Запомни!
- Не кто иной, как.
- Не что иное, как.
- Не кто другой, как.
- Не что другое, как.
Проблема сохранения памятников
-
Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры(1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.
(2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.
(3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.
(5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».
(6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.
(7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!
(15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.
(18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь
на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.
(21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.
(33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
ева.
Размышляя над этим вопросом, В.П. Катаев обращает внимание на рассказчика, для которого
исчезновение привычного для глаза памятника Пушкину - причина переживаний: "До сих болезненно
ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял
пустой монастырь." На этом примере мы видим, что человек тяжело переживает изменения окружа-
ющей среды, ставшей для него родной. Далее автор, чтобы показать, что упразднение исторических
памятников чревато утратой памяти об облике места, отмечает удивление и разочарова-
ние рассказчика при виде знакомых ему ранее мест: "Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо
идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении". Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга помогают
понять, что ликвидация памятников культуры влечет за собой негативные последствия для человека:
переживания и забвение знакомых мест.
Автор считает, что памятники культуры необходимо сохранять во все времена.
Я согласна с мнением В.П.Катаева и считаю, что памятники служат для нашего поколения
источником знаний о событиях прошлых эпох, о героических поступках наших предков, защищавших
страну во время войн. Для обоснования своей позиции приведу пример из общественной жизни.
Во многих городах России существует большое количество памятников героям, оборонявшим
страну во время Великой Отчечественной войны. Жертвуя своими жизнями, они спасли мирное населе-
ние и не допустили вторжения иноземных захватчиков. На данном примере видно, что именно благодаря памятным доскам, монументам и прочим вещественным проявлениям благодарности воевавшим
людям, мы никогда не забудем их неимоверных стараний и усилий защитить Отечество.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что память об ушедших эпохах, сохраненная в куль-
турных памятниках, составляет богатство и наследие русского народа.
Здравствуйте, Анастасия!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно. Старайтесь при формулировке проблемы не использовать частицу ли. Формулировка должна носить проблемный характер. Проблема - это всегда обобщение.
K2 - Комментарий + 0 баллов
Не нужно увлекаться цитированием! Вы практически заменили комментарий большими цитатами. Это опасный путь.
Оцениваю комментарий строго.
Пример 1 в сочинении не указан, не пояснен (если мы уберём цитату, пример исчезнет. Странно получается: Вы как будто поясняете пример, но примера по сути нет).
Пример 2 не указан, не пояснен.
Можем ли мы говорить о взаимосвязи между примерами и анализе связи, если примеров нет?
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса. Обоснование содержит фактическую ошибку. Это отражено в критерии К12.
Для обоснования своей позиции приведу пример из общественной жизни. |
Вижу эту фразу в Ваших работах не первый раз. Она не очень удачная.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки:
Нарушение абзацного членения отношения к позиции автора по проблеме исходного текста. Пример вынесен в отдельный абзац.
Для обоснования своей позиции приведу пример из общественной жизни. Во многих городах России существует большое количество памятников героям, оборонявшим страну во время Великой Отчечественной войны. |
Ошибки:
На этом примере мы видим, что человек тяжело переживает изменения окружающей среды, ставшей для него родной. |
Окружающая среда — обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние.
Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга помогают понять, что ликвидация памятников культуры влечет за собой негативные последствия для человека: переживания и забвение знакомых мест. |
На данном примере видно, что именно благодаряпамятным доскам, монументам и прочим вещественным проявлениям благодарности воевавшим людям, мы никогда не забудем их неимоверных стараний и усилий защитить Отечество. |
Неточное выражение мысли.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
Ошибки:
Великой Отчечественной войны. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Ошибки:
Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга ЗПТ помогают понять, что ликвидация памятников культуры влечет за собой негативные последствия для человека: переживания и забвение знакомых мест. |
Ошибки:
Жертвуя своими жизнями, они спасли мирное население и не допустили вторжения иноземных захватчиков. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Ошибки:
Далее автор, чтобы показать, что упразднение исторических памятников чревато утратой памяти об облике места, отмечает удивление и разочарование рассказчика при виде знакомых ему ранее мест |
Нарушение лексической сочетаемости.
На данном примере видно, что именно благодаря памятным доскам, монументам и прочим вещественным проявлениям благодарности воевавшим людям, мы никогда не забудем их неимоверных стараний и усилий защитить Отечество. |
Употребление слова в несвойственном ему значении. Нарушение лексической сочетаемости.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов
Ошибки:
Текст Катаева относится к публицистическому стилю, поэтому писать о рассказчике некорректно.
Размышляя над этим вопросом, В.П. Катаев обращает внимание на рассказчика, для которого исчезновение привычного для глаза памятника Пушкину - причина переживаний: |
Жертвуя своими жизнями, они спасли мирное население и не допустили вторжения иноземных захватчиков. |
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, речевым оформлением.