Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема сохранения памятников культуры

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
23.02.2021 16:42:04
Автор: Светлана Фёдорова

          В предложенном тексте И.П. Катаев рассматривает проблему сохранения памятников культуры.
          Рассуждая о проблеме , автор повествует об утраченных памятниках , он упоминает, что до сих пор ощущает "отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь ", затем в предложении 9 говорится о перестановке памятника Николая Васильевича Гоголя, исчезает Водопьяный переулок, "исчезла библиотека имени Тургенева" и многое другое. Писатель делает вывод об исчезновении столь памятных мест , говоря , что "открылась непомерно большая площадь-пустота , с которой трудно было примириться". Так, В.П. Катаев подводит нас к мысли о довольно глобальной проблеме, ведь столько памятников, стёрты с лица города, столько источников вечной памяти о культуре страны , о её жизни исчезают , порождая в сердце пустоту. Автор передаёт эту растерянность и сожаление, что их больше никто не увидит, и всё, созданное когда-то, уходит по велению человека, не оставляя частички памяти о себе.
          Для более точного описания своих чувств , когда он видит как "память разрушается как старый город", В.П. Катаев противопоставляет разрушенным памятникам новые сооружения архитектуры, занимающие эти пустые места , оставленных старыми сооружениями ,подчёркивая, что , к примеру, новый памятник Гоголя- "памятник , лишённый индивидуальности и поэзии". Писатель не принимает изменения, проводимые человеческой рукой, он ценит память старого города ,а в его глазах до сих пор "призраки ныне уже не существующих , упразднённых улиц, переулков, тупичков...", особенно ярко эмоции автора описаны в предложении 33, показывая его ностальгическую привязанность к ним.
         Вышеизложенные примеры , дополняя друг друга, показывают ,что процесс перенесения, а ещё хуже и уничтожения, памятных сооружений, несмотря на создание чего-то нового , но уже лишенного индивидуальности, делает город пустым, превращает в город без памяти.
         Позиция автора ясна с первых строк: нам нужно хранить памятники культуры, оберегать их , ведь ,даже несмотря на непримечательность некоторых их них, они стали частичкой своего города, его истории.
          Я согласна с мнением автора, потому что нельзя разрушать память , сохранённую в предметах архитектуры. Так, во времена СССР , когда советские власти ,пытаясь подавить влияние церкви в обществе, закрывали и громили большое количество церквей , включая самые древние, и сейчас я жалею , что , предметы культуры ,созданные человеком и уничтоженные им же, никогда не предстанут во всём своем величии передо мной , рассказывая свою историю. Таким образом, их действия лишили моё поколение возможности внимать памятности этих мест.
         Подводя итог  моим рассуждениям, хочется выразить надежду , что даже маленькие сооружения , церквушки, переулочки не будут стёрты с лица своих городов, как что-то ненужное, ведь они имеют свою особую ценность.
Количество слов - 391

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Светлана!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована. Указывайте на связь более четко -  противопоставлены примеры или все же дополняют друг друга.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Замечания:

Я согласна с мнением автора, потому что нельзя разрушать память , сохранённую в предметах архитектуры.
Убрать союз, поскольку непонятно, что Вы формулируете после него - тезис или довод. Сочтем за тезис.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки:

