Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как люди проявляют себя на войне?

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

26.01.2021 14:31:46
Автор: Анастасия Романова

          Как люди проявляют себя на войне? Эта проблема находится в центре внимания В. Тендрякова.
          Размышляя над этим вопросом, автор описывает ситуацию, когда главный герой крадет хлеб,
с корыстной целью утаить от друзей еду и утолить только свое чувство голода: "Старшина на
секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе
на плечо". На этом примере видно, что рассказчик эгоистично повел себя по отношению к своим товарищам, которые также страдали от недоедания, как и он.
          Далее В. Тендряков, чтобы показать, что есть люди, которые несмотря на экстримальные условия
могут поступать великодушно, обращает внимание на реакцию сослуживцев рассказчика, которые
вопреки разочарованию, не стали его бить: "Не бойся!", "Бить тебя… Руки пачкать."
          Таким образом, оба эти примера, взаимно дополняющие друг друга, помогают понять, что солдаты, находящиеся в равных условиях, могут по-разному вести себя по отношению друг к другу.
          Автор считает, что одни люди на войне поступают трусливо, а другие - благородно.
          Я согласна с мнением В. Тендрякова и полагаю, что человеку необходимо постоянно думать о
близких людях. Для обоснования своей позиции приведу пример из читательского опыта.
          В рассказе Л.А. Кассиля "Линия связи" речь идет о мужественном подвиге солдата, который
отправился чинить порванный кабель на оккупированную немцами территорию, чтобы восстановить
связь между войсками. В результате, он погиб, но помог своим друзьям. Это показывает, как человек, находясь на войне, может пожертвовать своей жизнью ради спасения армии.
          В заключение хочется отметить, что война раскрывает истинные качества человека, как хорошие,
так и плохие. Хочется верить, что люди будут бороться со своими низменными наклонностями ради
благополучия окружающих.
          
Количество слов - 260

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Анастасия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

На мой взгляд, проблема обозначена очень широко, но я её засчитаю.

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована поверхностно.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Автор считает, что одни люди на войне поступают трусливо, а другие - благородно.

Это очевидный факт, что люди ведут себя по-разному. Не думаю, что ради этой мысли создавался текст.

Совет: начинайте работу с художественными текстами с определения позиции автора. Для этого нужно анализировать текст. Если позиция автора сформулирована правильно, не составит труда задать вопрос к формулировке. Такой вопрос и является проблемой. Проблема и позиция автора соотносятся как вопросно-ответное единство.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Так как К3  - 0 баллов, следовательно К4 тоже 0 баллов.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

 Таким образом, оба эти примера, взаимно дополняющие друг друга, помогают понять, что солдаты, находящиеся в равных условиях, могут по-разному вести себя по отношению друг к другу.
Логическая ошибка. Нарушение причинно-следственных связей. Поведение героев разное, почему же  тогда Вы говорите о дополняющих друг друга примерах?
Размышляя над этим вопросом, автор описывает ситуацию, когда главный герой крадет хлеб,
с корыстной целью утаить от друзей еду и утолить только свое чувство голода: "Старшина на
секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе
на плечо".
Поскольку текст художественный и позиция автора не выражена прямо, нелогично использовать деепричастие "размышляя".  
В заключение хочется отметить, что война раскрывает истинные качества человека, как хорошие,
так и плохие. Хочется верить, что люди будут бороться со своими низменными наклонностями ради
благополучия окружающих.

Вывод выглядит неубедительно и нелогично.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Снижение балла по критерию К10 влечёт за собой снижение по К6.

К7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Далее В. Тендряков, чтобы показать, что есть люди, которые несмотря на экстримальные условия могут поступать великодушно, обращает внимание на реакцию сослуживцев рассказчика, которые вопреки разочарованию, не стали его бить: "Не бойся!", "Бить тебя… Руки пачкать."
ЭкстрЕмальный (слово "экстрИм" не является проверочным).

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Ошибок нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибок нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

На этом примере видно, что рассказчик эгоистично повел себя по отношению к своим товарищам, которые также страдали от недоедания, как и он.
На мой взгляд, нарушена лексическая сочетаемость.
На этом примере видно, что рассказчик эгоистично повел себя по отношению к своим товарищам, которые также страдали от недоедания, как и он.   Далее В. Тендряков, чтобы показать, что есть люди, которые несмотря на экстримальные условия могут поступать великодушно, обращает внимание на реакцию сослуживцев рассказчика, которые вопреки разочарованию, не стали его бить: "Не бойся!", "Бить тебя… Руки пачкать."
Повторы.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментированием проблемы. Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку