Запомни!
проблема жестокости и беспощадности войны
-
Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.
(1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.
(2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.
(3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.
— (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.
(9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.
— (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.
(14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.
— (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!
(27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.
— (28)Тихо, друг, тихо!
(29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.
(32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.
(33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.
— (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..
(40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.
(42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.
(45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.
(47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:
— Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!
(52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.
(53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.
(54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».
Астафьев достаточно лояльно отзывается о солдате, который в приступе ярости хочет расстрелять фашистов: «Маришку сожгли-и-и! Селян в церкви сожгли-и-и! Мамку! Я их тыщу… Тыщу кончу!» Солдат пытался отмстить за убийство близких ему людей, но месть не принесла облегчения, он так же страдает. Война никого не пощадила.
Так же страдают и те люди, которые лежат в полуразбитой хате, из которой сделали лазарет. Все кто находился там будь-то русские или немцы были ранены и побиты, всем нужна была помощь. Врач не делил их на своих и чужих: «И лежали раненые вповалку – и наши и чужие…» в первую очередь все они были людьми, которые страдали и нуждались в нем.
Эти два примера идеально дополняют друг друга и дают понять, что на войне страдает не только тело, но и душа. Телесные раны могут затянуться и оставить после себя шрамы, а душевные будут долго болеть и возможно никогда не затянутся.
Позиция автора выражена довольно ясно: на войне страдают все, из-за этого не стоит допускать лишнюю жестокость, ведь многие оказались на войне не по своей воле и страдают точно также. Поэтому важно оставаться человеком и стараться помочь, ведь в такой ситуации можешь оказаться ты или близкий тебе человек.
Нельзя не согласиться с мнением автора, ведь лишняя жестокость никому не сделает лучше, война и так отнимает у людей самое дорогое. В произведении Виталия Закруткина «Матерь человеческая» главная героиня потеряла всех дорогих и близких ей людей. Когда она нашла в подвале немецкого солдата, ею овладевает ярость, но после она сжалилась над ним. Мария выхаживает его: кормит, лечит, но, к сожалению солдат, умирает у нее на руках. Женщина похоронила его.
Проблема жестокости войны остается актуальной и в наши дни. Мир полон насилия, ненависти и злобы, из-за которой страдают все, даже невинные люди.
Здравствуйте, Елизавета!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема сформулирована чересчур широко, нет четкой связи между проблемой и позицией автора.
K2 - Комментарий + 1 балл.
Пример 1 в сочинении указан, с проблемой жестокости войны косвенно соотносится. В пояснении примера допущена логическая смысловая ошибка:
Астафьев достаточно лояльно отзывается о солдате, который в приступе ярости хочет расстрелять фашистов: «Маришку сожгли-и-и! Селян в церкви сожгли-и-и! Мамку! Я их тыщу… Тыщу кончу!» |
Пример 2 указан, однако с проблемой жестокости войны соотносится слабо (люди страдают от болезней не только на войне). Пояснение примера 2 отсутствует.
Поскольку второй пример не засчитан, анализ взаимосвязи между примерами тоже не засчитывается.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. То, что на войне все страдают, понятно и так, без текста Астафьева. Настолько банальной не может быть ключевая идея текста. В похиции автора вы уходите на другую проблему - на проблему проявления милосердия, взаимопомощи, гуманного отношения к пленным.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Поскольку позиция автора оценена 0 баллов, согласие с этой позицией оценивается так же.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Ошибки:
Эти два примера идеально дополняют друг друга и дают понять, что на войне страдает не только тело, но и душа. |
ведь многие оказались на войне не по своей воле и страдают точно также. |
ведь лишняя жестокость никому не сделает лучше, война и так отнимает у людей самое дорогое |
Логической ошибкой является отсутствие микровывода в абзаце с собственной позицией. Непонятно, какое отношение к проблеме имеет приведенный пример.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки:
Все кто находился там будь-то русские или немцы были ранены и побиты, всем нужна была помощь. |
ведь многие оказались на войне не по своей воле и страдают точно также. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: +0 баллов.
Ошибки:
В предложенном для анализа тексте Астафьева, весьма ярко звучит проблема жестокости и беспощадности войны. |
Все ЗПТ кто находился там ЗПТ будь-то русские или немцы ЗПТ были ранены и побиты, всем нужна была помощь. |
Врач не делил их на своих и чужих: «И лежали раненые вповалку – и наши и чужие…» ТОЧКА в первую очередь все они были людьми, которые страдали и нуждались в нем. |
Телесные раны могут затянуться и оставить после себя шрамы, а душевные будут долго болеть и возможно никогда не затянутся. |
Мария выхаживает его: кормит, лечит, но, к сожалению солдат, умирает у нее на руках. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
Врач не делил их на своих и чужих: «И лежали раненые вповалку – и наши и чужие…» в первую очередь все они были людьми, которые страдали и нуждались в нем. |
Когда она нашла в подвале немецкого солдата, ею овладевает ярость, но после она сжалилась над ним. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Ошибки:
Война считается одним из самых страшных и ужасных моментов в истории и жизни людей. |
В предложенном для анализа тексте Астафьева, весьма ярко звучит проблема жестокости и беспощадности войны. |
Поэтому важно оставаться человеком и стараться помочь, ведь в такой ситуации можешь оказаться ты или близкий тебе человек. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: усилить работу над формулировкой и комментарием проблемы.