Позиция автора ясна с первых строк: нам нужно хранить памятники культуры, оберегать их , ведь ,даже несмотря на непримечательность некоторых их них, они стали частичкой своего города, его истории.
Обилие местоимений затрудняет восприятие смысла, обедняет речь.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Так, В.П. Катаев подводит нас к мысли о довольно глобальной проблеме, ведь столько памятников, стёрты с лица города, столько источников вечной памяти о культуре страны , о её жизни исчезают , порождая в сердце пустоту.
1) Лишние запятые.
Для более точного описания своих чувств , когда он видит как "память разрушается как старый город", В.П. Катаев противопоставляет разрушенным памятникам новые сооружения архитектуры, занимающие эти пустые места , оставленных старыми сооружениями ,подчёркивая, что , к примеру, новый памятник Гоголя- "памятник , лишённый индивидуальности и поэзии".
2) Не обособлено придаточное предложение, не обособлен сравнительный оборот внутри него.
Вышеизложенные примеры , дополняя друг друга, показывают ,что процесс перенесения, а ещё хуже и уничтожения,  ЛИШНЯЯ ЗПТ памятных сооружений, несмотря на создание чего-то нового , но уже лишенного индивидуальности, делает город пустым, превращает в город без памяти.
3) Лишняя запятая.
Так, во времена СССР , когда советские власти ,пытаясь подавить влияние церкви в обществе, закрывали и громили большое количество церквей , включая самые древние, и сейчас я жалею , что , ЛИШНЯЯ ЗПТ предметы культуры ,созданные человеком и уничтоженные им же, никогда не предстанут во всём своем величии передо мной , рассказывая свою историю.
4) Лишняя запятая.
Подводя итог  моим рассуждениям, хочется выразить надежду , что даже маленькие сооружения , церквушки, переулочки не будут стёрты с лица своих городов, ЛИШНЯЯ ЗПТ как что-то ненужное, ведь они имеют свою особую ценность.
5) Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Рассуждая о проблеме , автор повествует об утраченных памятниках , он упоминает, что до сих пор ощущает "отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь ", затем в предложении 9 говорится о перестановке памятника Николая Васильевича Гоголя, О ТОМ, ЧТО исчезает Водопьяный переулок, "исчезла библиотека имени Тургенева" и многое другое.
1) Недостает указательного местоимения.

2) Временной разнобой. Верно: исчез Водопьяный переулок.

Так, В.П. Катаев подводит нас к мысли о довольно глобальной проблеме, ведь столько памятников, стёрты с лица города, столько источников вечной памяти о культуре страны , о её жизни исчезают , порождая в сердце пустоту.
3) Местоименное наречие "столько" согласуется со сказуемым в форме ед.ч. Верно: стертО, исчезаЕТ.
Автор передаёт эту растерянность и сожаление, что их больше никто не увидит, и всё, созданное когда-то, уходит по велению человека, не оставляя частички памяти о себе.
4) Грамматически некорректно построено предложение. Исправим.
Автор передаёт эту растерянность и сожаление О ТОМ, что их больше никто не увидит и  ЧТО всё, созданное когда-то, уходит по велению человека, не оставляя частички памяти о себе.
Рассуждая о проблеме , автор повествует об утраченных памятниках , он упоминает, что до сих пор ощущает "отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь ", затем в предложении 9 говорится о перестановке памятника Николая Васильевича Гоголя, исчезает Водопьяный переулок, "исчезла библиотека имени Тургенева" и многое другое.
Писатель не принимает изменения, проводимые человеческой рукой, он ценит память старого города ,а в его глазах до сих пор "призраки ныне уже не существующих , упразднённых улиц, переулков, тупичков...", особенно ярко эмоции автора описаны в предложении 33, показывая его ностальгическую привязанность к ним.

Не сваливайте все мысли в одно предложения - стройте несколько фраз, пусть каждая мысль будет оформлена отдельно. Очень тяжело воспринимать смысл.
особенно ярко эмоции автора описаны в предложении 33, показывая его ностальгическую привязанность к ним.
5) Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом. Непонятно, кто показывает привязанность - эмоции или автор.  Еще и обилие местоимений мешает понять мысль.
Так, во времена СССР , когда советские власти ,пытаясь подавить влияние церкви в обществе, закрывали и громили большое количество церквей , включая самые древние, и сейчас я жалею , что , предметы культуры ,созданные человеком и уничтоженные им же, никогда не предстанут во всём своем величии передо мной , рассказывая свою историю.
6) Верно: советская власть закрывала и громила.
Это предложение построено неверно. Получается, Вы хотели что-то сказать о событии из истории, а затем резко решили апеллировать к себе. Получился нежелательный скачок мысли. Исправим.
Так, во времена СССР , советская власть ,пытаясь подавить влияние церкви в обществе, закрывала и громила большое количество церквей , включая самые древние из них. Я жалею , что предметы культуры ,созданные человеком и уничтоженные им же, никогда не предстанут во всём своем величии передо мной.
Для более точного описания своих чувств , когда он видит как "память разрушается как старый город", В.П. Катаев противопоставляет разрушенным памятникам новые сооружения архитектуры, занимающие эти пустые места , оставленных старыми сооружениями ,подчёркивая, что , к примеру, новый памятник Гоголя- "памятник , лишённый индивидуальности и поэзии".
7) Верно: оставленнЫЕ.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

