Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема трусости

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



14.11.2020 13:51:26
Автор: Светлана Васильковская

По моему мнению, в этом тексте автор Г.Бакланов выделяет проблему трусости человека.
Ещё в самом начале автор описывает мягкого и спокойного человека, того, кому не суждено быть на войне. Долговушин проявлял страх или безразличие, ко многому происходящему в его службе. В доказательство своих слов хочу привести цитаты из текста: «За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался.» Долговушин шёл на войну с мыслями о том, как бы уберечь себя, а не спасти Родину и разными способами старался быть подальше от опасных огневых точек.
   Однажды, оказавшись под обстрелом, Долговушин бросил старшину, думая лишь о своём спасении и в дальнейшем не виня себя за это. По приезду к своим пехотинцам, он рассказал о том, как на его глазах убили старшину, но он, будучи в изнеможении, пытался тащить его мёртвого по полю. Такой поступок Долговушина описывает его как труса и обманщика.  
  Я думаю, что писатель хотел рассказать о разных типах людей на войне. На войне место на храбрым людям, которые готовы сражаться за свою Родину и близких людей, но Долговушин думал всегда только  о своём спасении, следовательно, он является прямой противоположностью описанного мною образа.
    Я согласна с мнением автора, считаю, что трусливому человеку не место на войне.
    Мне бы хотелось привести пример абсолютно противоположного героя Долговушину-Андрея Соколова из произволения М.А. Шолохова «Судьба человека». Андрей является очень смелым, мужественным человеком , который на войне сражался за Родину и мирное небо, отдавая все силы.
   Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что трусость-самое недостойное поведения человека, в особенности на войне. На войне место тем людям, которые готовы сражаться до конца за свою Родину.
    
Количество слов - 279

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Светлана!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно, с речевой ошибкой.

По моему мнению, в этом тексте автор Г.Бакланов выделяет проблему трусости человека.
Проблема проявления трусости. Нельзя выделять проблему.

Совет: лучше формулировать проблему в виде вопроса.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, не пояснен.

Пример 2 указан, не пояснен.

Взаимосвязь между примерами не определена и не проанализирована.

Комментарий представляет собой сумбурный пересказ. Некорректно вводятся цитаты. Так писать не нужно:

В доказательство своих слов хочу привести цитаты из текста: «За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался».
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы не определена.

Я думаю, что писатель хотел рассказать о разных типах людей на войне. На войне место на храбрым людям, которые готовы сражаться за свою Родину и близких людей, но Долговушин думал всегда только  о своём спасении, следовательно, он является прямой противоположностью описанного мною образа.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Важно: так как К3 - 0 баллов, то К4 автоматически обнуляется.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Логические ошибки

Ещё в самом начале автор описывает мягкого и спокойного человека, того, кому не суждено быть на войне.
Неудачное начало предложения, абзаца. Почему "ещё"?Это первое предложение комментария.  Смысл  предложения непонятен. Нужно точнее формулировать мысль.
Я думаю, что писатель хотел рассказать о разных типах людей на войне. На войне место на храбрым людям, которые готовы сражаться за свою Родину и близких людей, но Долговушин думал всегда только  о своём спасении, следовательно, он является прямой противоположностью описанного мною образа.
А описанный Вами образ это кто? В Вашем комментарии речь идёт только о Долговушине.  Старшина Пономарёв лишь упоминается.
Заключение содержит противоречие:
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что трусость-самое недостойное поведения человека, в особенности на войне. На войне место тем людям, которые готовы сражаться до конца за свою Родину.
Долговушин проявлял страх или безразличие, ко многому происходящему в его службе.
Почему союз "или"? Так страх или безразличие? Разделительный союз в данном случае неуместен.

Имеется нарушение абзацного членения.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя. В сочинении много речевых ошибок.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Долговушин проявлял страх или безразличие, ко многому происходящему в его службе.
Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Долговушин проявлял страх или безразличие, ко многому происходящему в его службе.
Нарушение управления. Происходящему (где?) на службе.
 
Однажды, оказавшись под обстрелом, Долговушин бросил старшину, думая лишь о своём спасении и в дальнейшем не виня себя за это.
Нарушение видовой соотнесённости глагольных форм (деепричастие "оказавшись" (сов. вид), "думая", "не виня" (несов. вид).

Нарушение в употреблении предлога с существительным (хороший пример для задания № 8 ЕГЭ по русскому языку).
По приезду к своим пехотинцам, он рассказал о том, как на его глазах убили старшину, но он, будучи в изнеможении, пытался тащить его мёртвого по полю.

По приезде
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Неточное словоупотребление. Лексическая несочетаемость.Нельзя разными способами стараться быть подальше от огневых точек.

Долговушин шёл на войну с мыслями о том, как бы уберечь себя, а не спасти Родину и разными способами старался быть подальше от опасных огневых точек.
Речевая избыточность (плеоназм):
Подводя  итог сказанному, можно сделать вывод о том, что трусость-самое недостойное поведения человека, в особенности на войне.

Повторы
 
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что трусость-самое недостойное поведения человека, в особенности на войне. На войне место тем людям, которые готовы сражаться до конца за свою Родину.

Долговушин проявлял страх или безразличие, ко многому происходящему в его службе. В доказательство своих слов хочу привести цитаты из текста: «За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался.» Долговушин шёл на войну с мыслями о том, как бы уберечь себя, а не спасти Родину и разными способами старался быть подальше от опасных огневых точек.

  Однажды, оказавшись под обстрелом, Долговушин бросил старшину, думая лишь о своём спасении и в дальнейшем не виня себя за это. По приезду к своим пехотинцам, он рассказал о том, как на его глазах убили старшину, но он, будучи в изнеможении, пытался тащить его мёртвого по полю. Такой поступок Долговушина описывает его как труса и обманщика.  

 Я думаю, что писатель хотел рассказать о разных типах людей на войне. На войне место на храбрым людям, которые готовы сражаться за свою Родину и близких людей, но Долговушин думал всегда только  о своём спасении, следовательно, он является прямой противоположностью описанного мною образа.

Неудачное употребление местоимения:
Такой поступок Долговушина описывает его как труса и обманщика.
Однажды, оказавшись под обстрелом, Долговушин бросил старшину, думая лишь о своём спасении и в дальнейшем не виня себя за это.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над всеми элементами содержания и речевого оформления сочинения.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 1
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 9

Возврат к списку