Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как люди проявляют себя на войне?

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



27.01.2021 10:19:02
Автор: Анастасия Романова

          Как люди проявляют себя на войне? Именно эта проблема находится в центре внимания
Г. Бакланова.
          Размышляя над этим вопросов, автор описывает ситуацию, когда солдат Долговушин, оказавшись
со старшиной под обстрелом, трусливо сбегает и насмехается над своим наставником, который
подсказывал, куда надо ползти, пытаясь защитить подопечного: «Правей
ползи», — вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым". На этом
примере видно, как человек проявляет свою трусливость и эгоизм по отношению к тем людям, кото-
рые заботятся о нем.
           Далее, чтобы показать, что человек также способен и на героический поступок, автор обращает
внимание на старшину Пономарева во время неожиданной атаки немцев, который погиб,
всеми силами стараясь уберечь Долговушина. Подсказав безопастный путь, старшина успокоился,
что солдату удалось сбежать: «Услышал!» — радостно подумал Пономарёв".
          Оба эти примера, взаимно дополняющие друг друга помогают понять, что на войне один человек
может проявить малодушие, а другой - геройство.
          Г. Бакланов считает, что люди по-разному ведут себя на войне.
          Я согласна с авторской позицией и считаю, что война раскрывает истинный характер человека,
показывая его достоинства. Для обоснования своей позиции приведу пример из читательского опыта.
          В рассказе Л. Кассиля речь идет о солдате, который узнав, что телеграфный кабель, с помощью
которого установливалась связь между советскими армиями повредился, отправляется его чинить на
оккупированную немцами территорию. Ценой своей жизни ему удается восстановить связь. Этот
пример показывает, что человек способен проявить свои лучшие качества и совершить героический
подвиг.
          В заключение хочется подчеркнуть, что война - страшное время, когда человек либо жертвует
чем-то ради спасения страны и окружающих, либо трусливо оберегает только себя. Хочется верить, что
люди будут заботиться о других и в мирное время.

Количество слов - 265

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте,  Анастасия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно. Анастасия, обратите внимание на свою формулировку проблемы, которая не отвечает одному из признаков правильного проблемного вопроса.

Как люди проявляют себя на войне?
Проблемным вопрос становится тогда, когда на него нет однозначного ответа, каждый человек может высказать свое мнение по этому вопросу, опираясь на собственные нравственные установки. На Ваш вопрос можно ответить однозначно: люди проявляют себя на войне по-разному.  Вы понимаете, что ответ очевиден. В чем проблема-то? Неужели автор написал текст ради такой однозначной идеи? Конечно же, нет. Анастасия, добавьте в вопрос оценочные слова, чтобы сделать его проблемным:
Как нужно вести себя на войне? Тогда в вопросе и в позиции автора будет нравственная оценка, а Ваше сочинение действительно будет отвечать признакам текста-рассуждения.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно, но, как я сказала выше, не содержит нравственной оценки.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Я согласна с авторской позицией и считаю, что война раскрывает истинный характер человека,
показывая его достоинства.
В обосновании Вы уходите от тезиса и пишите о том, как война влияет на человека, т.е. переходите на другой предмет речи. Так делать нельзя. Война может показывать и недостатки человека.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Размышляя над этим вопросов, автор описывает ситуацию, когда солдат Долговушин, оказавшись
со старшиной под обстрелом, трусливо сбегает и насмехается над своим наставником, который
подсказывал, куда надо ползти, пытаясь защитить подопечного: «Правей
ползи», — вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым".
1) В начале комментария Вы обязаны представить персонажей, ввести эксперта в ситуацию. Пока получился логический провал: Вы прыгнули с места в карьер. Как это можно исправить?
Рассуждая о проблеме, автор противопоставляет поведение двух солдат во время Великой Отечественной войны - повозочного Долговушина и старшины Пономарёва, который, стараясь перевоспитать «безропотного», «молчаливо-старательного» бойца, повел его на наблюдательный пункт.

Хочется верить, что
люди будут заботиться о других и в мирное время.
2) При чем тут мирное время, если Вы пишете о поведении людей на войне? Уходите на другой предмет речи.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Оба эти примера, взаимно дополняющие друг друга помогают понять, что на войне один человек
может проявить малодушие, а другой - геройство.
1) Не обособлен причастный оборот.
В рассказе Л. Кассиля речь идет о солдате, который узнав, что телеграфный кабель, с помощью
которого установливалась связь между советскими армиями повредился, отправляется его чинить на
оккупированную немцами территорию.
2) Не обособлено деепричастие.
3) Не обособлено придаточное предложение.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Размышляя над этим вопросов, автор описывает ситуацию, когда солдат Долговушин, оказавшись
со старшиной под обстрелом, трусливо сбегает и насмехается над своим наставником, который
подсказывал, куда надо ползти, пытаясь защитить подопечного: «Правей
ползи», — вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым".
1) Верно: вопросом.

Размышляя над этим вопросов, автор описывает ситуацию, когда солдат Долговушин, оказавшись
со старшиной под обстрелом, трусливо сбегает и насмехается над своим наставником, который
подсказывал, куда надо ползти, пытаясь защитить подопечного: «Правей
ползи», — вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым".
2) Временной разнобой. Говоря о поступках персонажей, используйте глаголы в прошедшем времени:А когда говорите об авторе, используйте формы настоящего времени. Так стиль рассуждения станет более гладким.
Далее, чтобы показать, что человек также способен и на героический поступок, автор обращает
  внимание на старшину Пономарева во время неожиданной атаки немцев, который погиб,
всеми силами стараясь уберечь Долговушина
3) Обращает внимание на поведение Пономарева, который погиб во время неожиданной атаки немцев, всеми силами стараясь спасти Долговушина.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Размышляя над этим вопросов, автор описывает ситуацию, когда солдат Долговушин, оказавшись
со старшиной под обстрелом, трусливо сбегает и насмехается над своим наставником, который
подсказывал, куда надо ползти, пытаясь защитить подопечного: «Правей
ползи», — вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым".
1) Несочетаемость. Корректно: автор приводит в пример эпизод из жизни солдата Долгвушина.
На этом
примере видно, как человек проявляет свою трусливость и эгоизм по отношению к тем людям, кото-
рые заботятся о нем.
2) Лучше: поведение Долговушина позволяет понять, что.../ Этот пример говорит о том, что...
Далее, чтобы показать, что человек также способен и на героический поступок, автор обращает
  внимание на старшину Пономарева во время неожиданной атаки немцев, который погиб,
всеми силами стараясь уберечь Долговушина
3) Верно: обращение внимание на поведение или поступок Пономарева.
Оба эти примера, взаимно дополняющие друг друга помогают понять, что на войне один человек
может проявить малодушие, а другой - геройство.
4) Очень неудачное клише. Оба примера, дополняя друг друга, .....
5) Корректно: героизм.
Этот
пример показывает, что человек способен проявить свои лучшие качества и совершить героический
подвиг.
6) Плеоназм.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

На этом
примере видно, как человек проявляет свою трусливость и эгоизм по отношению к тем людям, кото-
рые заботятся о нем.
В поведении старшины проявляется не забота, а желание спасти жизнь боевому товарищу. Это разные вещи. И какие такие люди? В центре внимания автора и читателя два персонажа.

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над формулировкой проблемы,  позиции автора, логикой, пунктуацией, речью.

Удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 18

Возврат к списку