Запомни!
Проблема памяти
-
Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры(1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.
(2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.
(3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.
(5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».
(6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.
(7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!
(15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.
(18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь
на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.
(21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.
(33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
Автор раскрывает предложенную проблему на примере случая из его жизни. В предложениях 1-4 он вспоминает о памятнике Пушкину, которого теперь уже нет на прежнем месте. Автор пишет, как он “ощущает отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту”, так как для него очень больно прощаться с этим памятником. Он теряет таким образом частичку дома (предложение 33).
“Память разрушается, как старый город.” Так автор пытается донести до нас, что от пренебрежения, равнодушного отношения к памятникам культуры старый город, который помнит В. П. Катаев, разрушается, а вместе с ним постепенно разрушается и память горожан, забываются великие деятели культуры.
Примеры дополняют друг друга. Они показывают, что разрушение памятников культуры приводит к опустению как самого города Москвы, так и к опустению душ горожан, то есть к разрушению памяти.
Авторская позиция ясна. Автор считает, что нужно беречь памятники культуры, не забывать историю своего города и страны.
Я полностью согласна с автором. Действительно, наша память - это самое важное, что есть в нас. Если мы не будем помнить о том, что было до нас, то мы не сможем построить будущего. Вспомним произведение “Экспонат №” Б.Л. Васильева. Пионеры, как и та “незримая всевластная рука”, которая “переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски”, решили, что им можно забрать письма у бабушки, не подумав об их истинном значении. Это привело к гибели бабушки. Ее память разрушили и ей стало невыносимо жить от этого. Этот пример показывает, насколько важна память для человека и как она наполняет его жизнь смыслом.
Хочется верить, что, прочитав текст В. П. Катаева, многие задумаются о том, что память очень важна для человека, она наполняет нашу жизнь смыслом.
Здравствуйте, Viktoria!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно.
Автор принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема памяти, а в частности, сохранения памятников культуры. |
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Ошибки:
Автор принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема памяти, а в частности, сохранения памятников культуры. |
Он теряет таким образом частичку дома (предложение 33). |
Они показывают, что разрушение памятников культуры приводит к опустению как самого города Москвы, так и к опустению душ горожан, то есть к разрушению памяти. |
4) Второй пример вплетен в ткань сочинения без связочного клише, что делает комментарий несколько рубленым.
Этот пример показывает, насколько важна память для человека и как она наполняет его жизнь смыслом. Хочется верить, что, прочитав текст В. П. Катаева, многие задумаются о том, что память очень важна для человека, она наполняет нашу жизнь смыслом. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Ее память разрушили и ей стало невыносимо жить от этого. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
“Память разрушается, как старый город.” |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Автор принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема памяти, а в частности, сохранения памятников культуры. Автор раскрывает предложенную проблему на примере случая из его жизни. |
2) Уберите слово "предложенную", поскольку получается нелепость. Кто эту проблему предложил автору? Автор ставит проблему, а текст для анализа предлагают составители КИМов.
Автор раскрывает предложенную проблему на примере случая из его жизни. В предложениях 1-4 он вспоминает о памятнике Пушкину, которого теперь уже нет на прежнем месте. |
Автор раскрывает предложенную проблему на примере случая из его жизни. В предложениях 1-4 он вспоминает о памятнике Пушкину, которого теперь уже нет на прежнем месте. Автор пишет, как он “ощущает отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту”, так как для него очень больно прощаться с этим памятником. Он теряет таким образом частичку дома (предложение 33). |
5) Снова некорректное употребление местоимения.
6) Как можно потерять частичку дома? Лексическая несочетаемость. Автор не может найти свой дом.
Они показывают, что разрушение памятников культуры приводит к опустению как самого города Москвы, так и к опустению душ горожан, то есть к разрушению памяти. |
Пионеры, как и та “незримая всевластная рука”, которая “переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски”, решили, что им можно забрать письма у бабушки, не подумав об их истинном значении. Это привело к гибели бабушки. |
Это привело к гибели бабушки. Ее память разрушили и ей стало невыносимо жить от этого. Этот пример показывает, насколько важна память для человека и как она наполняет его жизнь смыслом. |
Хочется верить, что, прочитав текст В. П. Катаева, многие задумаются о том, что память очень важна для человека, она наполняет нашу жизнь смыслом. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над речевым оформлением сочинения, логикой, композицией собственного текста.