто всё ещё чувствовал призрак прошлого. Хотя он его ещё помнил, но новое поколение уже не сможет посмотреть на него в жизни.
    Как-то раз, резко остановившись на светофоре, автор заметил, что и Москва начала меняться. Исчез Водопьяный переулок, больше не было библиотеки имени Тургенева. В связи с этими переменами автор чувствует, что он как-будто теряет дом. С исчезновением культурных наследий, уходит и история.
    Автору неприятно наблюдать за тем, что происходит. Для него памятники важны, так как они несут в себе не только исторический, но и эстетический смысл.
    Я совершенно согласна с автором текста. Каждый памятник несёт в себе особый смысл. Они помогают сплочению народа, так как указывает на общность нашей с вами культуры. Так же в каждом памятнике культуры живёт частичка души скульптора, который его создал.
    Насколько бы не была трагична данная проблема, нужно понимать, что только мы сами можем её решить. Людям следует ценить и отстаивать памятники культуры.
Количество слов - 228

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Любовь!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 (исчезновение памятника Гоголю) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (исчезновение Водопьяного переулка) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами не определена, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но пример, иллюстрирующий тезис, отсутствует.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки: нет

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

В своём произведении В.П. Катаев поднимает проблему исчезновения памятников культуры.
Точнее: в отрывке из произведения, в тексте.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл

Ошибки:

Несмотря на новый памятник, он как-будто всё ещё чувствовал призрак прошлого.
В связи с этими переменами автор чувствует, что он как-будто теряет дом.
как будто
Так же в каждом памятнике культуры живёт частичка души скульптора, который его создал.
Также
Насколько бы не была трагична данная проблема, нужно понимать, что только мы сами можем её решить.
НИ была

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Катаев вспоминает ЗПТ как началась "эпоха перестановки и уничтожения памятников", которая доставила ему много боли.
Пропущена запятая перед придаточной частью.
С исчезновением культурных наследий, уходит и история.
Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Прекрасный памятник Гоголя, который имел особый шарм, поменяли на "памятник, лишенный индивидуальности и поэзии".
Памятник (кому?) ГоголЮ
С исчезновением культурных наследий, уходит и история.
У слова НАСЛЕДИЕ нет формы множественного числа.
Они помогают сплочению народа, так как указывает на общность нашей с вами культуры.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым (они... указываЮТ).

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0  баллов.

Ошибки:

Из-за этого с каждым годом всё меньше остаётся исторического наследия.
Пропущено важное по смыслу слово "объектов". Без этого слова оставшиеся слова не сочетаются друг с другом.
Катаев вспоминает как началась "эпоха перестановки и уничтожения памятников", которая доставила ему много боли.
причинить боль, доставить неприятность.
Потеря такого культурного наследия оставила свой отпечаток на авторе.
Пропущено слово "объект" - потеря объекта, а не наследия. Отпечаток на ДУШЕ автора, а не на нем самом.
Хотя он его ещё помнил, но новое поколение уже не сможет посмотреть на него в жизни.
Из-за обилия местоимений теряется смысл высказывания.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом взаимосвязи примеров в комментарии. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку