Запомни!
Насколько активными могут быть пожилые люди?
-
Текст: Б. Екимов. С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню...
(1)С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню. (2)Городской гостёк, внук бабы Дуни Станогиной, прямиком полетел к своему двору.
(3)Обедали во дворе, под раскидистым клёном. (4)Баба Дуня кислым молочком обошлась и, пока мальчик ел, успела курам зерна сыпануть, кошке молока налила, сходила в погреб, в сарай.
(5)Бабе Дуне годков уже было немало, но, как и прежде, управлялась она с огородом и скотиною, летом принимала городских внуков на хуторское житьё. (6)Осенью прибаливала.
(7) Мальчик ел, а баба Дуня села напротив него, принялась за вязанье.
(8) Они сидели друг против друга, стар и млад: внучек — городское дитя, белолицее, и баба Дуня — с большими лопатистыми руками, тёмным ликом, и лишь глаза её из-под белого платка играли молодо.
(9) Мальчик рассказал о рыбалке, а потом спросил:
— А у тебя тут какие новости?
— (10)Какие наши новости, — засмеялась баба Дуня. — (11)У Митревны ворона утёнка стянула, вот и все новости.
(12)И вдруг вспомнила, всплеснула руками.
— (13)3амрачаюсь умом! (14)Как же, есть у нас новости, есть! (15)Мы уж с Митревной тебя ждали. (16)Говорю, внук приедет, он нам раздиктует. (17)Город такой — Кардабон — где находится? (18)На близу или далёко?
— (19)Не слыхал... — пожал мальчик плечами. — (20)Наверное, ошиблись.
— (21)Нет, он у меня на слуху стоит — Кардабон.
— (22)По радио, что ль, слыхали?
— (23)Какое радио... (24)Женщина с дитём по хутору ходила, собирала...
— (25)Милостыню, что ли? (26)Нищая?..
— (27)Ну да, в попросях. (28)Но она не нищая. (29)Беда у них приключилась. (30)Говорит, жила она в этом городе Кардабон. (31)И такая беда: земля похитнулася, и из неё огнём вдарило. (32)С чем из дома выбежали, с тем и остались. (33)А ныне их к нам привезли, на квартиры становить.
— (34)Куда? — удивился мальчик. — (35)На хутор?
— (36)Да где у нас-то квартиры? (37)Может, на станцию... (38)Женщина с дитём. (39)Такая беда. (40)Говорит, из земли огнём вдарило и всё пожгло.
— (41)Вулкан, что ли? — догадался мальчик.
— (42)Во, во! — взволновалась баба Дуня. — (43)Так-то и она говорила. (44)А город я запомнила, Кардабон.
— (45)И вы ей подали?
— (46)Конечно. (47)Деньгами я дала три рубля, сала отрезала, яичек положила.
— (48)Да-а... — протянул внук осуждающе. — (49)Обманщица она, бабаня. (50)Как ты не понимаешь?
— (51)Господь с тобой, — замахала руками баба Дуня.
— (52)Никакого Кардабона нет. (53)Нет такого города.
— (54)Как нет? — недоумённо воззрилась на внука баба Дуня. — (55)Я помню, она много раз говорила: Кардабон. (56)Митревна — живой свидетель.
— (57)Не-ет, — протяжно и настойчиво повторил внук. — (58)Обманула она вас, и всё.
— (59)Да ты, может, не знаешь, — сказала баба Дуня. — (60)Их, городов, по земле страсть как много.
— (61)А такого нет, и вулканов у нас действующих нет — только за границей.
— (62)Может, оттуда? — нерешительно произнесла баба Дуня.
— (63)Оттуда не пустят, — решительно возразил внук. — (64)В честь чего это к нам повезут?
— (65)А почему? (66)У нас и хлебец, и молочко, грех жаловаться.
— (67)Ну, ты даёшь, бабуня! (68)Ну как тебя убедить? (69)У тебя карта есть?
(70)Баба Дуня недолго подумала.
— (71)В чулане погляди: там старые книжки сохраняются. (72)Ещё отец твой учился, Маруся, Ксеня.
(73)Мальчик сходил в чулан, принёс оттуда школьную карту и разложил её на столе. (74)Баба Дуня почтительно склонилась над пожелтевшим листком.
(75)А внук объяснял:
— Вот видишь, наша страна. (76)Мы тут живём, на Дону. (77)И нигде тут вулканов нет. (78)Вот здесь, — прошёл он пальцем длинный путь, — на Камчатке, есть вулкан, но он сейчас не действует. (79)И вот, погляди, нет никакого Кардабона. (80)Она и придумала-то какое-то название иностранное — получше соврать не могла. (81)А вы всему верите.
— (82) Она слезьми кричала...
— (83)Ну и что? (84)Притворилась, да и всё. (85)Пять минут поплакала и заработала. (86)Ей же не только ты подала.
— (87)Все, все. (88)Митревна денег дала, носки пуховые. (89)Валентина платье да туфли неношеные. (90)По всем дворам. (91)Одёжей и деньгами, о харчах не говоря.
— (92)Вот так, — вздохнул теперь внук. — (93)3а час — десять пенсий твоих заработала. (94)Притворилась, и всё.
— (95)Ну да... — всё равно не поверила баба Дуня. — (96)Вот такими слезьми плакала, взаправдашними.
— (97)Ох, бабаня, бабаня... (98)Тебе разве докажешь. (99)Обманывают вас, кому не лень. (100)И тот пьяница, ты сама говорила, погорелец.
