Не путайте:
- Идти – прийти.
- Долина – равнина.
- Худший – лучший.
- Шествовать – шефствовать.
- Обаяние – обоняние.
- Эскалатор – Экскаватор.
- Хвастливый – хвостатый.
- Макать – вымокнуть.
- Расцвести – рассвести,
- Расцвет – рассвет.
Проблема истинных человеческих ценностей
-
Текст: А. Лиханов. Чего нам так не хватает.
(1) Чего нам так не хватает?
(2)А не хватает нам любви к детям. (3)Не хватает самоотверженности родительской, педагогической. (4)Не хватает сыновней, дочерней любви.
(5)Есть простая поговорка: «Как аукнется, так и откликнется». (6)Сколько положишь, столько и получишь. (7)Верные вроде бы формулы. (8)Только если следовать лишь им, добьёшься одного воспроизводства. (9)Для сеятеля это просто беда, когда зерна он снимет ровно столько же, сколько посеял. (10)Пахарь должен получить прибавок, только тогда он выживет, прокормит свою семью. (11)Так же точно и общество должно бы существовать. (12)Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, «посеянные» их родителями и наставниками. (13)Конечно, прибавок этот есть, но в каких пространствах? (14)В пространстве человеческих знаний, конечно. (15)В области технологий. (16)А как с духовностью? (17)Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику на ауканье. (18)И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия. (19) Грубее и жёстче отношения между самыми добрыми вроде бы людьми. (20)Исполнение долга в межчеловеческих отношениях уступает служебным обязанностям − там человек и обязательнее, и профессиональнее. (21)А любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу. (22)Впрочем, имущество порой дороже людей… (23)Что может быть печальней и горше! (24)Давно замечено: и лучшие, и худшие стороны человека выявляет беда. (25)Януш Корчак не только последние месяцы своего бытия, но и всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами. (26)Сиротство, эта библейски древняя форма человеческого одиночества, требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих гуманистов.
(27)Януш Корчак - первый из них; но не временем, пусть трагическим, измерено это первенство, а мерой его выбора, мерой честности.
(28)Мера эта − смерть.
(29)Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя. (30)Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. (31)И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей.
(32)Небольшая книжка Януша Корчака «Как любить ребёнка» − своеобразный манифест гуманизма. (33)Нестареющий завет, переданный в наши и грядущие времена из времён, как будто от нас удалённых и в то же время совершенно похожих, потому что речь идёт о любви к детям, а это ценность постоянная. (34)Духовная комфортность делает человека толстокожим, совершает в его сознании странные подвижки, когда ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят обочь. (35)Каждому рано или поздно воздаётся по заслугам, но часто − слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм. (36)Те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят, допустим, при достижении карьеры, бывают наказаны на краю этой карьеры, а ещё чаще − на краю собственной жизни − нелюбовью и недобротой окружающих.
(37)И пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперёд − от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадёт, как к чистому истоку, к этой последней заповеди Януша Корчака.
(По А.А. Лиханову*)
Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, лауреат Международной премии имени Януша Корчака.
Чтобы привлечь внимание читателя, автор рассуждает о последствиях недостатка духовности в обществе. Поколения дают “прибавки” в области знаний и технологий, но доброты и милосердия становится меньше. Из-за этого становятся “грубее и жёстче отношения между самыми добрыми вроде бы людьми”, любовь к детям “стала напоминать любовь к собственному имуществу”. Если эта духовная деградация будет продолжаться дальше, то общество просто вымрет, ведь только получая от нового поколения “прибавку” во всех сферах жизни, человечество сможет выжить и продолжить развиваться.
Не только на это обращает внимание автор, но и на опасность “духовной комфортности”, при которой “ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят обочь”. Забывая о добре и милосердии, человек не только теряет счастье, но и получает наказание, “часто – слишком поздно, когда ничего не исправишь”. Например, человек, пренебрегающий любовью и добротой ради карьеры, в конце жизни будет наказан “нелюбовью и недобротой окружающих”. Данный пример доказывает, что истинные ценности нельзя заменить ничем.
Оба примера, дополняя друг друга, показывают, что милосердие, доброта и любовь необходимы каждому в современном обществе, ведь без этих качеств не только люди станут несчастными, но и всё человечество может вымереть в духовном плане, что повлечёт за собой необратимые последствия. Взаимосвязанные примеры помогают понять позицию автора.
Альберт Анатольевич Лиханов считает, что подлинные человеческие ценности играют огромную роль в нашей жизни и что они необходимы в нашем современном мире. Без любви, милосердия и доброты счастливая жизнь и процветание общества невозможны.
Я разделяю позицию автора. Действительно, истинные ценности нужны людям. Так, в произведении Экзюпери “Маленький принц” главный герой отправляется в путешествие на другие планеты, чтобы понять, как обрести счастье и в чем заключается смысл жизни. На Земле он узнал, что такое настоящая дружба благодаря мудрому Лису. Маленький принц, понял, как сильно он ценит и любит свою Розу. Обретя эти ценности, герой стал счастливым.
Можно сделать вывод, что нельзя забывать о дружбе, милосердии и любви ни при каких обстоятельствах.
Здравствуйте, Максим! Благодарю Вас за прекрасное, глубокое сочинение! В К10 Отмечу лишь некоторые речевые шероховатости, поскольку хочу, чтобы Вы довели до совершенства собственный текст!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Маленький принц, понял, как сильно он ценит и любит свою Розу. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.
Поколения дают “прибавки” в области знаний и технологий, но доброты и милосердия становится меньше. Из-за этого становятся “грубее и жёстче отношения между самыми добрыми вроде бы людьми”, любовь к детям “стала напоминать любовь к собственному имуществу”. |
Поколения дают “прибавки” в области знаний и технологий, но доброты и милосердия сегодня всё меньше. Из-за этого становятся “грубее и жёстче отношения между самыми добрыми вроде бы людьми”, любовь к детям “стала напоминать любовь к собственному имуществу”. |
Данный пример доказывает, что истинные ценности нельзя заменить ничем. |
Оба примера, дополняя друг друга, показывают, что милосердие, доброта и любовь необходимы каждому в современном обществе, ведь без этих качеств не только люди станут несчастными, но и всё человечество может вымереть в духовном плане, что повлечёт за собой необратимые последствия. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: поработайте над речевыми недочетами, проверяйте текст на пунктуационные ошибки, и высокий балл за сочинение у Вас будет! Так держать! Присылайте новые работы - с удовольствием проверим! Удачи на экзамене!