Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема любви

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
23.12.2020 19:13:06
Автор: Инга Благодарная

В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания такая проблема, как щадящее отношение к близким.

Иван Семенюта при встречах с матерью пытается делать вид, что у него все хорошо. Он живет дикой и страшной жизнью. Ему не хватает денег, еды, одежды. Для встречи с мамой он чистит свои старые сапоги, замазывает на них дыры чернилами, обрезает бахрому с брюк. Герой делает все для того, чтобы его мама думала, что в его жизни нет огорчений. Автор наглядно показывает нам, насколько сложна и бедна жизнь Семенюты. Его походы к маме ещё раз нам это доказывают.

Мать понимает, что ее сын говорит ей неправду, но молчит и делает вид, что верит ему. Как бы матери ни хотелось помочь своему сыну, но ей не удастся это сделать, тк она сама живет в нищите. Писатель изображает эту женщину сильной и мудрой, бережно относящейся к своему сыну.

Эти примеры дополняют друг друга. Ведь если бы один из этих людей не стал подыгрывать другому, то им бы не удалось сохранить иллюзию хорошей жизни.

Позиция автора кроется в его отношении к героям. Люди, способные в тяжелое время думать о спокойствии ближнего, заслуживают огромного сочувствия и уважения.

Я согласна с позицией автора. Мне кажется, что каждый из этих героев пытается сделать друг другу лучше. Они не хотят говорить о своих проблемах и жаловаться. Например, в произведении «Дуэль» Антона Чехова, мы наблюдаем за тем, как Самойленко, знав сущность Лаевского, продолжает его морально поддерживать, хотя он и не одобряет такой образ жизни.

После знакомства с героями произведения понимаешь, что щадящее отношение к близким в основном помогает нам. Таким образом мы успокаиваем своих близких и параллельно успокаиваем себя. В этом проявляется любовь.
Количество слов - 270

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Инга!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно (с речевой ошибкой). Слово "щадящее" всё-таки не является общеупотребительным. Чаще встречается в медицине.

K2 - Комментарий + 3 балла

Очень много пересказа! Комментарий - это не пересказ. Это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста. Комментарий - это своего рода "мост" между проблемой и позицией автора. Вы должны показать ход мысли автора, как именно раскрывается проблема. Комментарий показывает, насколько ученик глубоко и полно понял проблему.

Пример 1 в сочинении указан,  пояснён без учёта сформулированной проблемы:

Автор наглядно показывает нам, насколько сложна и бедна жизнь Семенюты. Его походы к маме ещё раз нам это доказывают.
Разве в проблеме Вы говорите о сложности и бедности жизни?

Пример 2 указан, пояснен (очень слабо).

Взаимосвязь между примерами определена верно, сделана попытка анализа, но попытка, на мой взгляд, неудачная.

Нужны кавычки: это слова из текста:

Он живет дикой и страшной жизнью.
Плохо, что Вы ни разу не указали автора текста, по которому пишете сочинение!

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса выглядит неубедительно.

Например, в произведении «Дуэль» Антона Чехова, мы наблюдаем за тем, как Самойленко, знав сущность Лаевского, продолжает его морально поддерживать, хотя он и не одобряет такой образ
Непонятно, о чём идёт речь.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки: допущено 2 логические ошибки

В комментарии пояснение/ микровывод после 1 примера не соотносится с заявленной проблемой.

После знакомства с героями произведения понимаешь, что щадящее отношение к близким в основном помогает нам.
Заключение: непонятно, речь идёт о произведении А.П. Чехова "Дуэль" или о тексте А.И. Куприна, по которому Вы пишете сочинение (возникает двусмысленность).

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла.

Ошибки:

Имеются речевые ошибки, неточное выражение мысли.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Как бы матери ни хотелось помочь своему сыну, но ей не удастся это сделать, тк она сама живет в нищите.
Союз "так как" следует писать полностью.

Нищета

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Например, в произведении «Дуэль» Антона Чехова, мы наблюдаем за тем, как Самойленко, знав сущность Лаевского, продолжает его морально поддерживать, хотя он и не одобряет такой образ жизни.
Лишняя запятая. Мы наблюдаем (грамматическая основа). Наблюдаем (где?) в произведении (обстоятельство).

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Например, в произведении «Дуэль» Антона Чехова, мы наблюдаем за тем, как Самойленко, знав сущность Лаевского, продолжает его морально поддерживать, хотя он и не одобряет такой образ
Неверно образована форма деепричастия несовершенного вида. Должно быть деепричастие "зная" (что делая?).

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Позиция автора кроется в его отношении к героям.

Неточное употребление.

Ошибки:

Автор наглядно показывает нам, насколько сложна и бедна жизнь Семенюты. Его походы к маме ещё раз нам это доказывают.
Мать понимает, что ее сын говорит ей неправду, но молчит и делает вид, что верит ему.
Неуместное употребление местоимений. Повторы.
После знакомства с героями произведения понимаешь, что щадящее отношение к близким в основном помогает нам. Таким образом мы успокаиваем своих близких и параллельно успокаиваем себя.
Лексическая несочетаемость (нельзя успокаивать себя параллельно). Повторы.
Для встречи с мамой он чистит свои старые сапоги, замазывает на них дыры чернилами, обрезает бахрому с брюк. Герой делает все для того, чтобы его мама думала, что в его жизни нет огорчений. Автор наглядно показывает нам, насколько сложна и бедна жизнь Семенюты. Его походы к маме ещё раз нам это доказывают.

Мать понимает, что ее сын говорит ей неправду, но молчит и делает вид, что верит ему.Как бы матери ни хотелось помочь своему сыну, но ей не удастся это сделать, тк она сама живет в нищите...
Повторы.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, смысловой связностью, точностью и выразительностью речи. Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку