Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема жестокости и беспощадности войны

  • Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.

    (1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

    (2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

    (3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

    — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

    (9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

    — (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

    (14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

    — (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

    (27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

    — (28)Тихо, друг, тихо!

    (29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

    (32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

    (33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

    — (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..

    (40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

    (42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

    (45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

    (47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

    — Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!

    (52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

    (53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

    (54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

22.12.2020 02:20:18
Автор: Елизавета Лычкина

Война считается одним из самых страшных и ужасных моментов в истории и жизни людей. Она несет муки и страдание всему живому. В предложенном для анализа тексте Астафьева, весьма ярко звучит проблема жестокости и беспощадности войны.
Астафьев достаточно лояльно отзывается о солдате, который в приступе ярости хочет расстрелять фашистов: «Маришку сожгли-и-и! Селян в церкви сожгли-и-и! Мамку! Я их тыщу… Тыщу кончу!» Солдат пытался отмстить за убийство близких ему людей, но месть не принесла облегчения, он так же страдает. Война никого не пощадила.
Так же страдают и те люди, которые лежат в полуразбитой хате, из которой сделали лазарет. Все кто находился там будь-то русские или немцы были ранены и побиты, всем нужна была помощь. Врач не делил их на своих и чужих: «И лежали раненые вповалку – и наши и чужие…» в первую очередь все они были людьми, которые страдали и нуждались в нем.
Эти два примера идеально дополняют друг друга и дают понять, что на войне страдает не только тело, но и душа. Телесные раны могут затянуться и оставить после себя шрамы, а душевные будут долго болеть и возможно никогда не затянутся.
Позиция автора выражена довольно ясно: на войне страдают все, из-за этого не стоит допускать лишнюю жестокость, ведь многие оказались на войне не по своей воле и страдают точно также. Поэтому важно оставаться человеком и стараться помочь, ведь в такой ситуации можешь оказаться ты или близкий тебе человек.
Нельзя не согласиться с мнением автора, ведь лишняя жестокость никому не сделает лучше, война и так отнимает у людей самое дорогое. В произведении Виталия Закруткина «Матерь человеческая» главная героиня потеряла всех дорогих и близких ей людей. Когда она нашла в подвале немецкого солдата, ею овладевает ярость, но после она сжалилась над ним. Мария выхаживает его: кормит, лечит, но, к сожалению солдат, умирает у нее на руках. Женщина похоронила его.
Проблема жестокости войны остается актуальной и в наши дни. Мир полон насилия, ненависти и злобы, из-за которой страдают все, даже невинные люди.
Количество слов - 322

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Елизавета!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема сформулирована чересчур широко, нет четкой связи между проблемой и позицией автора.

K2 - Комментарий + 1 балл.

Пример 1 в сочинении указан, с проблемой жестокости войны косвенно соотносится. В пояснении примера допущена логическая смысловая ошибка:

Астафьев достаточно лояльно отзывается о солдате, который в приступе ярости хочет расстрелять фашистов: «Маришку сожгли-и-и! Селян в церкви сожгли-и-и! Мамку! Я их тыщу… Тыщу кончу!»
В приведенной цитате нет указаний на лояльность автора по отношению к поступку персонажа. Пояснение на засчитано.

Пример 2 указан, однако с проблемой жестокости войны соотносится слабо (люди страдают от болезней не только на войне). Пояснение примера 2 отсутствует.

Поскольку второй пример не засчитан, анализ взаимосвязи между примерами тоже не засчитывается.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. То, что на войне все страдают, понятно и так, без текста Астафьева. Настолько банальной не может быть ключевая идея текста. В похиции автора вы уходите на другую проблему - на проблему проявления милосердия, взаимопомощи, гуманного отношения к пленным.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Поскольку позиция автора оценена 0 баллов, согласие с этой позицией оценивается так же.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Эти два примера идеально дополняют друг друга и дают понять, что на войне страдает не только тело, но и душа.
Про душевные страдания в предыдущем рассуждении четко не сказано, лишь намеки, поэтому данное суждение выглядит нелогичным.
ведь многие оказались на войне не по своей воле и страдают точно также.
Этот фрагмент логически не связан с контекстом, нарушены причинно-следственные связи в рассуждении.
ведь лишняя жестокость никому не сделает лучше, война и так отнимает у людей самое дорогое
Про лишнюю жестокость автор не говорил, по крайней мере, вы не указывали на это. Логическое несоответствие.

Логической ошибкой является отсутствие микровывода в абзаце с собственной позицией. Непонятно, какое отношение к проблеме имеет приведенный пример.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Все кто находился там будь-то русские или немцы были ранены и побиты, всем нужна была помощь.
будь то
ведь многие оказались на войне не по своей воле и страдают точно также.
так же

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: +0 баллов.

Ошибки:

В предложенном для анализа тексте Астафьева, весьма ярко звучит проблема жестокости и беспощадности войны.
Лишняя запятая.
Все ЗПТ кто находился там ЗПТ будь-то русские или немцы ЗПТ были ранены и побиты, всем нужна была помощь.
Пропущено три запятых.
Врач не делил их на своих и чужих: «И лежали раненые вповалку – и наши и чужие…» ТОЧКА  в первую очередь все они были людьми, которые страдали и нуждались в нем.
Нарушено пунктуационное оформление цитаты.
Телесные раны могут затянуться и оставить после себя шрамы, а душевные будут долго болеть и возможно никогда не затянутся.
Не выделено вводное слово.
Мария выхаживает его: кормит, лечит, но, к сожалению солдат, умирает у нее на руках.
Не выделено вводное слово.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Врач не делил их на своих и чужих: «И лежали раненые вповалку – и наши и чужие…» в первую очередь все они были людьми, которые страдали и нуждались в нем.
Ошибка в конструкции с однородными членами.
Когда она нашла в подвале немецкого солдата, ею овладевает ярость, но после она сжалилась над ним.
Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Война считается одним из самых страшных и ужасных моментов в истории и жизни людей.
Красным цветом выделен плеоназм, синим - сопоставление неоднородных понятий.
В предложенном для анализа тексте Астафьева, весьма ярко звучит проблема жестокости и беспощадности войны.
Стилистическая речевая ошибка.
Поэтому важно оставаться человеком и стараться помочь, ведь в такой ситуации можешь оказаться ты или близкий тебе человек.
неуместное употребление местоимения второго лица.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: усилить работу над формулировкой и  комментарием проблемы.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 1
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 9

Возврат к списку