Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Чем опасен эгоизм?

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



13.11.2020 00:51:37
Автор: Алёнка Исаенко

  Мы достаточно часто сталкиваемся с людьми, которые думают только о собственной выгоде и ставят свои интересы превыше других. Чем же опасен их эгоизм для общества? Именно этим вопросом задаётся Г. Бакланов в предложенном для анализа тексте.
  Раскрывая проблему, автор рассказывает нам о «бестолковом» Долговушине, который, увидев немца, сразу бросился бежать. Ему было все равно на Пономарёва, он только усмехнулся над его смертью, когда уже сам оказался в безопасности. Хотя окружающие считали его несмышлёным, Долговушин быстро смог выбраться из сложной ситуации и сориентироваться на местности, потому что он понимал, что делает это для своей безопасности, а не по команде. Вернувшись на огневые позиции, он солгал, что пытался спасти Пономарёва и тащил его на себе. Долговушин сделал это для того, чтобы выставить себя героем и заслужить хорошее отношение, которое повлекло за собой назначение его на «хлебную» должность каптёра, хотя он не был ее достоин. Поведением героя автор показывает явный пример эгоизма и черствости по отношению к другим людям, который повлек за собой смерть старшины. Эгоистичные люди не способны на героические поступки, потому что им безразлична судьба окружающих. На мой взгляд безразличие можно приравнять к соучастию, потому что у нас всегда есть выбор: помочь или же пройти мимо, тем самым оставив человека в беде.
  Размышляя над этой проблемой, автор противопоставляет между собой этих двух героев. Старшина верил в то, что он сможет перевоспитать повозочного и сделать из него толкового солдата. Пономарёв был ранен, но чувствовал ответственность и старался помочь Долговушину: кричал в какую сторону ползти и выпустил последние патроны, давая уйти повозочному. Только после того, как он убедился, что его услышали, старшина вспомнил о себе, но уже было поздно – его ударили палкой по голове и «свет померк». Это пример мужества, стойкости, смелости и героизма. Если человек жертвует собой, спасая других, то он настоящий герой, но, к сожалению, его заслуги не смог оценить такой эгоистичный человек, как Долговушин.
   Позиция автора ясна, она заключается в том, что поступки людей определяют их внутренний мир и степень себялюбия. В произведении доказано, что эгоизм несет за собой необратимые последствия, которые влияют не только на одного человека, но и на его окружение.
  Я согласна с позицией автора и считаю, что не следует ставить себя выше других и забывать об окружающих людях. На сегодняшний день во всем мире приняты меры по предотвращению распространения такой страшной болезни, как коронавирус. Но, находясь в общественных местах, я часто встречаю людей, которые игнорируют использование средств индивидуальной защиты, что только усугубляет ситуацию. Этот пример показывает, как эгоизм отдельных личностей привел к всемирной эпидемии, которая стала причиной серьезных социально-экономических последствий и огромного количества смертей.
  В заключение хочется сказать о том, что нужно любить себя, но при этом нельзя пренебрежительно относиться к окружающим Вас людям.
Количество слов - 440

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Алёна!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен, пример соотносится с проблемной областью.

Пример 2 указан, пояснен, но с проблемной областью не соотносится, т.к. не показывает, в чем именно опасность эгоизма для общества. Этот пример не иллюстрирует проблему эгоизма.

Если вы пишете о проблеме проявления эгоизма. то оба примера должны иллюстрировать авторскую позицию - эгоизм опасен для общества потому-то и потому-то. У вас в тексте пример эгоистичного поведения - поступок Долговушина, а образ Пономарева не является примером эгоизма. Следовательно, вы неверно выбрали проблему, не смогли найти главное в тексте, то, что подтверждается двумя качественными примерами.

Поскольку второй пример не соотносится с проблемой, говорить о взаимосвязи между примерами не приходится.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена формально, с логическими ошибками..

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Раскрывая проблему, автор рассказывает нам о «бестолковом» Долговушине, который, увидев немца, сразу бросился бежать. Ему было все равно на Пономарёва, он только усмехнулся над его смертью, когда уже сам оказался в безопасности.
Логическая ошибка: нарушение последовательности изложения мыслей. Непонятно, кто такой Пономарев, почему он умер и т.п.

