Запомни!
Может ли новое добавить страхи?
-
Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)
— (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:
— Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.
(5) Я почувствовал раздражение.
— (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.
— (8) Да?
— (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.
(11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:
— Что же нужно? (12) Пейзажи?
— (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.
(15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:
— На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.
— (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.
(20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:
Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.
(22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.
— (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.
— (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.
(30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».
— (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.
— (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.
(По А. П. Чехову)
Может ли окружающая действительность ограничить возможности человека или же добавить ему новые переживания, страхи? Именно эту проблему в своем тексте поднимает А. П. Чехов.
Размышляя над этим вопросом, автор знакомит читателя с двумя героями, мнения которых совершенно разные. Лида убеждена в том, что в Малоземове нужна больница, ведь из-за ее отсутствия «на прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива». Читатель понимает, что нехватка определенных нужд может привести к плохим последствиям. Но, писатель также показывает и другую точку зрения на данную ситуацию. Герой считает, что медицинский пункт не нужен, потому что он, как и другие учреждения «при существующих условиях служат только порабощению» людей. Чехов передает мысли мужчины: «Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей». Так, он показывает, что все нововведения лишь вгоняют людей в новые рамки, создавая им проблемы. Автор показывает развитие ситуации и с помощью этих примеров демонстрирует, что не только безучастность окружающей среды, но и ее участие может только усугубить жизнь человека.
Позиция автора заключается в том, что все новшества, направленные на облегчение жизни людей, способны и усугубить ее, добавив человеку новые чувства тревоги, волнения и страха.
Я согласна с позицией А. П. Чехова и тоже считаю, что существующая вокруг нас действительность способна ограничить человека и внушить ему неуверенность и настороженность в себе. Так, неправильно поставленный диагноз врачами в больнице, чуть ли не лишил моего дедушку жизни, наполнив ее ужасами и волнениями.
Итак, на данный вопрос нет определенного, правильного ответа, но можно понять, что реальность, в которой мы существуем может навредить, загнать нас в определенные рамки, ограничить и наградить тревогой за свою жизнь. Но самое страшное заключается в том, что все вышеперечисленное заставляет человека забыть то ради чего он живет.
Работа Лиды
Здравствуйте, Лида!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно.
Может ли окружающая действительность ограничить возможности человека или же добавить ему новые переживания, страхи? |
Вопрос к определённой Вами позиции автора может звучать так:
Как новшевства могут повлиять на жизнь людей?
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована.
Автор показывает развитие ситуации |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис сформулирован по другой проблеме (Как окружающая действительность влияет на человека?), обоснование тезиса содержит логическую ошибку (К5)
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 0 баллов.
Ошибки:
Итак, на данный вопрос нет определенного, правильного ответа |
существующая вокруг нас действительность способна ограничить человека и внушить ему неуверенность и настороженность в себе. Так, неправильно поставленный диагноз врачами в больнице, чуть ли не лишил моего дедушку жизни, наполнив ее ужасами и волнениями. |
K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.
Ошибки:
неверное употребление мест., повторы, лексическая несочетаемость.
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 1 балл.
Ошибки:
Но, писатель также показывает |
он, как и другие учреждения «при существующих условиях служат только порабощению» людей |
неправильно поставленный диагноз врачами в больнице, чуть ли не лишил моего дедушку жизни |
заставляет человека забыть то ради чего он живет |
K9 - Соблюдение грамматических норм +0 баллов.
Ошибки:
только безучастность окружающей среды, но и ее участие может только усугубить жизнь человека |
ограничить человека |
поставленный диагноз врачами в больнице |
Диагноз, поставленый врачами в больнице
K10 - Соблюдение речевых норм + 0 баллов.
Ошибки:
ведь |
нехватка определенных нужд |
нужда= отсутствие
плохим последствиям |
Чехов передает мысли мужчины |
Чехов как мужчина передаёт свои мысли?
Автор мысли героя? (лучше не называть персонажа по полу)
Чехов передает мысли мужчины: «Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей». Так, он показывает, что все нововведения лишь вгоняют людей в новые рамки, создавая им проблемы. Автор показывает развитие ситуации |
показывает- повтор слова
ИМ- кому? Неверное употребление мест.
вгоняют людей в новые рамки- разг. фразеологизм
безучастность окружающей среды |
безучастность окружающей среды, но и ее участие может только усугубить жизнь человека |
усугубить жизнь |
настороженность в себе |
неправильно поставленный диагноз врачами в больнице, чуть ли не лишил моего дедушку жизни, |
мы существуем может навредить, загнать нас в определенные рамки |
Загнать в рамки- нарушение стиля
все вышеперечисленное |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл
Ошибки:
Общие рекомендации: следует усилить работу над логикой и речью.
Успеха на ЕГЭ!