Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Когда человек испытывает стыд за свой проступок?

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

10.01.2021 09:15:19
Автор: Улугбек Рахимов

Когда человек испытывает стыд за свой проступок? Именно эту проблему затрагивает в своём тексте Чехов.
"Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться…" - пишет в своём тексте автор. Можно заметить, что волноваться и стыдиться герой начинает лишь когда появляется шанс, что кто-то может этот его обман разоблачить, ведь тогда он будет подвержен, видимо, самому страшному для него наказанию - общественному осуждению. Другой момент, описанный автором, противопоставляется этому, подтверждая вышесказанное.  «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. Эх, не догадался!» -  в этих строчках автор даёт чётко понять, что герой не мучился ни от каких душевных терзаний или стыда, несмотря на жуткий обман, совершенный им, а наоборот жалел, что не решился на ещё большую ложь.
Автор хоть и не пишет напрямую, но чётко даёт понять, что не одобряет такое поведение, как у главного героя. Он считает, что по-настоящему приличный человек должен испытывать стыд даже при мысли о таком поступке. Самое главное, что стыд этот должен быть перед собой, а не перед другими. Если человек стыдится лишь перед обществом, боится его осуждения, то это очень низкий человек. Приличный человек должен уважать, в первую очередь, себя и следовательно быть ответственным именно перед собой, то есть самому быть себе справедливым судьёй.
Я не могу не согласиться с автором, потому что это проблема не каких-то отдельных людей, а всего общества. Если бы каждый был сам себе справедливым судьёй, то мы точно бы видели в мире меньше нарушений как моральных, так и правовых норм. Зачастую оказывается, что даже если мы и судим себя, то суд этот оказывается максимально лоялен к нам и скорее нужен, чтобы человек нашёл себе оправдание своего поступка, нашёл причину себя простить. В этом и вся проблема. Поэтому мы боимся больше суда перед обществом, ведь он точно не будет так же милосерден, из-за чего и хотим всеми способами его избежать.
В пример хочу привести семейство Дурслей из серии книг о Гарри Поттере от писательницы Джоан Роулинг. Вернон и Петуния Дурсль на протяжении 11 лет издеваются над своим племянником Гарри, превращая его жизнь в ад. Сами по этому поводу они не беспокоятся, считая это правильным и заслуженным для бедного мальчика. Единственное, чего они боятся, это того, что об этом узнают их соседи. Они очень боятся их осуждения, разговоров и слухов об их семье. То же самое у каждого из их соседей.  Этот, конечно, немного гиперболизированный пример типичной английской семьи, описанный Джоан Роулинг, обличает пороки большинства людей и заставляет нас оглядеться на себя. Также он отлично доказывает описанную мной мысль, ведь служит доказательством склонности к подобному мышлению у большинства людей со всего мира.
В заключение хотелось бы сказать, что я надеюсь на то, что в будущем будет больше ответственных перед собой людей, которые будут справедливо себя судить, несмотря на все соблазны дать себе поблажку. Общество узнаёт и придаёт осуждению далеко не все плохие поступки, совершаемые на планете. Огромное количество ужасных вещей остаются забытыми и неизвестными никому, кроме людей, которые их сами и совершили. Хочется верить, что в будущем этого будет меньше и люди будут более ответственны и честны, в первую очередь, перед самими собой!
Количество слов - 520

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Улугбек!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

Улугбек, вам нужно потренироваться формулировать проблему так, чтобы на этот вопрос было удобно отвечать. Сейчас ваш вопрос звучит довольно странно: когда человек испытывает стыд? Когда? Осенью? Ночью? Неудобный вопрос, на который сложно ответить точно и развернуто.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

В позиции автора не дается ответ на поставленный в первом абзаце вопрос. Позиция автора касается другой проблемы: какие чувства присущи по-настоящему порядочному, приличному человеку? Должен ли порядочный человек стыдиться низких помыслов, лжи и лицемерия? Что значит быть справедливым судьей самому себе?

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Баллы по К4 обнуляются при неверно обозначенной позиции автора.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Отсутствует связка между первым и вторым абзацами. Мысль получается непоследовательно изложенной. Комментарий вообще составлен бессвязно, нельзя начинать его с цитаты, причем цитаты, содержащей связочные местоимения, непонятно, на кого указывающие.

Другой момент, описанный автором, противопоставляется этому, подтверждая вышесказанное.
Сложная логическая цепочка: что чему противопоставляется и что при этом подтверждается.
Если человек стыдится лишь перед обществом, боится его осуждения, то это очень низкий человек.
Все-таки если человеку стыдно хотя бы перед другими, то он не совсем пропащий.
Я не могу не согласиться с автором, потому что это проблема не каких-то отдельных людей, а всего общества.
Нарушение причинно-следственных связей. Вы согласны с автором лишь потому, что это общественная проблема? В ином случае не согласились бы?