В сочинении прослеживается логическая сумбурность, наличие противоречивых и неубедительных суждений.
Позиция автора ясна, она заключается в том, что поступки людей определяют их внутренний мир и степень себялюбия. В произведении доказано, что эгоизм несет за собой необратимые последствия, которые влияют не только на одного человека, но и на его окружение.
Красным цветом выделена мысль, которая никак не связана с проблемным вопросом. Лиловым цветом выделена мысль, которая не доказывается комментарием авторской позиции. Из вашего сочинения непонятно, в чем заключается необратимость последствий эгоизма Долговушина. У этого персонажа ведь все хорошо, он жив, получил заветную должность. И все это благодаря его эгоизму! Вы не показали нравственную оценку персонажа, не убедили эксперта в том, что Долговушин не прав, что он является отрицательным героем.

А здесь явное противоречие предыдущим суждениям:
В заключение хочется сказать о том, что нужно любить себя, но при этом нельзя пренебрежительно относиться к окружающим Вас людям.
Долговушин любил себя, нам нужно делать так же, как он?
Но, находясь в общественных местах, я часто встречаю людей, которые игнорируют использование средств индивидуальной защиты, что только усугубляет ситуацию. Этот пример показывает, как эгоизм отдельных личностей привел к всемирной эпидемии
Логическая ошибка: ложный вывод. Эгоизм людей. которых вы видите в общественных местах, не мог стать причиной всемирной эпидемии.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Ошибки:

многочисленные нарушения точности выражения мысли: некорректное использование местоимений,

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки:

В заключение хочется сказать о том, что нужно любить себя, но при этом нельзя пренебрежительно относиться к окружающим Вас людям.
Прописная буква употреблена неуместно.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

На мой взгляд ЗПТ безразличие можно приравнять к соучастию, потому что у нас всегда есть выбор: помочь или же пройти мимо, тем самым оставив человека в беде.
Пропущена запятая после вводного сочетания.
кричал ЗПТ в какую сторону ползти и выпустил последние патроны, давая уйти повозочному.
Пропущена запятая перед началом придаточной части.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Поведением героя автор показывает явный пример эгоизма и черствости по отношению к другим людям, который повлек за собой смерть старшины.
Нарушение построения сложноподчиненного предложения.
Ему было все равно на Пономарёва, он только усмехнулся над его смертью, когда уже сам оказался в безопасности.
Усмехнуться НАД чем-то нельзя. Нарушение управления.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

На мой взгляд безразличие можно приравнять к соучастию, потому что у нас всегда есть выбор: помочь или же пройти мимо, тем самым оставив человека в беде.
Смысловая недостаточность: непонятно, о соучастии в чем идет речь.
Размышляя над этой проблемой, автор противопоставляет между собой этих двух героев.
Повтор, смысловая недостаточность: непонятно, о каких героях идет речь.
Старшина верил в то, что он сможет перевоспитать повозочного и сделать из него толкового солдата.
Кто это такие? Вы ничего не пишете о статусах персонажей, из-за чего возникает сплошная путаница.
Только после того, как он убедился, что его услышали, старшина вспомнил о себе, но уже было поздно – его ударили палкой по голове и «свет померк».
Некорректное употребление местоимений.
Не "ударили палкой по голове", а "ударилО", это метафора, обозначающая выстрел в голову.
Мы достаточно часто сталкиваемся с людьми, которые думают только о собственной выгоде и ставят свои интересы превыше других.
Правильно: выше.
Ему было все равно на Пономарёва, он только усмехнулся над его смертью, когда уже сам оказался в безопасности.
Разговорное выражение. Норма: ему была безразлична судьба Пономарева.
Поведением героя автор показывает явный пример эгоизма и черствости по отношению к другим людям
Неудачная речевая конструкция. Лучше: Поведение героя является примером...
Раскрывая проблему, автор рассказывает нам о «бестолковом» Долговушине
Лишнее слово.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку