Пишите
раздельно:
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
Каковы последствия исчезновения памятников для человека?
-
Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры(1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.
(2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.
(3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.
(5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».
(6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.
(7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!
(15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.
(18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь
на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.
(21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.
(33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме, автор повествует о судьбе памятника Пушкину и о связанных с ним собственных воспоминаниях (предложения 1-6). Когда-то памятник стоял на Тверском бульваре, но не так давно его перенесли на другое место. Хоть его и не уничтожили, а просто поменяли расположение, автор всё равно делает акцент на болезненных ощущениях от отсутствия Пушкина на привычном месте, что также демонстрирует нам ценность памятника.
Следующий пример связан уже с памятниками Гоголю, о чём говорится в предложениях 9-14. Однако здесь автор очень огорчён тем, как работу гениального Андреева заменили новым памятником, который, по мнению Катаева, лишён «индивидуальности и поэзии». Этот пример обобщает проблему «эпохи перестановки и уничтожения памятников», когда всё просто заменяли новым архитектурным содержанием. Тем не менее автор подчёркивает, как в памяти крепко заседают не новые сооружения, а именно старые, и что даже после исчезновения памятников в людской памяти остаются их призраки, которые время от времени дают ощущение присутствия на былом месте.
Дополняя друг друга, эти примеры из текста помогают читателю почувствовать, какую роль играют памятники в жизни автора и других людей, от лица которых он пишет. А также понять их ощущения от лишения данной ценности.
По мнению автора, с исчезновением памятников человек теряет что-то важное, что невозможно объяснить простыми словами, и вместе с тем внутри образовывается пустота, с которой трудно примириться. Он пишет: «Память разрушается, как старый город». Это означает, что уничтожение памятников для человека равносильно уничтожению собственной памяти.
Я согласна с мнением автора. Как правило, люди очень дорожат своими воспоминаниями, а они непосредственно связаны с родным городом, поэтому уничтожение его памятников, зданий, улиц тяжело воспринимается.
Когда я прочитала этот текст, я ещё раз убедилась, насколько важно сохранять памятники и другие объекты культурного наследия. Вспоминается известная цитата М.В.Ломоносова: “Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего”.
Здравствуйте, Дарья!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно.
Каковы последствия исчезновения памятников для человека? |
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, но проанализирована поверхностно. Нужно обобщить примеры и показать их во взаимосвязи.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но нет обоснования тезиса - конкретного примера. Тезис тоже нужно формулировать более четко.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки:
Следующий пример связан уже с памятниками Гоголю, о чём говорится в предложениях 9-14. Однако здесь автор очень огорчён тем, как работу гениального Андреева заменили новым памятником, который, по мнению Катаева, лишён «индивидуальности и поэзии». |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Дополняя друг друга, эти примеры из текста помогают читателю почувствовать, какую роль играют памятники в жизни автора и других людей, от лица которых он пишет. А также понять их ощущения от лишения данной ценности. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Ошибки:
Хоть его и не уничтожили, а просто поменяли расположение, автор всё равно делает акцент на болезненных ощущениях от отсутствия Пушкина на привычном месте, что также демонстрирует нам ценность памятника. |
Именно эту проблему раскрывает в предложенном для анализа тексте В.П.Катаев. Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме, автор повествует о судьбе памятника Пушкину и о связанных с ним собственных воспоминаниях (предложения 1-6). |
Следующий пример связан уже с памятниками Гоголю, о чём говорится в предложениях 9-14. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом взаимосвязи, обоснованием собственной позиции, речевым оформлением текста.