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Ошибки:

Именно эту проблему затрагивает в своём тексте Чехов.
Затрагивать можно что-то мимолетно, слегка. Вы же пишете о значимой проблеме, которой посвящен целый текст. Для этого точнее подходят глаголы ставит, поднимает, раскрывает, рассматривает.
Он считает, что по-настоящему приличный человек должен испытывать стыд даже при мысли о таком поступке.
Здесь, скорее, нужно говорить о человеке порядочном.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Общество узнаёт и придаёт осуждению далеко не все плохие поступки, совершаемые на планете.
предает
(лучше - осуждает)
Огромное количество ужасных вещей остаются забытыми и неизвестными никому
не известными никому

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

Можно заметить, что волноваться и стыдиться герой начинает ЗПТ лишь когда появляется шанс, что кто-то может этот его обман разоблачить, ведь тогда он будет подвержен, видимо, самому страшному для него наказанию - общественному осуждению.
Пропущена запятая перед придаточной частью.
«3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. Эх, не догадался!» -  в этих строчках автор даёт чётко понять, что герой не мучился ни от каких душевных терзаний или стыда, несмотря на жуткий обман, совершенный им, а наоборот жалел, что не решился на ещё большую ложь.
Требуется обособление вводного слова.
Приличный человек должен уважать, в первую очередь, себя и следовательно быть ответственным именно перед собой, то есть самому быть себе справедливым судьёй.
Требуется обособление вводного слова.
Зачастую оказывается, что даже если мы и судим себя, то суд этот оказывается максимально лоялен к нам и скорее нужен, чтобы человек нашёл себе оправдание своего поступка, нашёл причину себя простить.
Требуется обособление вводного слова.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

В пример хочу привести семейство Дурслей из серии книг о Гарри Поттере от писательницы Джоан Роулинг.
Книга от писательницы - нарушение управления. Правильно: книга Джоан Роулинг.
Сами по этому поводу они не беспокоятся, считая это правильным и заслуженным для бедного мальчика.
заслуженный для кого-то - эти слова не сочетаются. Правильно: заслуженный кем-то.
Огромное количество ужасных вещей остаются забытыми и неизвестными никому, кроме людей, которые их сами и совершили.
Количество остаЁтся

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

"Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться…" - пишет в своём тексте автор.
Плеоназм, он не мог писать в чужом тексте.
Зачастую оказывается, что даже если мы и судим себя, то суд этот оказывается максимально лоялен к нам и скорее нужен, чтобы человек нашёл себе оправдание своего поступка, нашёл причину себя простить.
Много лишних местоимений.
Поэтому мы боимся больше суда перед обществом, ведь он точно не будет так же милосерден, из-за чего и хотим всеми способами его избежать.
Нарушен порядок слов, нагромождение частей сложного предложения. Можно исправить так:
Поэтому  мы  больше боимся общественного суда, ведь он  не будет таким же милосердным, из-за чего мы и хотим всеми способами его избежать.
Сами по этому поводу они не беспокоятся, считая это правильным и заслуженным для бедного мальчика. Единственное, чего они боятся, это того, что об этом узнают их соседи.
Повторы.
Они очень боятся их осуждения, разговоров и слухов об их семье.
Некорректное употребление местоимений.
Этот, конечно, немного гиперболизированный пример типичной английской семьи, описанный Джоан Роулинг, обличает пороки большинства людей и заставляет нас оглядеться на себя.
посмотреть на себя или оглядеться вокруг.
Общество узнаёт и придаёт осуждению далеко не все плохие поступки, совершаемые на планете.
что это значит: общество узнает далеко не все поступки? Имеется в виду, что общество узнает далеко не обо всех поступках? Непонятна эта мысль, причем тут планета...
Также он отлично доказывает описанную мной мысль, ведь служит доказательством склонности к подобному мышлению у большинства людей со всего мира.
С союза "также" не рекомендуется начинать предложения. Слово "ведь" вы повторяете слишком часто, оно не безупречно с точки зрения стилистики (считается разговорным). Описанную мысль - плохо сочетаются слова, мысли можно излагать, высказывать. Со всего мира - неудачная фраза, правильно - во всем мире. Повтор (синим цветом выделен). Семейство Дурслей и их соседи - это далеко не большинство людей во всем мире.
В заключение хотелось бы сказать, что я надеюсь на то, что в будущем будет больше ответственных перед собой людей, которые будут справедливо себя судить, несмотря на все соблазны дать себе поблажку.
Однообразие конструкций. нагромождение придаточных частей. Улугбек, от
того страдает в целом ваш текст. Учитесь писать проще, фразы стройте короче.
Хочется верить, что в будущем этого будет меньше и люди будут более ответственны и честны, в первую очередь, перед самими собой!
Повторы, непонятно, чего ЭТОГО будет меньше.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над построением четкого развернутого комментария, над речевым оформлением текста.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 10

Возврат к списку