Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

смысл жизни

  • Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)

    — (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:

    — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.

    (5) Я почувствовал раздражение.

    — (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.

    — (8) Да?

    — (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.

    (11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

    — Что же нужно? (12) Пейзажи?

    — (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.

    (15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:

    — На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.

    — (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.

    (20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

    Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

    (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

    — (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

    — (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.

    (30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».

    — (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.

    — (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.

    (По А. П. Чехову)

14.02.2021 16:34:07
Автор: Кристина Гуркова

В тексте, предложенном для анализа, великий русский писатель Антон Павлович Чехов задаётся вопросом: ради чего на самом деле стоит жить?
Размышляя над этой проблемой, автор описывает спор героя рассказчика и Лиды о том, что на самом деле нужно людям в Малозёмове. Автор пишет, что на размышления девушки о том, что городу нужны больницы и школы, герой утверждает, что данные заведения служат только порабощению: «Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение». Иными словами, рассказчик уверен, что людям нужно вовсе не то, что им навязывает государство или иные личности.
Далее автор поясняет позицию героя во время продолжения спора с Лидой. Чехов пишет, что рассказчик не доволен жизнью современных людей, которая заключается лишь в тяжёлом, непрекращающимся труде, который приводит к ранней смерти и не позволяет задумываться о чём-то другом, кроме проблемы выживания: «Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности». Читатель понимает, что человек должен жить ради чего-то большего, поимо удовлетворения своих биологических потребностей.
Анализируя поведение героя в этих двух примерах, мы приходим к выводу, что они имеют причинно-следственную связь.
Чехов считает, что человек должен жить ради духовной деятельности, а не инстинктов голода, холода и страха, которые движут животными.
Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что духовная деятельность чрезвычайно важна, ведь это то, что делает человека человеком, отличает его от животного.
В доказательство своих слов приведу пример из истории человечества. У людей, по мере их развития, возникали всё новые и новые потребности, никак не связанные с выживанием. Появление культуры обозначало возвышение человека над миром животных. Она способствовала человеческому общению, сплочению людей и даже передаче знаний последующим поколениям.
Таким образом, современным людям стоит жить ради духовных ценностей и стремлений, ведь именно это в настоящее время является источником развития общества, а времена выживания давно прошли и должны остаться для людей в прошлом.

Сочинение Маши
Количество слов - 332

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Маша!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно, но слишком широко, из-за этого трудно было, видимо, писать комментарий - пришлось "натягивать" примеры на проблему.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 - мнение рассказчика о бесполезности строительства больниц и школ - в сочинении указан, пояснен. Именно этот пример очень слабо соотносится с проблемным вопросом. Есть серьезный риск, что такой пример может быть признан не соответствующим проблеме, и из-за этого сочинение лишится нескольких баллов. Я засчитываю вам этот пример с большой натяжкой. Чтобы избежать впредь подобных ошибок, всегда используйте ключевые слова из проблемного вопроса в микровыводе по примеру.

Пример 2 - мнение рассказчика об истинном ужасе положения народа -  указан, пояснен. Пример соотносится с проблемой.

Взаимосвязь между примерами определена неверно, не проанализирована. В каком из приведенных примеров указана причина, а в каком - следствие? Непонятно.

Маша, в художественных текстах рекомендую вам искать противопоставление. В данном тексте явное противопоставление двух мнений - мнения Лиды и мнения художника. Эти точки зрения вам и нужно было рассмотреть как примеры-иллюстрации, тогда и связь между ними была бы очевидной и легко поддавалась бы анализу.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Размышляя над этой проблемой, автор описывает спор героя рассказчика и Лиды о том
Смысловая недостаточность, нарушающая последовательность изложения мыслей. Кто такая Лида? Мы все должны о ней знать? Нет. Поясняйте, когда вводите персонажа: ... и его знакомой девушки Лиды.

В выводе содержится чересчур категоричное суждение, требующее отдельных доказательств. Для многих людей в современном мире "времена выживания" продолжаются...

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки:

Иными словами, рассказчик уверен, что людям нужно вовсе не то, что им навязывает государство или иные личности.
Неуместное употребление слова "иные". Это местоимение, и относится оно к слову государство, что приводит к двусмысленности: получается, что государство и личности - это понятия одного порядка. Более точное слово - некоторые, отдельные личности.
Чехов пишет, что рассказчик не доволен жизнью современных людей, которая заключается лишь в тяжёлом, непрекращающимся труде, который приводит к ранней смерти и не позволяет задумываться о чём-то другом, кроме проблемы выживания:
Опять неточное словоупотребление. В тексте речь идет не о положении людей вообще, а о положении людей определенного социального класса - крестьян, бедняков.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Размышляя над этой проблемой, автор описывает спор героя рассказчика и Лиды о том
героя-рассказчика

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Автор пишет, что на размышления девушки о том, что городу нужны больницы и школы, герой утверждает, что данные заведения служат только порабощению
утверждать НА что-то нельзя, видимо, вы пропустили слово "в ответ": в ответ на размышления, и не утверждает, а заявляет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибки: нет

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку