Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема трусости

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



15.11.2020 13:32:20
Автор: Дарья Чечехина

Одной из проблем, которую затрагивает в своем произведении г.Бакланов, является раскрытие личности человека, а именно проявление трусости на войне.
Автор показывает проблему, рассказывая о военном задании двух солдат, повозочном Домовушине и старшине Пономареве. Они  “тащились” на наблюдательный пункт, под обстрелом немецких пуль. Почувствовав угрозу для жизни,  Домовушин бросил своего товарища и ринулся спасать себя, тем самым показал свою трусость и эгоистичность. Но он не только побоялся спасти Пономарева, но и струсил признаться в данном бездействии.
На самом деле, данная проблема стояла достаточно остро во время проведения  боевых действий, ведь именно в стрессовых ситуациях проявляются настоящие качества человека. Морально слабые люди способны на то, чтобы спасаться самому, а своего товарища и вовсе “позабыть”.
Позиция автора заключается в том, что люди на войне проявляют истинные качества, свойственные их личности. В данном тексте особенна проблема трусости.
С мнение Г.Бакланова я полностью могу согласиться, ведь психология человека устроена именно так, что в экстремальных условиях проявляется настоящий характер человека.
К проблеме трусости также обращается писатель Лев Толстой в своем произведении “война и мир”. Там раскрываются “чистые” сущности людей, в особенности их боязни.  Главным примером, который проявляет свою трусость, является адъютант Жерков, который прикрываясь поисками своей батареи, уклоняется от боев.
Таким образом, можно сделать выводы, что война может раскрыть истинные черты людей и выявить настоящих трусов.
Количество слов - 215

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Дарья!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Комментарий похож на пересказ. Пояснения необходимо обрамлять действиями автора, чтобы сделать комментарий аналитическим.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 не указан, не пояснен.

Взаимосвязь между примерами не определена, не проанализирована.

Дарья, Вы выявили вовсе  не основную проблему текста, поэтому и не получилось подобрать второй пример. Здесь главной является проблема поведения людей в критической ситуации. Очевидно, что персонажи ведут себя по-разному: Долговушин думает о себе, а Пономарев -  о боевом товарище. Долговушин проявляет малодушие, эгоизм, а Пономарев - благородство и смелость. Отсюда и главная идея текста, заключающаяся в том, что в критической ситуации НУЖНО вести себя отважно и благородно.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Позиция автора заключается в том, что люди на войне проявляют истинные качества, свойственные их личности. В данном тексте особенна проблема трусости.
Позиция автора - это некое поучительное суждение, а не мысль, известная всем. Вам стоило написать, что на войне НЕЛЬЗЯ проявлять трусость.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

На самом деле, данная проблема стояла достаточно остро во время проведения  боевых действий, ведь именно в стрессовых ситуациях проявляются настоящие качества человека. Морально слабые люди способны на то, чтобы спасаться самому, а своего товарища и вовсе “позабыть”.
1) Вы должны комментировать проблему, пояснять конкретные примеры, а не рассуждать о поставленной проблеме в контексте войны в целом. Эти предложения разрушают логическую схему Вашего рассуждения.
Таким образом, можно сделать выводы, что война может раскрыть истинные черты людей и выявить настоящих трусов.
2) Еще один предмет речи. Вывода в работе нет.

K6 - Точность и выразительность речи + 1балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Одной из проблем, которую затрагивает в своем произведении г.Бакланов, является раскрытие личности человека, а именно проявление трусости на войне.
1) Корректно: Г.Бакланов.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Они  “тащились” на наблюдательный пункт, под обстрелом немецких пуль.
1) Лишняя запятая.

На самом деле, данная проблема стояла достаточно остро во время проведения  боевых действий, ведь именно в стрессовых ситуациях проявляются настоящие качества человека.
2) Лишняя запятая перед ДАННАЯ.
Главным примером, который проявляет свою трусость, является адъютант Жерков, который прикрываясь поисками своей батареи, уклоняется от боев.
3) Не обособлен деепричастный оборот.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Морально слабые люди способны на то, чтобы спасаться самому, а своего товарища и вовсе “позабыть”.
1) Корректно: самим.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

В Вашем тексте масса речевых ошибок.

Одной из проблем, которую затрагивает в своем произведении г.Бакланов, является раскрытие личности человека, а именно проявление трусости на войне.
1) Корректно: ставит.

2) Свой - здесь плеоназм.

3) Невнятная фраза. Очевидно, Вы имели в виду то, что на войне раскрывается личность.

Автор показывает проблему, рассказывая о военном задании двух солдат, повозочном Домовушине и старшине Пономареве.
Неудачное клише. Размышляя о проблеме, автор рассказывает о....

Почувствовав угрозу для жизни,  Домовушин бросил своего товарища и ринулся спасать себя, тем самым показал свою трусость и эгоистичность. Но он не только побоялся спасти Пономарева, но и струсил признаться в данном бездействии.
4) Некорректное употребление местоимения. Оно заменяет предыдущее слово в той же форме. Получается, Пономарев побоялся. Используйте синонимы.
На самом деле, данная проблема стояла достаточно остро во время проведения  боевых действий, ведь именно в стрессовых ситуациях проявляются настоящие качества человека.
5) Данный - канцеляризм.
К проблеме трусости также обращается писатель Лев Толстой в своем произведении “война и мир”. Там раскрываются “чистые” сущности людей, в особенности их боязни.
6) Лексическая несочетаемость. Корректно: тема трусости или проблема проявления трусости.
7) Туманная фраза. Как она вообще связана с проблемой проявления трусости?
8) Свой  - снова плеоназм.
Главным примером, который проявляет свою трусость, является адъютант Жерков, который прикрываясь поисками своей батареи, уклоняется от боев.
9) Человек не может быть примером явления.
10) Пример не может проявлять трусость.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов.

Автор показывает проблему, рассказывая о военном задании двух солдат, повозочном Домовушине и старшине Пономареве. Они  “тащились” на наблюдательный пункт, под обстрелом немецких пуль. Почувствовав угрозу для жизни,  Домовушин бросил своего товарища и ринулся спасать себя, тем самым показал свою трусость и эгоистичность.
1) Фамилия персонажа -  Долговушин.
К проблеме трусости также обращается писатель Лев Толстой в своем произведении “война и мир”.
2) Корректно: "Война и мир".

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста, структурой сочинения, речевым оформлением работы.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 10

Возврат к списку