— (101)Ашаул... — засмеялась баба Дуня и снова принялась за вязание. — (102)Тот на станции попался — милиция его защемила.
— (103)На станции, да не у вас. (104)А вы тоже подавали.
— (105)Подавали, — согласилась баба Дуня. — (106)А как же... (107)Человек говорит: сгорели, детям негде прислониться.
— (108)Да мало ли кто о чём говорит! — разозлился внук. — (109)Разоблачать их надо, а не подавать. (110)А вы как маленькие...
(111)Баба Дуня вздохнула, задумалась, и взгляд её отуманился.
— (112)А ежели взаправду? (113)Не приведи Господь... — проговорила она, отложила вязанье и стала прибирать со стола.
(114)Внук ушёл в дом. (115)А на столе лежала старая карта. (116)И прежде чем закрыть её и унести в чулан, баба Дуня склонилась над пожелтевшим листком. (117)Она ничего там не искала, лишь пощурилась. (118)И чудилось ей, что был, где-то был неведомый город Кардабон — живая беда.
(По Б. Екимову)
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленному вопросу автор повествует о бабушке лирического героя. Баба Дуня «пока мальчик ел, успела курам зерна сыпануть, кошке молока налила, сходила в погреб, в сарай.». Эта фраза дает читателю понять, что многие пожилые люди остаются бодры как дети несмотря на свой возраст.
Внимания заслуживает и другая фраза из текста. : «Бабе Дуне годков уже было немало, но, как и прежде, управлялась она с огородом и скотиною, летом принимала городских внуков на хуторское житьё.» Из этой фразы видно, что старики способны на многое.
Эти примеры взаимосвязаны. Дополняя друг друга они дают читателю понять, что престарелое поколение довольно активны.
Позиция автора такова: многие люди в возрасте могут быть энергичнее своих потомков.
Я согласна с автором данного текста и также убеждена в том, что старческое поколение все еще полны сил. Подтверждение этой мысли можно найти в произведении Шарля Перо «Красная Шапочка». В нем бабушка главной героини живет одна в собственном доме. Ведет свой быт и занимается хозяйством.
В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну, что пожилые люди не беспомощны. Они могут быть весьма самостоятельными.
Здравствуйте, Кефмр!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 0 баллов..
К большому сожалению, проблема определена неверно. Это обстоятельство сразу влечёт за собой целую череду неприятностей: Вы теряете все баллы за первую группу критериев "Содержание сочинения" (К1-К4 - 0 баллов).
Чтобы такого не происходило, нужно внимательно читать текст, погружаться в него, пытаться понять авторский замысел (позицию) и уже исходя из авторской позиции, помня о вопросно-ответном единстве "проблема-авторская позиция", формулировать проблему. Надеюсь, что Вы не думаете, что Б. Екимов создал текст ради того, чтобы ответить на этот вопрос: "Насколько активными могут быть пожилые люди?".
K2 - Комментарий + 0 баллов.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки:
Логически незавершённым выглядит вступление, в котором Вы обозначаете проблему:
Насколько активными могут быть пожилые люди? Именно на этот вопрос отвечает Б. Екимов. |
K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.
Работа не характеризуется точностью выражения мысли и разнообразием грамматического строя.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Баба Дуня ЗПТ «пока мальчик ел, успела курам зерна сыпануть, кошке молока налила, сходила в погреб, в сарай.». |
Лишний знак завершения (точка должна быть поставлена после кавычек).
Эта фраза дает читателю понять, что многие пожилые люди остаются бодры ЗПТ как дети ЗПТ несмотря на свой возраст. |
Не обособлен оборот с "несмотря на...".
Внимания заслуживает и другая фраза из текста. : «Бабе Дуне годков уже было немало, но, как и прежде, управлялась она с огородом и скотиною, летом принимала городских внуков на хуторское житьё.» |
Дополняя друг друга ЗПТ они дают читателю понять, что престарелое поколение довольно активны. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Дополняя друг друга они дают читателю понять, что престарелое поколение довольно активны. |
Я согласна с автором данного текста и также убеждена в том, что старческое поколение все еще полны сил. |
В нем бабушка главной героини живет одна в собственном доме. Ведет свой быт и занимается хозяйством. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Ошибки:
Дополняя друг друга они дают читателю понять, что престарелое поколение довольно активны. |
Я согласна с автором данного текста и также убеждена в том, что старческое поколение все еще полны сил. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 0 баллов.
Кефмр, очень хочу верить в то, что Вы уважительно относитесь к старшему поколению, но как бы я ни старалась избавиться от мысли о несколько циничном взгляде, не смогла этого сделать, поэтому Вы теряете балл за критерий, который, по мнению многих экспертов, учителей и учеников, является бонусным, потому что за него, как правило, всегда получают балл. Подумайте об этом.
За героиню текста становится обидно и больно, когда читаешь сочинение.
Привлечение сказки Шарля Перро "Красная Шапочка" меня укрепило в решении снять балл по критерию К11:
Я согласна с автором данного текста и также убеждена в том, что старческое поколение все еще полны сил. Подтверждение этой мысли можно найти в произведении Шарля Перо «Красная Шапочка». В нем бабушка главной героини живет одна в собственном доме. Ведет свой быт и занимается хозяйством. |
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов.
Ошибки:
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленному вопросу автор повествует о бабушке лирического героя. |
Подтверждение этой мысли можно найти в произведении Шарля Перо «Красная Шапочка» |
Общие рекомендации: следует усилить работу над всеми элементами сочинения, особенно компонентами содержания (проблема - комментарий - позиция автора - отражение позиции автора - отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Желаю удачи!