Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как война влияет на характер человека.

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



14.02.2021 15:45:37
Автор: Софья Асланян

В своём произведении Григорий Яковлевич Бакланов затрагивает проблему того как война влияет на поступки и раскрывает характер человека.
В тексте автор рассказывает о солдате Долговушине , который за год своей службы поменял множество должностей ,  но нигде не проявил своих способностей. Поэтому окружающие считали его бестолковым и неспособным воевать. В качестве примера влияния войны на поступки человека автор приводит ситуацию когда над окопам в котором находился Долговушин появился человек в каске " Расставив короткие ноги, четко видны на фоне неба, он поднял над головой винтовку , потряс ею и что-то крикнул".В  эту минуту герой поддался панике и невзирая на приказы старшины трусливо бросился спасать свою жизнь.
Также данную проблему раскрывает  сопоставление главного героя и старшины Пономарёва. Оказавшись, в тяжёлой жизненной ситуации Долговушин, охваченный страхом и паникой бросает старшину, и стремится спасти только лишь свою жизнь. В то время как Пономарёв немедля проявляет мужество и отвагу. Он погиб как настоящий герой "Он обернулся и,  целясь,  давая Долговушину уйти, выпустил в немцев семь патронов."
Авторская позиция в данном тексте такова: то , что в зависимости от факторов,  влияющих на человека он может проявлять как положительные,  так и отрицательные качества своего характера.
Я согласна с позицией автора , война влияет на каждого человека абсолютно по-разному одни могут проявить храбрость , в то время как другие трусливо убегают, спасая лишь себя.
В заключение хочется выразить надежду на то ,  что каждый человек сможет принимать правильные и быстрые решения какой бы сложной и опасной не была ситуация.

Количество слов - 235

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Софья!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

В своём произведении Григорий Яковлевич Бакланов затрагивает проблему того как война влияет на поступки и раскрывает характер человека.
Формулируйте проблему в виде вопроса или в виде конструкции "проблема + отглагольное существительное + ключевое слово темы". Посмотрите на возможные варианты формулировки проблемного вопроса:

Как война влияет на человека? / Проблема влияния войны на человека.
K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами не определена  и не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы не определена.

Авторская позиция в данном тексте такова: то , что в зависимости от факторов,  влияющих на человека он может проявлять как положительные,  так и отрицательные качества своего характера.
Мысль не поддается восприятию.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

В качестве примера влияния войны на поступки человека автор приводит ситуацию когда над окопам в котором находился Долговушин появился человек в каске " Расставив короткие ноги, четко видны на фоне неба, он поднял над головой винтовку , потряс ею и что-то крикнул"
1) Верно: над окопом.
В заключение хочется выразить надежду на то ,  что каждый человек сможет принимать правильные и быстрые решения какой бы сложной и опасной не была ситуация.
2) Верно: ни была.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Ошибки:

В своём произведении Григорий Яковлевич Бакланов затрагивает проблему того как война влияет на поступки и раскрывает характер человека.
1) Не обособлено придаточное предложение.
В качестве примера влияния войны на поступки человека автор приводит ситуацию когда над окопам в котором находился Долговушин появился человек в каске " Расставив короткие ноги, четко видны на фоне неба, он поднял над головой винтовку , потряс ею и что-то крикнул"
2) Не обособлены придаточные части.
.В  эту минуту герой поддался панике и невзирая на приказы старшины трусливо бросился спасать свою жизнь.
3) Не обособлено обстоятельство уступки.
Он погиб как настоящий герой "Он обернулся и,  целясь,  давая Долговушину уйти, выпустил в немцев семь патронов
4) После слова "герой" надо поставить запятую, а "он" написать со строчной буквы.

Оказавшись, в тяжёлой жизненной ситуации Долговушин, охваченный страхом и паникой бросает старшину, и стремится спасти только лишь свою жизнь.
2) Лишняя запятая после "оказавшись".

3) Нет запятой после определения.

4) Лишняя запятая перед И.

Я согласна с позицией автора , война влияет на каждого человека абсолютно по-разному одни могут проявить храбрость , в то время как другие трусливо убегают, спасая лишь себя.
5) Нет двоеточия в бессоюзном сложном предложении после наречия "по-разному".

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

В своём произведении Григорий Яковлевич Бакланов затрагивает проблему того как война влияет на поступки и раскрывает характер человека.
1) Верно: проблема влияния войны на человека.
В качестве примера влияния войны на поступки человека автор приводит ситуацию когда над окопам в котором находился Долговушин появился человек в каске " Расставив короткие ноги, четко видны на фоне неба, он поднял над головой винтовку , потряс ею и что-то крикнул"
2) Неверное оформление встроенной цитаты. В качестве одного из вариантов редактуры возможно включение цитаты в скобки и оформление ее как вставки. Только цитату напишем со строчной буквы.
В качестве примера влияния войны на поступки человека автор приводит ситуацию,  когда над окопом, в котором находился Долговушин, появился человек в каске  (" расставив короткие ноги, четко видны на фоне неба, он поднял над головой винтовку , потряс ею и что-то крикнул").
Оказавшись, в тяжёлой жизненной ситуации Долговушин, охваченный страхом и паникой бросает старшину, и стремится спасти только лишь свою жизнь. В то время как Пономарёв немедля проявляет мужество и отвагу.
3) Неоправданная парцелляция.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

В своём произведении Григорий Яковлевич Бакланов затрагивает проблему того как война влияет на поступки и раскрывает характер человека.
1) Не затрагивает, а ставит или поднимает.

2) "В своем произведении" -  плеоназм.

3) Пропущено важное для понимания мысли слово - поступки людей.

В тексте автор рассказывает о солдате Долговушине , который за год своей службы поменял множество должностей ,  но нигде не проявил своих способностей.
4) Плеоназм. Кроме этого, чужую речь надо брать в кавычки.
Также данную проблему раскрывает  сопоставление главного героя и старшины Пономарёва
5) Данный - канцеляризм.
6) Сопоставление не может раскрывать - лексическая несочетаемость. Исправим.
Автор сопоставляет влияние войны на  Долговушина и на старшину Пономарёва
В то время как Пономарёв немедля проявляет мужество и отвагу.
7) Разговорные слова недопустимы в сочинении. Подбирайте нейтральный синоним - немедленно, тотчас.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, обоснованием собственной позиции,  пунктуацией, грамматикой, речью. Удачи!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку