Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема равнодушия богатых к бедным.

  • Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)

    — (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:

    — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.

    (5) Я почувствовал раздражение.

    — (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.

    — (8) Да?

    — (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.

    (11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

    — Что же нужно? (12) Пейзажи?

    — (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.

    (15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:

    — На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.

    — (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.

    (20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

    Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

    (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

    — (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

    — (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.

    (30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».

    — (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.

    — (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.

    (По А. П. Чехову)

17.02.2021 15:54:29
Автор: Кирилл Егоров

Каким должно быть отношение людей к тем, кто живет хуже них? В предложенном текст А. П. Чехов поднимает проблему равнодушия богатых к бедным.

Помогает раскрыть проблему эпизод, в котором Лида рассказывает о тяжести жизни нищих людей. Она говорит, что бедные всю жизнь «с раннего утра до потёмок гнут спины», страдают от недостатка естественных потребностей человека, из-за чего рано стареют и рано умирают. По мнению Лиды, именно это и является причиной отсутствия в их жизни «духовной деятельности», отличающей людей от животных. Данный пример демонстрирует читателям ужасы жизни тех, кто находится в нищете, показывает её губительное влияние на внутренний мир человека.

Обратимся к отрывку, в котором собеседник Лиды, рассуждая о попытках помощи бедным людям, утверждает, что подобное вмешательство не приведёт ни к чему хорошему, поскольку внесёт в их жизнь лишь «новые потребности, новый повод к труду». Согласно его словам, медицинские пункты, библиотеки и прочие блага «не могут уменьшить ни невежества, ни смертности». Этот пример показывает равнодушие, с которым богатый человек может относиться к бедному. Оно вызвано убежденностью в неизменности судьбы нищего человека.

Оба примера дополняют друг друга, так как иллюстрируют тяготы жизни бедных людей и показывают отношение богатого слоя населения к бедному.

Позиция автора ясна и понятна. А. П. Чехов считает, что нужно стараться облегчить тяжелую жизнь бедных людей и не относится к их проблемам равнодушно.

С мнением автора я полностью согласен, поскольку считаю равнодушное отношение к проблемам бедных людей неправильным. Человек, в первую очередь, является человеком. Он должен иметь доступ к медицинской помощи, образованию, нормальной жизни. А без этого его внутренний мир начнёт разрушаться, и он ничем не будет отличаться от животного. Например, в произведение «Война и мир» Пьер Безухов решается улучшить жизнь своих крестьян и начинает строить для них больницы и школы. Данный поступок показывает неравнодушие богатого человека к проблемам бедного.    

Хочется верить, что, прочитав текст, люди задумаются над проблемой, поднятой в нем, и осознают ужасные последствия равнодушия богатых к бедным.
Количество слов - 312

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Кирилл!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 0 баллов

Пример 1 в сочинении указан, но пояснение не доказывает тезис, не подводит к главной мысли. Стоило проанализировать слова Лиды, ее взгляд на ситуацию. Пример 2 указан, пояснен с грубыми фактическими ошибками. С чего Вы взяли, что рассказчик равнодушен к положению крестьян?

Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

     (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

Вы посмотрите, какой монолог перед нами! Разве человек, равнодушно относящийся к тому, о чем идет речь, будет ТАК говорить? Конечно же, нет. Художник думает о тяжести жизни крестьян не меньше, а может, даже больше, чем Лида. Его речь  - это речь человека, в голове которого постоянно вынашиваются умозаключения. Мысли не дают покоя, художник хочет высказаться. Это что ли равнодушие? Увы, Вы поверхностно проанализировали текст, не увидев его глубины. Никто не проявляет равнодушия. Напротив, и художник, и Лида хотят лучшей доли для крестьян. Советую посмотреть анализ текста А.П.Чехова на нашем сайте в разделе "Сочинение на ЕГЭ. Анализ текстов 2021". Вебинар провела Наталья Климентовна Ягинцева. Думаю, Вы все поймете.
Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована неверно.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Каким должно быть отношение людей к тем, кто живет хуже них? В предложенном текст А. П. Чехов поднимает проблему равнодушия богатых к бедным.
1) Вы сформулировали два проблемных вопроса. Не стоит так делать, поскольку не получится построить убедительный, грамотный комментарий. Корректнее было бы так: проблема отношения. Но, по сути, это было бы формулирование одно и того же вопроса. Итак, либо в виде вопроса либо в виде конструкции со словом "проблема" формулируйте. И вообще при чем здесь равнодушие? По-моему, никто из персонажей не проявляет равнодушие по отношению к тем, о ком идет речь.

Помогает раскрыть проблему эпизод, в котором Лида рассказывает о тяжести жизни нищих людей.
2) Кто такая Лида? Вы не представили персонажа.
Например, в произведение «Война и мир» Пьер Безухов решается улучшить жизнь своих крестьян и начинает строить для них больницы и школы. Данный поступок показывает неравнодушие богатого человека к проблемам бедного.  
3) К проблемам одного бедного крестьянина что ли? Следите за логикой.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

А. П. Чехов считает, что нужно стараться облегчить тяжелую жизнь бедных людей и не относится к их проблемам равнодушно.
1) Верно: относиТЬСЯ.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Человек, в первую очередь, является человеком.
1) Это наречное выражение не требует обособления.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

В предложенном текст А. П. Чехов поднимает проблему равнодушия богатых к бедным. Помогает раскрыть проблему эпизод, в котором Лида рассказывает о тяжести жизни нищих людей.
1) Повтор.
Помогает раскрыть проблему эпизод, в котором Лида рассказывает о тяжести жизни нищих людей. Она говорит, что бедные всю жизнь «с раннего утра до потёмок гнут спины», страдают от недостатка естественных потребностей человека, из-за чего рано стареют и рано умирают.
2) Некорректное употребление местоимения.
Данный пример демонстрирует читателям ужасы жизни тех, кто находится в нищете, показывает её губительное влияние на внутренний мир человека.
3) Канцеляризм.
Обратимся к отрывку, в котором собеседник Лиды, рассуждая о попытках помощи бедным людям, утверждает, что подобное вмешательство не приведёт ни к чему хорошему, поскольку внесёт в их жизнь лишь «новые потребности, новый повод к труду». Согласно его словам, медицинские пункты, библиотеки и прочие блага «не могут уменьшить ни невежества, ни смертности».
4)Некорректное употребление местоимения.
Данный поступок показывает неравнодушие богатого человека к проблемам бедного.    
5) Канцеляризм.
В сочинении много повторов.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Советуем посмотреть анализ текста А.П.Чехова на нашем сайте в разделе "Сочинение на ЕГЭ. Анализ текстов 2021". Вебинар провела Наталья Климентовна Ягинцева.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста, комментарием, логикой, речью. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку