Запомни!
Нет удвоенных согласных в словах:
гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.Как люди проявляют себя на войне?
-
Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок
(1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.
(7)Через полчаса старшина вернулся.
– (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.
(13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.
(17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!
(21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!
(25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.
– (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!
(31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.
– (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!
(35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.
(37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:
– (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.
(39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.
– (41)Да что с ним разговаривать!
(42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.
– (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.
(48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.
(50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.
(55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.
(По В.Ф. Тендрякову*)
*Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.
Размышляя над этим вопросом, автор описывает ситуацию, когда главный герой крадет хлеб,
с корыстной целью утаить от друзей еду и утолить только свое чувство голода: "Старшина на
секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе
на плечо". На этом примере видно, что рассказчик эгоистично повел себя по отношению к своим товарищам, которые также страдали от недоедания, как и он.
Далее В. Тендряков, чтобы показать, что есть люди, которые несмотря на экстримальные условия
могут поступать великодушно, обращает внимание на реакцию сослуживцев рассказчика, которые
вопреки разочарованию, не стали его бить: "Не бойся!", "Бить тебя… Руки пачкать."
Таким образом, оба эти примера, взаимно дополняющие друг друга, помогают понять, что солдаты, находящиеся в равных условиях, могут по-разному вести себя по отношению друг к другу.
Автор считает, что одни люди на войне поступают трусливо, а другие - благородно.
Я согласна с мнением В. Тендрякова и полагаю, что человеку необходимо постоянно думать о
близких людях. Для обоснования своей позиции приведу пример из читательского опыта.
В рассказе Л.А. Кассиля "Линия связи" речь идет о мужественном подвиге солдата, который
отправился чинить порванный кабель на оккупированную немцами территорию, чтобы восстановить
связь между войсками. В результате, он погиб, но помог своим друзьям. Это показывает, как человек, находясь на войне, может пожертвовать своей жизнью ради спасения армии.
В заключение хочется отметить, что война раскрывает истинные качества человека, как хорошие,
так и плохие. Хочется верить, что люди будут бороться со своими низменными наклонностями ради
благополучия окружающих.
Здравствуйте, Анастасия!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
На мой взгляд, проблема обозначена очень широко, но я её засчитаю.
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована поверхностно.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.
Автор считает, что одни люди на войне поступают трусливо, а другие - благородно. |
Это очевидный факт, что люди ведут себя по-разному. Не думаю, что ради этой мысли создавался текст.
Совет: начинайте работу с художественными текстами с определения позиции автора. Для этого нужно анализировать текст. Если позиция автора сформулирована правильно, не составит труда задать вопрос к формулировке. Такой вопрос и является проблемой. Проблема и позиция автора соотносятся как вопросно-ответное единство.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Так как К3 - 0 баллов, следовательно К4 тоже 0 баллов.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Ошибки:
Таким образом, оба эти примера, взаимно дополняющие друг друга, помогают понять, что солдаты, находящиеся в равных условиях, могут по-разному вести себя по отношению друг к другу. |
Размышляя над этим вопросом, автор описывает ситуацию, когда главный герой крадет хлеб, с корыстной целью утаить от друзей еду и утолить только свое чувство голода: "Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо". |
В заключение хочется отметить, что война раскрывает истинные качества человека, как хорошие, так и плохие. Хочется верить, что люди будут бороться со своими низменными наклонностями ради благополучия окружающих. |
Вывод выглядит неубедительно и нелогично.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Снижение балла по критерию К10 влечёт за собой снижение по К6.
К7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки:
Далее В. Тендряков, чтобы показать, что есть люди, которые несмотря на экстримальные условия могут поступать великодушно, обращает внимание на реакцию сослуживцев рассказчика, которые вопреки разочарованию, не стали его бить: "Не бойся!", "Бить тебя… Руки пачкать." |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
Ошибок нет.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.
Ошибок нет.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Ошибки:
На этом примере видно, что рассказчик эгоистично повел себя по отношению к своим товарищам, которые также страдали от недоедания, как и он. |
На этом примере видно, что рассказчик эгоистично повел себя по отношению к своим товарищам, которые также страдали от недоедания, как и он. Далее В. Тендряков, чтобы показать, что есть люди, которые несмотря на экстримальные условия могут поступать великодушно, обращает внимание на реакцию сослуживцев рассказчика, которые вопреки разочарованию, не стали его бить: "Не бойся!", "Бить тебя… Руки пачкать." |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки:
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментированием проблемы. Желаю удачи!