В предложенном тексте И.П. Катаев рассматривает проблему сохранения памятников культуры.
          Рассуждая о проблеме , автор повествует об утраченных памятниках , он упоминает, что до сих пор ощущает "отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь ", затем в предложении 9 говорится о перестановке памятника Николая Васильевича Гоголя, исчезает Водопьяный переулок, "исчезла библиотека имени Тургенева" и многое другое.
1) Повтор.
Писатель не принимает изменения, проводимые человеческой рукой, он ценит память старого города ,а в его глазах до сих пор "призраки ныне уже не существующих , упразднённых улиц, переулков, тупичков...", особенно ярко эмоции автора описаны в предложении 33, показывая его ностальгическую привязанность к ним.
Шероховатость. Корректно: ценит старый город.
Вышеизложенные примеры , дополняя друг друга, показывают ,что процесс перенесения, а ещё хуже и уничтожения, памятных сооружений, несмотря на создание чего-то нового , но уже лишенного индивидуальности, делает город пустым, превращает в город без памяти.
3) Повтор.
4) Превращает кого или что? Пропущено важное для понимания мысли слово.
Так, во времена СССР , когда советские власти ,пытаясь подавить влияние церкви в обществе, закрывали и громили большое количество церквей , включая самые древние, и сейчас я жалею , что , предметы культуры ,созданные человеком и уничтоженные им же, никогда не предстанут во всём своем величии передо мной , рассказывая свою историю.
5) Как предметы могут рассказать свою историю? Невнятная фраза.
Так, во времена СССР , когда советские власти ,пытаясь подавить влияние церкви в обществе, закрывали и громили большое количество церквей , включая самые древние, и сейчас я жалею , что , предметы культуры ,созданные человеком и уничтоженные им же, никогда не предстанут во всём своем величии передо мной , рассказывая свою историю. Таким образом, их действия лишили моё поколение возможности внимать памятности этих мест.
6) Некорректное употребление местоимения.
7) Внимать -  слово высокого стиля. Не используйте подобные слова в эссе. Внимать памятности - несочетаемость.  
Подводя итог  моим рассуждениям, хочется выразить надежду , что даже маленькие сооружения , церквушки, переулочки не будут стёрты с лица своих городов, как что-то ненужное, ведь они имеют свою особую ценность.
8) Нарушен фразеологизм "стереть с лица земли".
  Рассуждая о проблеме , автор повествует об утраченных памятниках , он упоминает, что до сих пор ощущает "отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь ", затем в предложении 9 говорится о перестановке памятника Николая Васильевича Гоголя, исчезает Водопьяный переулок, "исчезла библиотека имени Тургенева" и многое другое.
Лишние слова. Это нарушение стиля.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

В предложенном тексте И.П. Катаев рассматривает проблему сохранения памятников культуры.
Верно: В.П.Катаев. Будьте внимательны.

Общие рекомендации: следует усилить работу над стилем, речью, грамматикой и пунктуацией. Вы стараетесь писать покрасивее, поумнее, закручиваете фразы -  не стоит так делать. Учитесь выражать мысли внятно, лаконично, точно. Так Вы избежите разных ошибок. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку