Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

смысл жизни

  • Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)

    — (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:

    — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.

    (5) Я почувствовал раздражение.

    — (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.

    — (8) Да?

    — (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.

    (11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

    — Что же нужно? (12) Пейзажи?

    — (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.

    (15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:

    — На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.

    — (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.

    (20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

    Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

    (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

    — (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

    — (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.

    (30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».

    — (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.

    — (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.

    (По А. П. Чехову)

14.02.2021 16:34:07
Автор: Кристина Гуркова

В тексте, предложенном для анализа, великий русский писатель Антон Павлович Чехов задаётся вопросом: ради чего на самом деле стоит жить?
Размышляя над этой проблемой, автор описывает спор героя рассказчика и Лиды о том, что на самом деле нужно людям в Малозёмове. Автор пишет, что на размышления девушки о том, что городу нужны больницы и школы, герой утверждает, что данные заведения служат только порабощению: «Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение». Иными словами, рассказчик уверен, что людям нужно вовсе не то, что им навязывает государство или иные личности.
Далее автор поясняет позицию героя во время продолжения спора с Лидой. Чехов пишет, что рассказчик не доволен жизнью современных людей, которая заключается лишь в тяжёлом, непрекращающимся труде, который приводит к ранней смерти и не позволяет задумываться о чём-то другом, кроме проблемы выживания: «Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности». Читатель понимает, что человек должен жить ради чего-то большего, поимо удовлетворения своих биологических потребностей.
Анализируя поведение героя в этих двух примерах, мы приходим к выводу, что они имеют причинно-следственную связь.
Чехов считает, что человек должен жить ради духовной деятельности, а не инстинктов голода, холода и страха, которые движут животными.
Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что духовная деятельность чрезвычайно важна, ведь это то, что делает человека человеком, отличает его от животного.
В доказательство своих слов приведу пример из истории человечества. У людей, по мере их развития, возникали всё новые и новые потребности, никак не связанные с выживанием. Появление культуры обозначало возвышение человека над миром животных. Она способствовала человеческому общению, сплочению людей и даже передаче знаний последующим поколениям.
Таким образом, современным людям стоит жить ради духовных ценностей и стремлений, ведь именно это в настоящее время является источником развития общества, а времена выживания давно прошли и должны остаться для людей в прошлом.

Сочинение Маши
Количество слов - 332

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Маша!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно, но слишком широко, из-за этого трудно было, видимо, писать комментарий - пришлось "натягивать" примеры на проблему.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 - мнение рассказчика о бесполезности строительства больниц и школ - в сочинении указан, пояснен. Именно этот пример очень слабо соотносится с проблемным вопросом. Есть серьезный риск, что такой пример может быть признан не соответствующим проблеме, и из-за этого сочинение лишится нескольких баллов. Я засчитываю вам этот пример с большой натяжкой. Чтобы избежать впредь подобных ошибок, всегда используйте ключевые слова из проблемного вопроса в микровыводе по примеру.

Пример 2 - мнение рассказчика об истинном ужасе положения народа -  указан, пояснен. Пример соотносится с проблемой.

Взаимосвязь между примерами определена неверно, не проанализирована. В каком из приведенных примеров указана причина, а в каком - следствие? Непонятно.

Маша, в художественных текстах рекомендую вам искать противопоставление. В данном тексте явное противопоставление двух мнений - мнения Лиды и мнения художника. Эти точки зрения вам и нужно было рассмотреть как примеры-иллюстрации, тогда и связь между ними была бы очевидной и легко поддавалась бы анализу.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Размышляя над этой проблемой, автор описывает спор героя рассказчика и Лиды о том
Смысловая недостаточность, нарушающая последовательность изложения мыслей. Кто такая Лида? Мы все должны о ней знать? Нет. Поясняйте, когда вводите персонажа: ... и его знакомой девушки Лиды.

В выводе содержится чересчур категоричное суждение, требующее отдельных доказательств. Для многих людей в современном мире "времена выживания" продолжаются...

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки:

Иными словами, рассказчик уверен, что людям нужно вовсе не то, что им навязывает государство или иные личности.
Неуместное употребление слова "иные". Это местоимение, и относится оно к слову государство, что приводит к двусмысленности: получается, что государство и личности - это понятия одного порядка. Более точное слово - некоторые, отдельные личности.
Чехов пишет, что рассказчик не доволен жизнью современных людей, которая заключается лишь в тяжёлом, непрекращающимся труде, который приводит к ранней смерти и не позволяет задумываться о чём-то другом, кроме проблемы выживания:
Опять неточное словоупотребление. В тексте речь идет не о положении людей вообще, а о положении людей определенного социального класса - крестьян, бедняков.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Размышляя над этой проблемой, автор описывает спор героя рассказчика и Лиды о том
героя-рассказчика

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Автор пишет, что на размышления девушки о том, что городу нужны больницы и школы, герой утверждает, что данные заведения служат только порабощению
утверждать НА что-то нельзя, видимо, вы пропустили слово "в ответ": в ответ на размышления, и не утверждает, а заявляет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибки: нет

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку