Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема трусости

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



12.11.2020 19:12:58
Автор: Глеб Авраменко

Каждый человек на войне испытывает страх. Под влиянием того, что людям приходится пережить на поле боя, они могут совершить необдуманные, порой даже омерзительные поступки.

Что заставляет людей испытывать страх? На что способен пойти человек под влиянием сильного испуга? Именно проблема трусости поднимается в тексте Г.Бакланова.

В качестве примера автор приводит поведение Долговушина, когда на гребень окопа, в котором находился герой, вспрыгнул человек в каске. В этот момент его охватил страх, который заставил Долговушина броситься бежать назад. И даже ранение, полученное его начальником, не смогло заставить персонажа поступить по совести, и он продолжил бегство, оставив товарища позади. Поведение героя характеризует его как последнего труса, который готов пойти на все, чтобы сохранить свою жизнь.

Не менее ужасным является поведение Долговушина в дальнейшим. Чтобы спасти свою шкуру от наказания, герой нагло врет своим товарищам и рассказывает небылицы о том, как они вместе с Пономарёвым отстреливались от немцев и как он храбро тащил мертвого старшину, после чего Долговушин даже занял должность каптёра. Поступок героя помогает второй раз убедиться читателю в том, что именно трусость является причиной настолько подлых поступков.

Данные примеры не могут оставить читателя равнодушным и заставляют обратить внимание на проблему. Они наглядно демонстрируют нам все проявления такого плохого качества как трусость.

Позиция самого Бакланова отражается в мыслях Пономарёва в момент побега Долговушина с поля боя, при этом самом повествовании прослеживается ирония, которая также убеждает нас в негативном отношении автора к проблеме. Писатель считает поведение главного героя высшим проявлением трусости, которое рождается под влиянием страха человека за свою жизнь.

С позицией Бакланова невозможно не согласиться, ведь каждый человек должен поступать совестно, и трусость не должна этому препятствовать. В противном случае, подобные люди никогда не будут обладать таким важным качеством как порядочность.

Подводя итог, хочется сказать, что каждый из нас в пугающей ситуации способен поступить правильно, главное побороть в себе труса.
Количество слов - 298

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Глеб!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами не определена, но проанализирована, хотя сделано это не очень убедительно.

Необходимо поработать над этим аспектом более серьёзно.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но обоснование тезиса отсутствует (нет примера).

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Каждый человек на войне испытывает страх.
И в заключении сочинения вы снова употребляете это слово:
 
Подводя итог, хочется сказать, что каждый из нас в пугающей ситуации способен поступить правильно, главное побороть в себе труса.
 Мысль звучит категорично. Совет: чтобы обойти такие "острые углы", старайтесь "сглаживать", например, вводными конструкциями (Наверное, возможно, вероятно и т.д.). Слово "каждый" используйте с большой осторожностью.

Такая категоричность, попытка обобщения ведёт к логической ошибке.

Они наглядно демонстрируют нам все проявления такого плохого качества как трусость.
Местоимение "все" так же, как и слово "каждый", выглядит категорично.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

В противном случае, подобные люди никогда не будут обладать таким важным качеством ЗПТ как порядочность.
Пропущена запятая.
Подводя итог, хочется сказать, что каждый из нас в пугающей ситуации способен поступить правильно, главное ТИРЕ побороть в себе труса.
 Пропущено тире между подлежащим и сказуемым.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Неправильное употребление местоимения:

...когда на гребень окопа, в котором находился герой, вспрыгнул человек в каске. В этот момент его охватил страх, который заставил Долговушина броситься бежать назад.
Возникает двусмысленность. Кого?  Долговушина, человека в каске?

Использование разговорных, просторечных слов. Нарушение лексической сочетаемости
Чтобы спасти свою шкуру от наказания, герой нагло врет своим товарищам и рассказывает небылицы о том, как они вместе с Пономарёвым отстреливались от немцев и как он храбро тащил мертвого старшину, после чего Долговушин даже занял должность каптёра.
Долговушин, безусловно, заслуживает такой оценки, но старайтесь не выходить за рамки стиля.

И ещё: не стоит строить такие большие предложения. Последняя часть нелогично присоединена к другим частям сложного предложения.

Повторы (тавтология):

Поступок героя помогает второй раз убедиться читателю в том, что именно трусость является причиной настолько подлых поступков.

Советую слово "герой" поаккуратнее использовать для таких людей, как Долговушин.

Повторы, неуместное употребление местоимений:

Позиция самого Бакланова отражается в мыслях Пономарёва в момент побега Долговушина с поля боя, при этом самом повествовании прослеживается ирония, которая также убеждает нас в негативном отношении автора к проблеме.
Нарушение лексической сочетаемости:
С позицией Бакланова невозможно не согласиться, ведь каждый человек должен поступать совестно, и трусость не должна этому препятствовать.
Слово "плохое" неточно характеризует мысль. Слова "плохой" - "хороший" обладают широкой семантикой, поэтому необходимо подбирать более точные прилагательные.
Они наглядно демонстрируют нам все проявления такого плохого качества как трусость.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над обозначением связи между примерами в комментарии и анализом связи, обоснованием собственной позиции, речевым оформлением сочинения.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку