Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как люди проявляют себя на войне?

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

26.01.2021 14:31:46
Автор: Анастасия Романова

          Как люди проявляют себя на войне? Эта проблема находится в центре внимания В. Тендрякова.
          Размышляя над этим вопросом, автор описывает ситуацию, когда главный герой крадет хлеб,
с корыстной целью утаить от друзей еду и утолить только свое чувство голода: "Старшина на
секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе
на плечо". На этом примере видно, что рассказчик эгоистично повел себя по отношению к своим товарищам, которые также страдали от недоедания, как и он.
          Далее В. Тендряков, чтобы показать, что есть люди, которые несмотря на экстримальные условия
могут поступать великодушно, обращает внимание на реакцию сослуживцев рассказчика, которые
вопреки разочарованию, не стали его бить: "Не бойся!", "Бить тебя… Руки пачкать."
          Таким образом, оба эти примера, взаимно дополняющие друг друга, помогают понять, что солдаты, находящиеся в равных условиях, могут по-разному вести себя по отношению друг к другу.
          Автор считает, что одни люди на войне поступают трусливо, а другие - благородно.
          Я согласна с мнением В. Тендрякова и полагаю, что человеку необходимо постоянно думать о
близких людях. Для обоснования своей позиции приведу пример из читательского опыта.
          В рассказе Л.А. Кассиля "Линия связи" речь идет о мужественном подвиге солдата, который
отправился чинить порванный кабель на оккупированную немцами территорию, чтобы восстановить
связь между войсками. В результате, он погиб, но помог своим друзьям. Это показывает, как человек, находясь на войне, может пожертвовать своей жизнью ради спасения армии.
          В заключение хочется отметить, что война раскрывает истинные качества человека, как хорошие,
так и плохие. Хочется верить, что люди будут бороться со своими низменными наклонностями ради
благополучия окружающих.
          
Количество слов - 260

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Анастасия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

На мой взгляд, проблема обозначена очень широко, но я её засчитаю.

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована поверхностно.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Автор считает, что одни люди на войне поступают трусливо, а другие - благородно.

Это очевидный факт, что люди ведут себя по-разному. Не думаю, что ради этой мысли создавался текст.

Совет: начинайте работу с художественными текстами с определения позиции автора. Для этого нужно анализировать текст. Если позиция автора сформулирована правильно, не составит труда задать вопрос к формулировке. Такой вопрос и является проблемой. Проблема и позиция автора соотносятся как вопросно-ответное единство.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Так как К3  - 0 баллов, следовательно К4 тоже 0 баллов.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

 Таким образом, оба эти примера, взаимно дополняющие друг друга, помогают понять, что солдаты, находящиеся в равных условиях, могут по-разному вести себя по отношению друг к другу.
Логическая ошибка. Нарушение причинно-следственных связей. Поведение героев разное, почему же  тогда Вы говорите о дополняющих друг друга примерах?
Размышляя над этим вопросом, автор описывает ситуацию, когда главный герой крадет хлеб,
с корыстной целью утаить от друзей еду и утолить только свое чувство голода: "Старшина на
секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе
на плечо".
Поскольку текст художественный и позиция автора не выражена прямо, нелогично использовать деепричастие "размышляя".  
В заключение хочется отметить, что война раскрывает истинные качества человека, как хорошие,
так и плохие. Хочется верить, что люди будут бороться со своими низменными наклонностями ради
благополучия окружающих.

Вывод выглядит неубедительно и нелогично.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Снижение балла по критерию К10 влечёт за собой снижение по К6.

К7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Далее В. Тендряков, чтобы показать, что есть люди, которые несмотря на экстримальные условия могут поступать великодушно, обращает внимание на реакцию сослуживцев рассказчика, которые вопреки разочарованию, не стали его бить: "Не бойся!", "Бить тебя… Руки пачкать."
ЭкстрЕмальный (слово "экстрИм" не является проверочным).

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Ошибок нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибок нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

На этом примере видно, что рассказчик эгоистично повел себя по отношению к своим товарищам, которые также страдали от недоедания, как и он.
На мой взгляд, нарушена лексическая сочетаемость.
На этом примере видно, что рассказчик эгоистично повел себя по отношению к своим товарищам, которые также страдали от недоедания, как и он.   Далее В. Тендряков, чтобы показать, что есть люди, которые несмотря на экстримальные условия могут поступать великодушно, обращает внимание на реакцию сослуживцев рассказчика, которые вопреки разочарованию, не стали его бить: "Не бойся!", "Бить тебя… Руки пачкать."
Повторы.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментированием проблемы. Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку