Запомни!

   Не пишутся буквы Д и Т в словах:
   поскользнуться
   пощёчина
   почерк
   поручик

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Может ли быть оправдана ложь?

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
10.02.2021 19:02:32
Автор: Умар Розенгарт

Может ли быть оправдана ложь? Именно таким вопросом задается автор текста.

В тексте А.И. Куприн рассказывает, как уже три года Ивана Семинюту незаслуженно оклеветали и лишили работы. Он живёт дикой, болезненной и страшной жизнью, ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. Данный пример демонстрирует, как жизнь человека обрушилась, стала никчемной, бедной.

Во время визита своей матери Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно, что он живет припеваючи. Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. Всё равно, он этого не замечает. Замечает мать, но она молчит.

Оба примера хорошо дополняют друг-друга и показывают то, что, несмотря на бедность и скудность, человек все же может и хочет поддерживать связь с родными. Иван Семенюта хочет через ложь убедить свою мать в том, что у него, якобы, все хорошо.

Позиция автора мне ясна. Он считает, что святая ложь, под которой он подразумевает ложь к матери, − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения. Также А.И. Куприн думает, что когда-нибудь судьба сменит свое свирепое лицо и в его жизнь преисполнится успехом.
Трудно не согласиться с мнением автора. Я думаю, если человек не теряет надежду на лучшее, помогает и проведывает своих близких, то рано или поздно его жизнь пойдет в гору.

Итак, к концу сочинения, хочется сказать, что иногда ложь имеет место в жизни человека и её можно оправдать, так как это может повлечь за собой лучший исход.
Количество слов - 249

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Умар!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, не пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована формально. Нужно обобщить примеры и показать их во взаимосвязи. Комментарий выполнен как пересказ. Вы очень плохо проанализировали примеры, ничего не написали о том, что делает автор в тексте.  

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Обнулен ввиду обнуления К3.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Итак, к концу сочинения, хочется сказать, что иногда ложь имеет место в жизни человека и её можно оправдать, так как это может повлечь за собой лучший исход.
1) Неточность. Какой исход? Вовсе не ясно.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Оба примера хорошо дополняют друг-друга и показывают то, что, несмотря на бедность и скудность, человек все же может и хочет поддерживать связь с родными.
1) Верно: друг друга.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Всё равно, он этого не замечает.
1) Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет.
1) Цитату нужно заключать в кавычки: это не Ваши, а чужие слова. Кроме этого, нет вводящих цитату слов.
Он считает, что святая ложь, под которой он подразумевает ложь к матери, − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения. Также А.И. Куприн думает, что когда-нибудь судьба сменит свое свирепое лицо и в его жизнь преисполнится успехом.
2) Нет кавычек.

Во время визита своей матери Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно, что он живет припеваючи.
3) Пропущен предлог "к".
Оба примера хорошо дополняют друг-друга и показывают то, что, несмотря на бедность и скудность, человек все же может и хочет поддерживать связь с родными. Иван Семенюта хочет через ложь убедить свою мать в том, что у него, якобы, все хорошо.
4) Нужно убрать "то". Ошибка в построении сложного предложения.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Также А.И. Куприн думает, что когда-нибудь судьба сменит свое свирепое лицо и в его жизнь преисполнится успехом.
1) Некорректное употребление местоимения. Чья жизнь? Куприна что ли? Жизнь персонажа.

Данный пример демонстрирует, как жизнь человека обрушилась, стала никчемной, бедной.
2) Канцеляризм.

Во время визита своей матери Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно, что он живет припеваючи. Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. Всё равно, он этого не замечает.
3) Повторы.
Иван Семенюта хочет через ложь убедить свою мать в том, что у него, якобы, все хорошо.
4) Некрасивая фраза. Лучше: обманом убедить мать.
Итак, к концу сочинения, хочется сказать, что иногда ложь имеет место в жизни человека и её можно оправдать, так как это может повлечь за собой лучший исход.
5) Уберите эту фразу. Оставьте только вводное слово "итак".

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста, содержательной частью сочинения и речевым оформлением эссе. Удачи!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку