Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема тщеславия

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

11.01.2021 14:25:58
Автор: Anna Kor

Наверное, каждый из нас сталкивался с таким вопросом:"Как возвысится в глазах окружающих?". Ответы были разными и одним из них был такой: надеть на себя красивую и дорогую одежду, какой-то знак отличия или ещё что-то, что повысит твой социальный статус над другими людьми. Если такой вопрос человек задавал себе не раз и пытался возвыситься над окружающими, то он тщеславен. "А нужна ли тщеславность в этом мире?" - это вопрос, над которым задумывается автор предложенного для анализа текста А. Чехов.
В данном тексте есть минимум три героя, два из них тщеславны. Первого звали Лев Пустяков -  учитель военной прогимназии, коллежский регистратор, который собрался в гости к купцу Спичкину, любившему ордена. У Пустякова не было ордена, чтобы выглядеть достойно в глазах купца, он решил одолжить Станислава у своего друга. Тот отдал ему орден. Когда учитель пришёл в гости к Спичкину, то увидел, что там был Трямблин, который работал в гимназии. Тот распознал бы ложь и доложил о ней директору учебного заведения, поэтому Лев прятал орден, чтобы ложь не была видна. Если бы Пустяков Станислава получил бы навсегда за какие-то военные заслуги, то спокойно бы ел, пил за столом, а так - был голодным, прикрывал рукой орден, был обычным учителем, которого ни за что не хвалили. Этот пример показывает читателю, что неправду среди знакомых людей приходится скрывать, что вся ложь для создания высокого социального статуса может тебя понизить среди других людей. Второго героя о звали Трамблян Юлий Августович - учитель фрацузского языка в гимназии, который, как думал поначалу Лев, расскажет начальству о Станиславе, а потом Пустяков увидел, что на его груди Анна весит, которую у кого-то одолжил француз. Трамблян тоже был тщеславным, хотел заискать уважение купца. Только какое уважение будет, если купец поймёт, что оба сжульничали, что это не их ордена? Тогда они станут посмешищем и не заслужат хорошего отношения со стороны окружающих их людей. Вот об этом говорят два примера.
Авторская позиция такова: не нужна тщеславность в этом мире, если она построена на лжи, ведь тогда никто тебя не будет уважать.
Я согласна с автором, потому что тщеславне оно ведёт к гордыне, а это один из грехов, о котором говорил Данте Алигьери в "Божественной комедии". О нём писал и говорил не только этот великий писатель но, но и другие люди. Пьер Буаст писал: «Тщеславие доводит до того, что заставляет говорить глупости, лишь бы обратить на себя внимание», а Люк де Клапье Вовенарг говорил: «Ничто так не уничтожает человека, не делает его таким жалким, как тщеславие; оно ярчайшая примета посредственности».
получается, что быть тщеславным не нужно. Если люди будут умными, то оценят твои достоинства без всяких орденов. "Неоюходимо быть собой, тогда ты будешь нужен обществу" - советую тщеславцам психологи.
Количество слов - 437

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Anna!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 0 баллов

К сожалению, проблема сформулирована неверно.

"А нужна ли тщеславность в этом мире?" - это вопрос, над которым задумывается автор предложенного для анализа текста А. Чехов.

Автор не стал бы задумываться над таким вопросом! Хочу обратить Ваше внимание на то, что так формулировать проблему нельзя. Старайтесь избегать слова ЛИ в формулировках.

Так как проблема обозначена неправильно, критерии К1-К4 обнуляются.

K2 - Комментарий + 0 баллов

Несмотря на то что комментарий не оценивается, хочу обратить Ваше внимание: комментарий - это не пересказ текста. У Вас очень много пересказа!

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

Ошибки:

Вступительная часть сочинения, на мой взгляд, является лишней, она не несёт никакой смысловой нагрузки:

Наверное, каждый из нас сталкивался с таким вопросом:"Как возвысится в глазах окружающих?". Ответы были разными и одним из них был такой: надеть на себя красивую и дорогую одежду, какой-то знак отличия или ещё что-то, что повысит твой социальный статус над другими людьми. Если такой вопрос человек задавал себе не раз и пытался возвыситься над окружающими, то он тщеславен. "
Нелогично, неуместно выглядит следующая мысль:
В данном тексте есть минимум три героя, два из них тщеславны.

Какую смысловую нагрузку несёт это предложение? Особенно информация о трёх героях.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки:

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Наверное, каждый из нас сталкивался с таким вопросом:"Как возвысится в глазах окружающих?".
-Тся, -ться (что делать?)
получается, что быть тщеславным не нужно.
Строчная буква вместо заглавной.
Неоюходимо быть собой...

Опечатка

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

"Неоюходимо быть собой, тогда ты будешь нужен обществу" ЗПТ - советую тщеславцам психологи.

Знаки препинания в предложения с прямой речью ("П", - а.)

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Если бы Пустяков Станислава получил бы навсегда за какие-то военные заслуги, то спокойно бы ел, пил за столом, а так - был голодным, прикрывал рукой орден, был обычным учителем, которого ни за что не хвалили.
Неправильное употребление частицы бы.
Этот пример показывает читателю, что неправду среди знакомых людей приходится скрывать...
Нарушение управления. Скрывать правду (от кого?) от знакомых.
Трамблян тоже был тщеславным, хотел заискать уважение купца.
Грамматическая ошибка, ведущая к речевой ошибке. Неправильное словообразование. Если Вы имели в виду слово "заискивать", но так сказать нельзя (хотел заискивать). Можно сказать так: Герой заискивал. Но, скорее всего, речь идёт о слове "снискать" (хотел снискать уважение).
Авторская позиция такова: не нужна тщеславность в этом мире, если она построена на лжи, ведь тогда никто тебя не будет уважать.
Ошибочное словообразование. Есть слово "тщеславие".
Я согласна с автором, потому что тщеславне оно ведёт к гордыне, а это один из грехов, о котором говорил Данте Алигьери в "Божественной комедии".
Лишнее слово (он).
Я согласна с автором, потому что тщеславне оно ведёт к гордыне, а это один из грехов, о котором говорил Данте Алигьери в "Божественной комедии". О нём писал и говорил не только этот великий писатель но, но и другие люди.

О ком или о чём идёт речь? О Данте, о тщеславии?

советую тщеславцам психологи

Ошибочное словообразование.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Ответы были разными и одним из них был такой: надеть на себя красивую и дорогую одежду, какой-то знак отличия или ещё что-то, что повысит твой социальный статус над другими людьми
Смысловая избыточность.
Тот отдал ему орден. Когда учитель пришёл в гости к Спичкину, то увидел, что там был Трямблин, который работал в гимназии.
Правильно всё-таки служил. Поскольку речь идёт о 19 веке, слово работа стилистически, лексически не подходит. Мы должны учитывать реалии времени.
Тот распознал бы ложь и доложил о ней директору учебного заведения, поэтому Лев прятал орден, чтобы ложь не была видна
Неточное словоупотребление. Правильнее сказать: чтобы ложь не была раскрыта.
Если бы Пустяков Станислава получил бы навсегда за какие-то военные заслуги, то спокойно бы ел, пил за столом, а так - был голодным, прикрывал рукой орден, был обычным учителем, которого ни за что не хвалили.
Неоюходимо быть собой, тогда ты будешь нужен обществу" - советую тщеславцам психологи.
Повторы.
...вся ложь для создания высокого социального статуса может тебя понизить среди других людей.
Лексическая несочетаемость. Ложь не может понизить среди других людей. Так говорить нельзя. Ложь может испортить впечатление о человеке. Ложью можно "убить" доверие и т.д. Старайтесь точнее формулировать мысль.
Только какое уважение будет, если купец поймёт, что оба сжульничали, что это не их ордена?

Стилистическая ошибка (использование разговорных, просторечных оборотов, слов).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста. Это поможет Вам правильно формулировать позицию автора, через ПА выходить на проблему, подбирать правильные примеры.  Важно понять, что этап отбора материала для сочинения не менее важен, чем процесс создания текстов. Советую Вам воспользоваться прекрасной возможностью, которую предлагает сайт "Могу писать": каждый понедельник в 17.00 проводятся бесплатные вебинары по подготовке к сочинению в формате ЕГЭ по русскому языку. Каждый вебинар посвящён одному тексту. Доступны записи вебинаров. Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 7

Возврат к списку