Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема войны

  • Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.

    (1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

    (2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

    (3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

    — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

    (9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

    — (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

    (14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

    — (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

    (27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

    — (28)Тихо, друг, тихо!

    (29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

    (32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

    (33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

    — (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..

    (40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

    (42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

    (45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

    (47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

    — Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!

    (52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

    (53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

    (54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

12.01.2021 13:16:27
Автор: Елизавета Волкова

    Из-за чего начинаются войны? Не думаю, что от желания простых людей с женами, детьми, своей жизнью убивать других таких же людей, живущих на чужой территории. Их заставляет воевать верность Родине, необходимость её защищать, что звучит достойно и заслуживает уважения, однако на самом деле часто человек становится лишь инструментом для проведения определённой политики, но ни для друзей, ни для врагов она часто не играет роли.
Проблематика этой темы раскрывается во многих художественных произведениях. Например,  В. Астафьев в своем рассказе "Пастух и пастушка" поднимает проблему простых людей на войне. Уже в начале отрывка мы видим, что герой рассказа Борис Костяев хочет уйти к спокойной жизни и забыть войну как страшный сон, но не может, так как он еще не выполнил свой долг. Этим примером автор показывает состояние обычного человека на войне. Дальше мы видим, как врач лечит всех, не спрашивая, кто свой, а кто чужой, а сержант интересуется у немца, как он теперь работать будет. С помощью этого примера автор показывает, что простые солдаты не враги друг другу, а обычные люди, вынужденные выполнять свой долг, но, несмотря на это, они в большинстве своём относятся к оппонентам как к собратьям по несчастью, коим и является война для каждого.
  Дополняя вторым примером первый(первый пример иллюстрирует лишь состояние и мысли, а второй показывает какие действия ими вызваны) автор высказывает своё отрицательное отношение к войне, а также уважение к солдатам, сумевшим остаться людьми, но при этом с честью выполнившим свой долг.
  Я согласна с позицией автора, ведь война -это горе и огромные потери для всех её участников, и вместо вражды в и без того тяжелое время следует относится с солидарностью к себе подобным, насколько позволяет долг.
Количество слов - 271

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Елизавета! Вы написали сочинение по интересному, глубокому и непростому  тексту  В.П. Астафьева. К сожалению, не всё у Вас получилось.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

Например,  В. Астафьев в своем рассказе "Пастух и пастушка" поднимает проблему простых людей на войне.
Во-первых, Вы допустили ошибку, определив жанр произведения "Пастух и пастушка". Совет: никогда не указывайте жанр произведения, если Вы не уверены на 100%, что это так.

Во-вторых, формулировка проблемы выглядит неуместно, обтекаемо, непонятно. Совет: старайтесь формулировать проблему в виде вопроса, так Вам легче будет соотнести проблему и позицию автора (хотя утвердительная форма "проблема + сущ в Р.п." тоже допустима. В данном случае, формулировка выглядит неуместно. При таком способе формулировке Вы рискуете не получить балл по критерию К1. В этом случае обнуляется всё содержание (К1-К4).

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

Ошибка: старайтесь не писать два примера в одном абзаце. Лучше, если каждый пример будет вынесен в отдельный абзац (пример + пояснение + микровывод).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы не определена.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора автоматически обнуляется при К4 = 0 баллов.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Нелогично выглядит следующая мысль во вступительной части:

Не думаю, что от желания простых людей с женами, детьми, своей жизнью убивать других таких же людей, живущих на чужой территории.
Просто люди и люди с жёнами и детьми - это не одно и то же?

Противопоставление в данном случае неуместно:

Их заставляет воевать верность Родине, необходимость её защищать, что звучит достойно и заслуживает уважения, однако на самом деле часто человек становится лишь инструментом для проведения определённой политики, но ни для друзей, ни для врагов она часто не играет роли.
Противопоставляются мотивы людей, которые воюют, потому что верны Родине и желают/должны её защищать и мотивы тех, кто развязывает войны, используя людей.
Структура сочинения не представляет собой логически законченного высказывания: отсутствуют некоторые элементы сочинения: позиция автора, заключение).

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Работа не характеризуется точностью выражения мысли.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Я согласна с позицией автора, ведь война -это горе и огромные потери для всех её участников, и вместо вражды в и без того тяжелое время следует относится с солидарностью к себе подобным, насколько позволяет долг.
Следует (что делать?)

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Дополняя вторым примером первый(первый пример иллюстрирует лишь состояние и мысли, а второй показывает ЗПТ  какие действия ими вызваны) ЗПТ автор высказывает своё отрицательное отношение к войне, а также уважение к солдатам, сумевшим остаться людьми, но при этом с честью выполнившим свой долг.
Не поставлена запятая в сложном предложении (придаточное часть).

Не обособлен деепричастный оборот.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Проблематика этой темы раскрывается во многих художественных произведениях.
Лексическая несочетаемость. У проблематика не может быть темы. Это разные понятия (проблема и тема). Тема - это то, о чём говорится в тексте. Проблематика - это круг проблем. Проблема - это вопрос, находящийся в центре внимания автора.
Уже в начале отрывка мы видим, что герой рассказа Борис Костяев хочет уйти к спокойной жизни и забыть войну как страшный сон, но не может, так как он еще не выполнил свой долг.
Лексическая несочетаемость. Нельзя уйти к спокойной жизни. Лучше сказать по-другому: стремится к спокойной жизни, мечтает о спокойной жизни и т.д.
Этим примером автор показывает состояние обычного человека на войне. Дальше мы видим, как врач лечит всех, не спрашивая, кто свой, а кто чужой, а сержант интересуется у немца, как он теперь работать будет. С помощью этого примера автор показывает, что простые солдаты не враги друг другу, а обычные люди, вынужденные выполнять свой долг, но, несмотря на это, они в большинстве своём относятся к оппонентам как к собратьям по несчастью, коим и является война для каждого.
Повторы.

Нарушение структуры фразеологизма "товарищи по несчастью".

Стилистическая ошибка: использование устаревшего слова "коим".

Дополняя вторым примером первый...
Неудачный порядок слов.
Дополняя вторым примером первый(первый пример иллюстрирует лишь состояние и мысли, а второй показывает  какие действия ими вызваны)  автор высказывает своё отрицательное отношение к войне, а также уважение к солдатам, сумевшим остаться людьми, но при этом с честью выполнившим свой долг.

Плеоназм (лишнее слово). Автор, конечно, высказывает своё мнение.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Ошибки:

Например,  В. Астафьев в своем рассказе "Пастух и пастушка" поднимает проблему простых людей на войне. Уже в начале отрывка мы видим, что герой рассказа Борис Костяев хочет уйти к спокойной жизни и забыть войну как страшный сон...
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментированием (несмотря на выставленные баллы, я считаю, что над комментарий нужно работать больше), позицией автора, композицией, логикой сочинения и речевым оформлением.  
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 13

Возврат к списку